Курсовая теория на тему «Фабула любви среди войны в произведениях В.Астафьева (на примере «Пастух и пастушка» и «Звездопад»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1 Тема любви среди войны в произведениях В.П. Астафьева, как предмет литературоведческих исследований ………………………………………….. 3
1.1. Фабула любви среди войны в повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка», как предмет литературоведческих исследований
……………………………. 5
1.2. Фабула любви среди войны в повести В.П. Астафьева «Звездопад», как предмет литературоведческого исследования ………………………………….
Введение:
Темы любви и войны, несмотря на свою явную противоположность, тем не менее, часто переплетаются в творчестве русских писателей. Любовь способна проявить в человеке неведомые ранее силы, иногда любовь возвращает человека к жизни, становится единственным путем к спасению, к перерождению и самосовершенствованию. Именно поэтому сочетание двух противоположных понятий так широко представлено в художественных текстах.
Открытие Астафьева – пастораль на фоне войны. Он сумел увидеть и передать читателям тонкость, трепет и нежность чувств воюющего человека. Это было новым словом в русской литературе. Ведь война и любовь несовместимы. Любовь – это нежность, преданность, уважение, семья, а война – страх, сражения, горе, смерть.
До произведения Астафьева тема пересечения любви и войны рассматривалась в литературе как расставание и ожидание любимого с фронта, как мимолетная вспышка страсти, как военно-полевой роман, имевший разные продолжения после войны, как запретная любовь двух враждующих лагерей. Варианты сюжетных линий данной темы многочисленны. У Астафьева война является не только фоном, на котором разворачивается сюжет, не только ситуацией, вынужденным обстоятельством, где раскрывается человеческий характер, но и препятствием, которое не могут преодолеть герои, чтобы обрести друг друга. Писатель показывает, что любовь на войне невозможна, она обречена на гибель.
Творчество В.П. Астафьева, одного из крупнейших русских писателей второй половины ХХ века, представляет интерес как объект исследования для современного литературоведения. Исследователи прослеживают творческую эволюцию писателя, осмысляют литературно-художественный и философский контекст его произведений. Но практически все критики единодушно отмечают повесть В.П. Астафьева «Пастух и пастушка», как необычное и важное явление в его творчестве.
По мнению многих исследователей, особое место среди большинства фронтовых повестей, и среди повестей В.П. Астафьева занимает другая его повесть, «Звездопад». Отличие обусловлено тем, что во второй тема любви выходит на первый план, а война лишь служит фоном, на котором и разворачиваются события.
Специфику произведений В.П. Астафьева, способы воплощения фабулы любви среди войны мы и попытаемся рассмотреть в нашей работе, опираясь на труды исследователей нескольких поколений.
Актуальность исследования: Тема Великой Отечественной войны всегда принадлежала к числу наиболее актуальных и неисчерпаемых тем. Среди произведений на эту тему выделяют повести В.П. Астафьева. Произведения В.П. Астафьева особым образом сочетают в себе тему любви и войны. Эту закономерность отметили в своих трудах многие исследователи. Актуальность вызвана необходимостью проанализировать сопряжение темы любви и войны в творчестве В.П. Астафьева. Анализ произведений «Пастух и пастушка» и «Звездопад» позволит сформировать теоретический базис нашей работы.
Цель нашей работы – выполнить обзор литературоведческих трудов по данной проблеме, сформулировать свои теоретические понятия репрезентации темы любви среди войны в произведениях В. П. Астафьева «Пастух и пастушка» и «Звездопад».
Объект исследования: литературоведческие исследования, посвященные произведениям В.П. Астафьева «Пастух и пастушка», «Звездопад».
Предмет исследования: тема любви среди войны в произведениях В.П. Астафьева «Пастух и пастушка» и «Звездопад», как предмет литературоведческих исследований.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать работы литературоведов, посвященные теме любви среди войны в произведениях В.П. Астафьева «Пастух и пастушка», «Звездопад»
2. Определить подход к исследованию данной темы
В исследовании были использованы комплексный, компаративный методы научного анализа.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования являются теоретической основой для выпускной квалификационной работы на тему «Фабула «любовь среди войны» в произведениях Астафьева».
Структура работы отвечает цели и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 24 источника.
Заключение:
Творчество Виктора Астафьева, одного из крупнейших писателей второй половины ХХ века, было рассмотрено многими исследователями. В мере необходимой для решения поставленных исследователями задач, в этих работах рассматривались вопросы художественного своеобразия, влияния традиций, взаимосвязь творчества В. Астафьева с современной литературой. По данной проблеме написано много и написано самыми серьезными и глубокими исследователями во все времена. Но, как нам показалось на протяжении всего исследования, каждому человеку есть, что сказать на эту тему. Проведенный нами анализ материала по данной проблеме показал, что фабула любви среди войны в произведениях В.П. Астафьева была рассмотрена исследователями в разных аспектах.
1) Композиционный аспект рассматривали Вахитова, Савицкая, Залыгин, Якименко. Исследователи выделили, как реализуется фабула любви среди войны композиционно. Особое внимание заслуживает развязка такого сюжета. Счастливый конец, воссоединение с любимым(-ой), потеря, смерть героя(-ев). Но даже вероятность смерти одного из героев в таком контексте, по мнению Гуреева, рассматривается как исполнение долга не только перед страной, но и перед любимым человеком [Гуреев, 2018, с.29].
2) С позиции жанра произведение Виктора Астафьева «Пастух и пастушка» рассматривали многие исследователи и пришли к следующим выводам:
Т. М. Вахитова считает повесть классической пасторалью, потому что Астафьев повторяет систему образов-персонажей, свойственную пасторали, а также сохраняет приоритет общечеловеческих ценностей, характерный для этого жанра;
А.М. Иванова считает, что, ставя перед определением «пастораль» уточнение «современная», Астафьев придает жанру остроту и злободневность;
Для лучшего раскрытия темы любви в произведениях литературы в своей работе мы коснулись исследования жанра пасторали, и констатировали тот факт, что в наследии Виктора Астафьева этот жанр перестает быть ограниченным рамками конкретного литературного направления, он теряет строгость и приобретает самостоятельность и актуальность.
Рассмотрев особенности художественного текста, мы раскрыли пастораль не только как жанр, но и жанр, способный осветить историческую, политическую и социальную тему.
3) Стилистический аспект повести исследовала Т.В. Савицкая. Она уделили особое внимание соотношению романтики и реальности в произведении, отметив, что Борису во всем присущ романтизм, поэтому война для него – апокалипсис, а любовь – единственный смыл его пребывания на войне.
4) Фабула любви среди войны организуется лейтмотивом пастуха и пастушки, о котором пишет исследователь А.Е. Ануфриев. Этот образ трижды появляется в повести, соблюдая символичность нумерологии.
5) Психологическим моментом повести «Пастух и пастушка» интересуется А. Е. Ануфриев. Он использует сны и ассоциации своих героев для создания их психологических портретов и исследования их подсознания.
Повесть «Звездопад» исследована не так подробно, как «Пастух и пастушка» — самое популярное произведение Виктора Астафьева. Однако, и она является предметом интереса исследователей литературы. А. Н. Макаров назвал «Звездопад» самым поэтичным произведением о первой любви, а Н. Н. Яновский сравнил повесть с «воплем души юного существа, впервые полно ощутившего радость, красоту, вдохновляющую силу любви, свою огромную ответственность перед нею и «безответственность» мира, обрекшего человека на войну» [Яновский, 1982, с.60].
В процессе написания работы, нам стало понятно, что для исследования творчества Виктора Астафьева особое значение имеет анализ отдельного текста, так как любое произведение осознается поэтом как уникальное в своем роде создание, никогда и никем неповторимое.
Анализируемые нами произведения также по-своему могут представить эволюцию писателя. Как отмечал Н.Н. Яновский, «Звездопад» стал «смутно еще и неуверенно прорастать протестом против войны, который прорвется и будет гневно, во весь голос произнесен потрясенным и непримиримым человеком из современной пасторали «Пастух и пастушка» [Яновский, 1982, с. 60].
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Тема любви среди войны в произведениях В.П. Астафьева, как предмет литературоведческих исследований
Интересно отметить, что появление повести «Пастух и пастушка» было неоднозначно воспринято критиками. Уже сложившийся облик Астафьева – прекрасного рассказчика, мастера лирической светотени, работающего в жанре социально-бытового повествования – на глазах менялся. Эти перемены казались парадоксальными тем, кто видел в новой повести писателя лишь случайные экзотические черты, считая, что «прежний опыт В.П. Астафьева едва ли обещал «Пастуха и пастушку». [Дмитренко, 1999, с. 12].
Первое на что обратили внимание исследователи – это композиция и нелепая смерть главного героя.
Действительно, композиция повести интересна своей кольцевой структурой: автор начинает и заканчивает ее одной и той же картиной: женщина приходит к одинокой могиле. И если вначале мы не знаем точно, кем она приходится убитому: матерью, женой, сестрой, дочерью; то по мере развития сюжета мы узнаем, что пришла она на могилу своего любимого, который был с ней вместе всего два дня, но заронил в ее душу любовь настоящую, вечную. Этим любимым и является главный герой – Борис Костяев. Его нелепая смерть вызвала огромный резонанс в критике. Литературоведы не раз поднимали вопрос о причине смерти главного героя. Разные версии вызывали среди них полемику на этот счет. Существовало две версии причины смерти героя:
1) По мнению С. Залыгина, герой умирает из-за любви;
2) Л. Якименко, а вслед за ним и Л. Егорова, Н. Яновский, Л.Лейдерман, считает, что герой умирает из-за войны. Вследствие «душевного кризиса», подорванного физического и психологического здоровья, Борис Костяев не выдерживает тягот войны».
По мнению В. Зубкова, любовь Бориса и Люси представлена «в своем высшем предназначении как воплощение бесконечности жизни, не убитой ни войной, ни временем, ни смертью» [Зубков, 1989].
«Любовь оказывается для Бориса единственным смыслом его присутствия на войне», — в этом убеждении Т.В. Савицкая противоречит первоначальным критическим статьям, утверждавшим, что Борис Костяев умирает от любви.
Исследователь приводит слова самого писателя на эту тему: «Я после войны лет пять или семь не реагировал на смерть (…) Привычен! Так вот мой Борис Костяев не влез в эту привычку, не вынес страсти этакой, а критики все долдонят и долдонят: «Умер от любви!» Простое, общедоступное, удобное, а главное «безвредное» объяснение – за него «ничего не будет. Какой примитивизм!» [Савицкая, 2012, с. 68].
Но не только смерть главного героя, но и кольцевая композиция повести подверглась критике.
Такое повествование о любви заключает тему в своеобразную рамку, не выпуская её наружу, сдерживая в своих границах.
С. Якименко назвал кольцевую композицию, представленную автором в виде народного плача, «излишне рационалистической» и не соответствующей сюжету повести и ее основного конфликта [Якименко, , с. 248]
Исследователь Кузнецов писал о «литературности» кольцевой композиции [Кузнецов, 1974, с.4], а C. Залыгин о ее «искусственности» [Залыгин, 1988, с.473].