Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Факторы нарушения саморегуляции у лиц молодого возраста с акцентуациями характера

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1. Понятие саморегуляции. 3

2. Чувство безопасности и саморегуляция. 8

3. Факторы нарушения саморегуляции. 9

3.1. Дезадаптация. 11

3.2. Роль психологических защит в саморегуляции. 12

3.3. Базисные убеждения. 13

3.4. Расстройства личности. 14

4. Понятие акцентуации в парадигме МКБ 11. 16

Список использованной литературы.. 26

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие
саморегуляции В психологии   одной   из  
важнейших   задач   является  
изучение закономерностей формирования саморегуляции в произвольной
деятельности человека.

Согласно В.И.Моросановой,
под саморегуляцией понимаются «интегративные психические явления, процессы и
состояния», обеспечивающие «самоорганизацию различных видов психической
активности» человека, «целостность индивидуальности и становление бытия
человека» [4]. Общим всех определений является выделение состояния человека в
качестве объекта воздействия и направленность на использование внутренних
средств регуляции, в первую очередь – приемов психологического самовоздействия.
Для понимания сущности саморегуляции необходимо выявить структуру, компоненты,
способы саморегуляции, а также ее психологические механизмы.

Саморегуляция –
возможность человека управлять собой, своими состояниями, достигать
поставленных целей, быть относительно автономным от неблагоприятных влияний
внешней среды.

К настоящему времени в исследованиях по психологии накоплена
богатая теоретическая и эмпирическая база в области формирования саморегуляции.
Формирование процессов саморегуляции изучается с позиций системно-структурного,
мотивационного, личностного подходов в психологии. Достаточно исследована
регуляция различных видов деятельности, отдельных психических состояний и
процессов, регуляция личности и ее поведения.

В зарубежных исследованиях, представители гуманистической
психологии, в основу гуманистической парадигмы ставят идею саморазвития
личности. Понятие саморегуляции изучалось через понятие «личность», «личностная
саморегуляция». Личность во взаимосвязи с саморегуляцией рассматривалась
А.Маслоу, К. Роджерсом, Г. Олпортом, А. Бандурой.

Впервые ввел понятие
регуляции П. Жанэ (1929), утверждая, что способность к саморегуляции является
наивысшим критерием развития личности. Саморегуляция рассматривалась им как
процесс опосредованния социальных норм и ценностей, как система внутренних
требований, которые превращают человека в активного субъекта [8].

З. Фрейд выделял в
качестве регулирующей инстанции — «Я», которое опосредует влечения нормами и
табу, участвует в осознании желаний [7]. Характеризуя процесс развития
личности, К. Роджерс ввел понятие «Я — концепция», которое широко используется
в настоящее время. По мнению Роджерса, степень удовлетворенности человека
жизнью и самим собой зависит от того, насколько согласуется между собой его
«реальное Я» и «идеальное Я». По сути дела, он объясняет механизм адаптации,
считая ее важнейшим условием осуществления самоактуализации [4].

Создатель логотерапии
австрийский психиатр, психолог и невролог B. Франкл выделял смысловую регуляцию
поведения, понимая под этим понятием поиск и принятие того или иного смысла
жизни, которым должно быть пронизано любое жизненное событие [6].

По мнению Б.В. Зейгарник,
Л.С. Выготский первым принципиально связал процесс регуляции с опосредованием,
благодаря которому поведение человека становится более осознанным и
произвольным [9].

С.Л. Рубинштейн, так же
как и Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, А. Розенблют, У.Р. Эшби и другие, связывает
саморегуляцию с ограничением  активность,
которая заключает в себе «самоограничение». «Сила воли заключается не только в
умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять некоторые из них»
[6].

С.Л.Рубинштейн связывал
высший уровень саморегуляции с появлением мировоззренческих чувств, которые
понимались им как осознанные ценностные отношения человека к миру, другим
людям, себе самому» [7].

Советский психолог,
философ, педагог, автор деятельностного подхода А.Н. Леонтьев рассматривал две системы
связи человека с окружающей действительностью — познавательную и смысловую. В
процессе жизнедеятельности человека смысловые образования включаются в
деятельность и начинают осуществлять функцию контроля. Смысловые образования
выполняют регулирующую функцию при постановке целей, при осознании своих
поступков [9].

Концепция А.Н.Леонтьева
положила начало исследованию «связной системы личностных смыслов»,
межмотивационных отношений, которые характеризуют собою строение личности.
Самым сильным регулятором жизненных процессов А.Н.Леонтьев считал «личностный
смысл». Саморегуляция в контексте рассмотрения «личностных смыслов» понимается
как особая деятельность, «внутренняя работа» или «внутреннее движение душевных
сил», направленное на связывание систем личностных смыслов.

Дальнейшее развитие идеи
Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева легло в основу современных
представлений о саморегуляции

Советский психолог,
основательница советской патопсихологии Б.В.Зейгарник определяла саморегуляцию
как сознательный процесс управления собственным поведением. Она выделяла два
уровня саморегуляции. Операционально технический уровень связан с сознательной
организацией действия с помощью средств оптимизации. На мотивационном уровне
организуется общая направленность деятельности с помощью сознательного
управления мотивационно — потребностной сферой. В рамках мотивационного уровня
саморегуляции можно выделить две ее формы: саморегуляция как волевое поведение,
протекающая в условиях мотивационного конфликта и саморегуляция, направленная
на гармонизацию мотивационной сферы, устранение внутренних конфликтов и
противоречий на основе сознательной перестройки и порождения новых смыслов
[20]. Вторая форма, в отличие от волевой регуляции, оказывается эффективной в
критических ситуациях, когда достижение жизненно важных для личности целей
невозможно в силу объективных причин [1].

Дальнейшее развитие идеи
Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева легло в основу концепции
смысловых образований личности (Асмолов А.Г., Братусь Б.С.).

«Смысловые образования
определяются как целостная динамическая система, отражающая взаимоотношения
внутри пучка мотивов, реализующих то или иное отношение к миру, они порождаются
и изменяются в деятельности, и выполняют в ней регулирующую роль» (Мазур Е.С.).

Регулирующая роль
смысловых образований выявляется при осознании и принятии их в качестве
ценностей [9].

Согласно точке зрения
Моросановой В.И., Конопкина О.А. и Осницкого А.К., саморегуляция представляет
из себя процессы инициации и выдвижения субъектом целей активности, а также
управление достижением этих целей. Процессы саморегуляции рассматриваются этими
авторами как внутренняя целенаправленная активность человека, которая
реализуется за счет системного участия самых разных процессов, явлений и
уровней психики. Предметом психологии саморегуляции являются интегративные
психические явления и процессы, обеспечивающие самоорганизацию различных видов
психической активности человека, целостность его индивидуальности и личности.
Анализ механизмов саморегуляции производится в рамках проблематики
индивидуальных стилей регуляции, реализации разных форм произвольной активности
и деятельности (учебной, трудовой), регуляции психических состояний, возрастных
аспектов ее становления [8].

В 80—90 е гг. оформились представления о целостной
многоуровневой системе осознанной саморегуляции произвольной активности
человека.

Понятие «осознанной
саморегуляции» не подразумевает непрерывную и полную представленность в
сознании регулятивных процессов. В своих работах О.А. Конопкин отмечал:
«…имеется в виду не постоянно актуальная и развернутая
осознанность субъектом всех моментов своей регуляторной активности (что, вообще
то, и невозможно), а их принципиальная “подотчетность” сознанию субъекта,
доступуность сознательному управлению» [3].

О.А. Конопкин определил
личность как целостную замкнутую и, в то же время, открытую систему. Такая
характеристика, по мнению К.А. Абульхановой, выражает диалектику замкнутости
личности как целостной структуры и открытости, связанной с функционированием в
деятельности. Вместе с тем, К.А. Абульханова, рассматривает личность как
открытую интерактивную систему, а активность — как механизм деятельности,
общения, познания и самореализации личности в жизни. Саморегуляция осуществляет
координацию взаимодействия системы и особенностей личности с другими
пространствами и системами. Первой задачей, которую решает саморегуляция,
является самоорганизация личности как целостной системы. К.А. Абульханова
называет это саморегуляцией первого порядка. Сочетание самоорганизации с
организацией интерактивного пространства превращает саморегуляцию в способность
личности как субъекта. Это саморегуляция второго порядка. И, наконец,
саморегуляция, которая осуществляется в масштабах жизненного времени
пространства, — саморегуляция третьего, высшего порядка. Стратегия жизни — это
обобщенная жизненная саморегуляция. Она проявляется в стремлении и способности
личности «…приводить в максимально доступное соответствие свои личные
возможности, способности, притязания с жизненными условиями и требованиями, в
том числе созданными (произвольно или непроизвольно) самой личностью,
способность разрешать жизненные противоречия, приобретающие форму жизненных
проблем» [6].

Современные исследования
личностных аспектов саморегуляции базируются, в основном, на концепции стиля
саморегуляции личности. В.И. Морасанова одна из первых четко сформировала
гипотезу о том, что личностные особенности влияют на деятельность через
сложившиеся индивидуальные способы саморегуляции активности. Вслед за
Конопкиным, саморегуляцию она понимала, как осознанный процесс внутренней
психической активности человека по построению, поддержанию и управлению
различными видами и формами произвольной активности, непосредственно
реализующей достижение поставленных целей. По ее мнению, только в
индивидуальных особенностях саморегулирования отражается то, как человек
планирует и программирует достижение цели, учитывает значимые условия
окружающей действительности, оценивает собственную активность, стремясь
получить субъективно приемлемые результаты [2].

Проанализировав работы и
подходы зарубежных и отечественных ученых, нами было отмечено следующее:
современные представления о саморегуляции дают обобщение идей таких наук, как
физиология, психофизиология, психология. Развитие этих подходов связано с
изучением представлений об устойчивости и неизменности живых систем,
приспособительном характере их поведения к пониманию необходимости
целесообразных изменений, регулирующей роли психического отражения,
сознательного управления собственными эмоциями.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы