Курсовая теория Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая теория на тему Факторы влияющие на самооценку. Гендерные особенности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогический анализ понятия самооценки личности 5
1.1. Особенности самооценки личности 5
1.2 Факторы влияющие на формирование самооценки 9
Глава 2. Гендерные особенности формирования самооценки личности 14
2.1. Гендерные различия 14
2.2 Гендерные особенности формирования самооценки 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23

  

Введение:

 

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности.
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты.
Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э. Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованыБелобрыкиной О.А., Божович Л.И., Горбачевой В.А., Захаровой А.В., Липкиной А.И., Лисиной М.И., Мухиной В.С., Савонько Е.И., Уманец Л.И. и другими. Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно, особенно мало внимания уделяется изучению гендерных особенностей самооценки.
Данное обстоятельство обусловило выбор темы исследования – «Гендерные особенности самооценки старших дошкольников».
Цель данной работы заключается в выявлении гендерных особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является самооценка старших дошкольников.
Предмет исследования – гендерные особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. В основу исследования легло предположение о том, что существует определенная гендерная особенность в проявлении самооценки у старших дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были рассмотрены следующие задачи:
1. Особенности самооценки личности
2. Факторы влияющие на формирование самооценки
3. Гендерные различия
4. Гендерные особенности формирования самооценки.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный нами анализ литературы показал, что в настоящее время исследования самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике.
Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Главные функции самооценки — регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира.
Встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная. Адекватная самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека. При такой самооценке человек видит, как свои положительные качества, так и недостатки. Заниженная самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях.
Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит причиной завышенной или заниженной самооценки.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным.
На каждом возрастном этапе самооценка имеет свои отличия. Не исключение и подростковый возраст. Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по- разному. Так, для младшего подросткового возраста (особенно ярко это проявляется у 12- летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается «Я-образ» — относительно устойчивая система представлений о себе. [7]
Соотношение между «Я — реальным» и «Я — идеальным» по Кону характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке.
Рассматривая самооценку, необходимо помимо возрастных отличий выделять и гендерные. Проведенные нами исследования позволили определить гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте, которые необходимо знать и учитывать в общении.
Большинство юношей и девушек имеют адекватную самооценку. Среди юношей несколько выше процент с завышенной самооценкой, а среди девушек, наоборот, с заниженной.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психолого-педагогический анализ понятия самооценки личности
1.1. Особенности самооценки личности

Самооценке отводится центральная роль в рамках современных психологических наук. Данный феномен интерпретируется как личностное образование, сформировавшееся под влиянием социального окружения, системы аксиологических модусов, влияющее на саморегуляцию личности.
Феномен формирования самооценки неоднократно рассматривался в многочисленных концепциях отечественных и зарубежных ученых. На сегодняшний день в психологии накоплено несколько подходов к пониманию сущности личностного образования (Маклаков, А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2012. — 583 c):
А. Адлер полагал, что формирование самооценки представляет собой процесс переживания собственной неполноценности, беспомощности в детском возрасте, что становится началом пути за достижение превосходства над окружающей социально-природной средой, стремления к превосходству;
К. Роджерс рассматривает процесс формирования самооценки как результат социализации личности, понимания собственного восприятия другими;
А. З. Зак интерпретирует самооценку как инструмент анализа и оценивания субъектом собственных путей решения задач, обобщенной схемы деятельности личности;
Б. Г. Ананьев понимает под самооценкой сложный развернутый во времени процесс опосредованного познания себя;
Ю. В. Котенко подходит к определению самооценки как личностного образования, принимающего активное участие в регуляции деятельности и поведения, автономная личностная характеристика, ее центральный компонент, который формируется при активном участии самой личности, отражая своеобразие ее внутреннего мира.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы