Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Федерация как форма государственного устройства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1. Характеристика федеративной
формы государственного устройства. 6

1.1.    Понятие и
признаки федерации. 6

1.2.    Принципы и
модели построения федерализма. 9

Глава 2. Федеративное устройство
России. 13

2.1.    История
развития федерализма в РФ.. 13

2.2.    Проблемы и
перспективы развития российского федерализма. 16

Заключение. 21

Список использованной литературы.. 23

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Своеобразие конкретной формы
государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью
зрелости общественной государственной жизни, задачами и целями, которые ставит
перед собой государство. От формы государства в значительной степени зависит
политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов.

Проблемы государственного устройства всегда были
чрезвычайно важными в течение всего периода исторического развития  нашей страны. Сверхактуальны они и сегодня. Конституция
РФ[1] определяет государственное
устройство РФ как федеративное, однако целый ряд специфических признаков
федерации в России вызывает к жизни и кардинально противоположные мнения относительно
российского государственного устройства, когда нашу федерацию признают
неполноценной.

Ситуация осложняется и
тем, что российское федеративное устройство на протяжении длительного времени
характеризовалось неустойчивостью, динамизмом, и эти тенденции присущи
федерализму в нашей стране и в настоящее время. Все это находит отражение
государственно-правовой жизни и практике, включая  изменения законодательства и самих
федеративных отношений, а также в осуществляемом на данный момент научном
поиске дальнейших путей  развития
российского федеративного устройства.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы федеративного устройства
традиционно являются объектом внимания исследователей  из различных областей права, поскольку
напрямую затрагивают одну из фундаментальных характеристик современной
российской государственности. Анализ новейших тенденций российского федерализма
проводили А.А. Захаров, И.М. Бусыгина, О.М. Здравомыслова и А.В. Рябов, Н.В.
Петров, М.Г. Миронюк, В.Я. Гельман и др.

Объектом исследования являются федеративные государственно-политические отношения.

Предмет исследования – федеративное государственное устройство и его особенности.

Целью исследования является политико-правовой анализ характеристик федеративного
государства.

При написании курсовой
работы были поставлены следующие задачи:

1.         
дать
понятие термину «федерализм», выделить его принципы и признаки;

2.         
охарактеризовать
классификацию моделей построения федерализма;

3.         
выделить
проблемы российского федерализма, наметить  перспективы его развития.  

Методология исследования данной курсовой работы основана на общенаучных
методах, таких как анализ  и синтез,
обобщение. Среди частнонаучных методов применялись: сравнительно-правовой,
сравнительно-исторический, формально-юридический методы.

Теоретическую основу работы составили труды таких авторов, как  А.В. Баранов, А.В. Малько, А.А. Плотников,
Л.П. Рассказов и др.

Нормативной основой работы стали нормы Конституции РФ, Федеративного договора,
иных нормативных актов.

Структура
работы
определена целью и задачами исследования и включает в
себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, разделенных на четыре
параграфа, заключение, список использованной литературы.

 

 



[1]Конституция Российской
Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от
30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). // Собрание
законодательства РФ. № 31. Ст. 4398.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мы пришли к выводам, что
форма государственного устройства, именуемая федерацией, обладает существенной
спецификой, при том, что главным её признаком выступает наличие территориальных
единиц,   обладающих частично политической
самостоятельностью и образующих при этом единое государство
.

Федеративный
характер государства предполагает также разделение власти по вертикали между
федерацией и субъектами, возможность решения ряд вопросов решается
субъектами  самостоятельно.

Удалось
выяснить, что федеративные государства настолько многообразны, что их
классифицируют по многочисленным основаниям, таким как правовое положение
субъектов, их качественная однородность, принцип образования субъектов, порядок
образования федерации  и др.

Основы современного
федеративного государственного устройства были заложены в нашей в начале 1990-х
гг. Федеративным договором, а затем и  Конституцией
РФ 1993 года. С тех пор страна приобрела
признаки
федеративного государства с целом рядом особенностей, позволяющих считать нашу
федерацию
нестандартной,
отягощенной целым рядом проблем. Нами были выделены такие из них, как большое
число субъектов на огромной территории, огромные различия субъектов РФ по
площади территории, по численности населения и иным признакам,  разнопорядковость состава субъектов, смешанный
принцип формирования федерации в России,  конституционно-правовой характер, отсутствие
равновесия и стабильности в решении вопросов централизации и децентрализации
управления и др. 

Нами
выделены предлагаемые в науке пути дальнейшего развития федерации в России.
Однако, сегодня, на фоне поправок в Конституцию РФ и иных политико-правовых
событий проявляется наиболее вероятная траектория развития российского
федерализма. Её суть в
перераспределении предметов ведения в пользу федерального
центра, усилении централизации власти. Можно констатировать, что
Россия движется в сторону унитарного
федерализма, к федерально-авторитарной модели.

Считаем, что реальный федерализм
возможен только в развитой правовой ситуации: его возникновение связано с
утверждением естественных прав, развитой демократии, конституционализма,
сформировавшегося гражданского общества.

Поэтому для развития
российского федерализма по цивилизованному пути необходимо:

дифференцированно
учитывать интересы субъектов федерации с учетом их особенностей,

развивать демократию,

формировать  реальное гражданское общество,

реализовывать заложенные
в Конституции России прогрессивные принципы:  приоритета прав человека, народовластия и др.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1.
Характеристика федеративной формы
государственного устройства

1.1.     Понятие и признаки федерации

 

В общем виде форма
государственного устройства, именуемая федерацией, предполагает, что ряд
территориальных единиц, возможно с атрибутами государственности, обладающих
отчасти политической самостоятельностью, образуют единое государство
.

Можно
выделить следующие общие характеристики федерации:


в территориальном плане федерация включает в себя относительно самостоятельные
государственно-подобные образования, именуемые  субъектами (такие
государственно-территориальные образования имеют определенную политическую
самостоятельность (штаты, области, кантоны, республики и т. п.);


власть в федеративном государстве разделяется по вертикали между федерацией и
субъектами, ряд вопросов решается субъектами  самостоятельно;


система государственных органов имеет двухуровневый характер –федеральные
органы и органы власти субъекта федерации. Например, в штатах США функционируют
одно или двухпалатные легислатуры, органы исполнительной власти, судебная
система, во главе — губернатор штата;


система законодательства также двухуровневая, включает  федеральную систему законодательства и законы
субъектов федерации. Обычно у каждого субъекта есть конституционный акт, а
также система законов, принимаемых в пределах компетенции субъекта. Согласно
общему правилу, недопустимо противоречие регионального закона федеральному;


система налогообложения тоже двухуровневая: федерация устанавливает федеральные
налоги, поступающие в государственный бюджет, субъект устанавливает налоги,
поступающие в бюджет субъекта федерации;


в многонациональном государстве субъекты федерации, как правило, могут
устанавливать государственный язык и гражданство субъекта;


субъекты в большинстве случаев лишены права выхода из состава федерации
(сецессии). История знает исключения – например, СССР, хотя право сецессии
скорее было формальным, РСФСР в 1918-1925 гг. Сегодня это Канада, Сент-Китс и
Невис[1].

Если обобщить различные исследования по проблеме
признаков федерации, то можно получить следующие общие признаки федерализма как
принципа государственного устройства: 

      
как
мы уже отметили, это единое целое государство, включающее  ряд субъектов как территориальных единиц;

      
субъекты
федерации имеют ряд правомочий по организации своей внутренней жизни, ряд прав
государственно-правового характера, среди которых, может быть также наличие
собственной конституции; 

      
в
условиях единого государства компетенция разделяется между центром федерации и
ей членами, что оговаривается в федеральной конституции[2];

      
отношения
между регионами, а также между регионами и центром демократичны;

      
общегосударственные
проблемы решаются коллективно, территориальные единицы – субъекты федерации
справляются с ними на основе принципов солидарности и субсидиарности,
распределяя  сферы деятельности[3]. 

Одной из основных
характеристик российского государства, обозначенных в ст. 1 Конституции РФ,
названо федеративное устройство.

Уже первая статья главы 3 Конституции (ст. 5) содержит перечень составляющих Российскую Федерацию
субъектов (Приложение 2). Они перечислены в алфавитном порядке в следующей
видовой последовательности: республики, края, области, города федерального
значения, автономная область, автономные округа. В данный момент численный
состав субъектов РФ составляет 85 территориальных образований, из которых – 22
республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 4 автономных
округа, одна автономная область. Территориальные государственно подобные
образования — субъекты федерации являются системообразующим элементом
федеративного государства[4].  

Субъектом
федерации нужно считать не просто территориальную единицу, а организацию
публичной власти на этой территории, действующей от имени её населения.  Ей принадлежит согласно федеральной
конституции или договору вся полнота власти на этой территории, кроме того, что
подвластно самой федерации. Участвуя в федеративных отношениях, имеет
определенный статус, изменяемый только с его согласия.

Базовые положения о государственном устройстве, закрепленные в ст. 5
Конституции,  характеризуют Россию как  состоящую из равноправных субъектов
Федерации; имеющую в своем составе республики, которые обладают своей
конституцией и законодательством; что касается других субъектов РФ, то у них в
наличии  — устав и законодательство.

Конституционно-правовая
характеристика федерализма в России отражается в целом ряде принципов, которые
служат базой государственного устройства России. Один из важнейших – право
народов России на самоопределение, что отражено уже в преамбуле Конституции РФ.
Одним из проявлений принципа равноправия регионов России называют разграничение
предметов ведения между центральной властью 
и властью в регионах. Принцип добровольного объединения субъектов РФ на
основе конституции подчеркивает конституционный характер Федерации. Согласно
принципу признания государственного суверенитета РФ, признается верховенство
России в процессе решения своих внутренних дел и ее независимость в отношениях
с другими странами. Упомянутые верховенство и независимость отрицают наличие
двух уровней суверенных властей и не дают возможности республикам и иным
субъектам РФ иметь свой суверенитет. В Конституции прямо не закреплен запрет
для выхода субъектов из состава России. Однако этот запрет проистекает из
указанного выше принципа государственной целостности страны.

Итак, формально — юридически наша страна
обладает основными признаками федеративного государства.



[1] Ромашов Р.А. Теория государства и права.   М.: Юрайт, 2020.  113 с. 

[2]Глигич-Золотарева
М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юрист, 2006. С. 11.

[3]Топорнин
Б.Н. Федерализм: теория, институты отношения (сравнительно-правовое
исследование). М.: Юрист, 2001. С. 188.

[4]Дамдинов Б.Д. Конституционно-правовой статус автономных
округов Российской Федерации: проблемы и перспективы (на материалах Агинского
Бурятского и Усть-Ордынского бурятского автономных округов). Дис. … канд. юрид.
наук Иркутск, 2005 //http://www.lawlibrary.ru/disser2018082.html.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы