Курсовая теория на тему Факторы формирования образа «я» в старшем подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ Я – КОНЦЕПЦИИ.. 5
1.1. Основные определения Я-концепции в психологической
науке. 5
1.2 Теоретические основы «Я-концепции». 10
Глава 2. Факторы формирования образа "я"
в старшем подростковом возрасте. 13
2.1 Возрастные факторы становления Я-концепции. 13
2.2. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции
подростков. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
Проблема
развития «Я-концепции» личности в подростковый период приобретает особую
остроту.
Генетически
самосознание возникает позже сознания. Оно появляется на новых этапах развития
индивида как специфическое проявление направленности сознания.
Формирование
«Я-концепции» в подростковом возрасте определяет взросление по отношению к обозначению
«внутренней позиции», в основе которой лежит стремление быть ответственным за
себя, за свои личностные качества, за свои взгляды и способность самостоятельно
отстаивать собственные убеждения. Подросток сенситивный к своему взрослению, а
поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев
«Я-концепции». Другое дело, какого уровня развития они достигнут у подростка и
какие из них займут центральное место в структуре его личности.
Вклад в
исследование этого феномена внесло множество различных ученых, так или иначе
касающихся вопросов личности, и изучающих ее с различных позиций, таких, как: У.
Джемс, Ч.Х. Кули, Дж. Мид, Р. Бернс, К. Роджерс, Э. Эриксон. В российской
психологии «Я-концепция» рассматривалась в основном в русле изучения
самосознания. Этой проблемой занимались В.В. Столин, А.А. Налчаджян, Е.Т.
Соколова, С.Р.Пантелеев, Н.И. Сарджвеладзе, И.С. Кон.
Итак,
проблема формирования и развития «Я-концепции» привлекает внимание как
отечественных, так и зарубежных ученых. Вместе с тем, особый интерес вызывают
особенности развития «Я-концепции» подростков и методы ее диагностики.
Объект исследования: Процесс формирования Я-концепции.
Предмет исследования: особенности «Я-концепции»
современных подростков.
Цель исследования: выявить общие закономерности и гендерные
различия в «Я — концепции» в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую
литературу по проблеме «Я- концепции» в трудах отечественных и зарубежных
исследователей.
2. Определить категориальный аппарат «Я»
как личностного образования
3. Охарактеризовать психологические
особенности формирования «Я — концепции» в разные периоды возрастного развития
Методы исследования:
теоретический анализ литературы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы. Список литературы включает в себя 20 наименования.
Заключение:
Рассмотрев и
проанализировав психологическую литературу, посвященную проблеме формирования
«Я-концепции», были сделаны следующие выводы:
Существующие в
психологической науке подходы к пониманию сущности «Я-концепция» понимают ее,
как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с его оценкой.
Описательная составляющая «Я-концепции» – образ «Я» или картина «Я»;
составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, –
самооценка или принятие себя.
Установлено, что
применительно к «Я-концепции» существует три главных элемента установки:
когнитивная составляющая – образ «Я» – представление индивида о самом себе.
Эмоционально-оценочная составляющая – самооценка. Потенциальная поведенческая
реакция, то есть те конкретные действия, которые могу быть вызваны образом «Я»
и самооценкой.
Закономерности развития
«Я-концепции» подростков: тенденция к завышенной и заниженной самооценке
социометрического статуса; ретроспективная оптимизация. В подростковом возрасте
можно выделить следующее закономерности
развития «Я-концепции»: становление мировоззрения, формирование
самостоятельности суждений, наличие повышенных требований к собственному
морально-нравственному облику и микроокружению, стремление к самоопределению и
самовоспитанию, становление устойчивого самосознания, стабильного образа «Я»,
рефлексия и т д. Формирование «Я-концепции» в подростковом возрасте
преимущественно связано с адаптацией в обществе и с действием
копинг-механизмов. Становление же «Я-концепции» в подростковом возрасте тесно
связано с воплощением в себе «идеального Я».
В подростковом возрасте формируются предпосылки для
формирования психологического новообразования – смысла жизни, развивающегося на
базе выработки основного мотива (жизненной цели), определения и развития
главной задачи, которая связана с отдалённым будущим. В данный период понимание
смысложизненных ориентиров приобретает перспективную стратегическую ориентацию,
освобождается от воздействия соблазнов ситуации, а также импульсивных и
сиюминутных побуждений. В интересующем нас аспекте подростковый возраст можно
охарактеризовать, в первую очередь, тем, что личностные смысловые ориентации и
внутренний мир приобретают самодостаточность, которая переходит в
сверхценность. На этом возрастном этапе происходит формирование предпосылок для
завершения развития высшей системы регуляции, которая характерна для зрелой
независимой личности – системы, которая базируется на логике независимого
выбора.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ Я – КОНЦЕПЦИИ 1.1.
Основные определения Я-концепции в психологической науке Анализ
вопросов, которые связаны с Я-концепцией берут свое начало в зарубежной
психологии, так, например, У. Джемс в 1890 году, посвятил феномену «Я» целую
главу собственной книги «Принципы психологии». Непосредственно подход автора
является основным для многих «Я» теорий, так как он впервые выделяет в
целостном и едином плане две неразрывные стороны, а именно: «чистое Я» и
эмпирическое «Я» [Джемс, 1991].
Под
эмпирическим «Я» либо «Мое», У. Джемс понимал совокупность всего того, что
личность может назвать собственным, а именно: одежду, тело, семью, дом ,друзей,
творческие достижения, репутацию или психические качества и силы. Данное
эмпирическое «Я» автор подразделял на три самостоятельные подсистемы, такие
как:
· Материальное «Я», то есть тело, одежда и
собственность;
· Социальное «Я», то есть то, чем могут
признавать данного человека окружающие люди, при условии, что одна личность
может иметь несколько социальных «Я» в зависимости от контакта с группами,
мнение которых является важным для него;
· Духовное «Я», то есть совокупность
психологических особенностей, способностей и склонностей.
У. Джемс, под
чистым либо познающим «Я» понимал то обстоятельство, в котором человек будет
чувствовать себя субъектом собственных действия, эмоций, восприятия, осознавая
при этом неразрывность и тождество с тем, чем он был накануне. Это ощущение «Я» или степень централизации
субъективной системы может быть более или менее отчетливой, выраженной или
диффузной.[ Джемс У. Психология. М., 1991г]
Последующее
изучение вопросов Я-концепции, связывалось с оформлением и развитием в
психологии психодинамического направления. –Как говорил Ж. Пиаже, только
за счет психоанализа, понятие «Я» в смысле инстанции личности стало приобретать
права гражданства [Пиаже, 1991]. Для З. Фрейда, «Я» было функциональным и
структурным элементом, а также сосредоточием исполнительных и познавательных
функций, фактических целей и воли, которые содержали как сознательный, так и
бессознательный компонент. [Фрейд, 2012]
Позже,
Г.Олпорт предлагал не прибегать в теории личности к понятию «Я», полагая важным
каждый раз учитывать, идет ли речь об образе я, либо осознании себя [ Рогов,
2010. ]
В своих
трудах, К. Юнг выводил важное разграничение «Я» — Эго самости, а именно если
«Эго» будет центром поля сознания, то его субъект, то есть самость, будет
выступать субъектом всей психики. Также важно сказать про психическую
целостность, которая включает как сознательный, так и бессознательный
компонент. А.Адлер, в свою очередь, говорил о важности анализа личности, как
некого единичного человека, вводя при этом понятие стиля жизни, представляющего
собой уникальный способ достижения цели, которые избираются личностью. [Хьелл
Л. Зиглер Д., 2010]
Однако
наибольшей заслугой в разработке термина Я-концепции с точки зрения его структурных
и динамических характеристик принадлежит Э.Эриксону, а также его
последователям. Он понимал в целом идентичность, как некий процесс организации
жизненного опыта в личностноиндивидуальное «Я», что подразумевало его динамику
на протяжении всей жизни. Главной функцией данной личностной структуры была
адаптация. Термин идентичности для Эриксона связывался с понятием постоянного и
непрерывного развития «Я», потому что задача построения идентичности никогда не
могла решаться окончательно. [Фейдимен Д., Карен Хорни. ,Эрик Эриксон. ,Эрих
Фромм, 2007]