Курсовая теория Экономические науки Основы государственного и муниципального управления

Курсовая теория на тему Европейская Хартия местного самоуправления.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты
местного самоуправления. 5

1.1 Понятие местного самоуправления. 5

1.2
Анализ нормативно-правовой базы по направлению исследования. 11

Глава 2. Характеристика международных
правовых стандартов. 13

2.1 Понятие и виды международных
правовых стандартов. 13

2.2 Основные положения Европейской
хартии местного самоуправления. 15

Глава 3. Механизм совершенствования
местного самоуправления в России. 19

3.1 Актуальность вопроса
совершенствования местного самоуправления в России  19

3.2 Направления совершенствования
местного самоуправления в России. 26

Заключение. 31

Список использованных источников. 34

  

Введение:

 

Местное
самоуправление является сегодня одним из важнейших институтов современного
общества, с помощью которого граждане имеют возможность решить значительную
часть проблем, возникающих на местном уровне. Как институт публичной власти,
наиболее приближенный к гражданам, местное самоуправление предоставляет
возможность наиболее полно удовлетворить интересы и обеспечить защиту прав
граждан, совместно проживающих на определенной территории.

Международные
и европейские стандарты в сфере местного самоуправления играют очень важную
роль в развитии местной демократии, трансграничного экономического и
социального сотрудничества территориальных общин и местных властей.

Эти
стандарты закреплены в соответствующих международно-правовых актах, среди
которых, прежде всего, нужно выделить Европейскую хартию местного
самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985)[1], Всемирную декларацию
местного самоуправления (Рио-де-Жанейро, 23 — 26 сентября 1985), Европейскую
рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и
властей (Мадрид, 21 мая 1980) и другие.

Актуальность
темы исследования заключается в том, что развитие местной демократии является
одной из основных проблем, стоящих перед Российской Федерацией.

Сложность
и масштабность задач, стоящих перед местным самоуправлением, проблемы
реализации ФЗ № 131 необходимость совершенствования муниципальной нормативной
базы – всё это требует дальнейшего развития взаимодействия органов местного
самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ, институтами
гражданского общества.

В
процессе организации и деятельности местных властей, а также в процессе
развития локальной демократии, предлагается руководствоваться принципами,
изложенными в Европейской Хартии местного самоуправления, которые в равной
степени признаются практически всеми европейскими странами, и с учетом
положений иных международных соглашений, ратифицированных Российской
Федерацией.

Цель
исследования – раскрыть положения Европейской Хартии местного самоуправления в
решении вопросов местного самоуправления.

Для
достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— изучить теоретические основы местного
самоуправления;

— изучить механизмы общественного участия
в решении вопросов местного самоуправления;


рассмотреть положения Европейской Хартии местного самоуправления;

— разработать меры по совершенствованию механизмов
общественного участия в решении вопросов местного самоуправления.

Объектом
исследования является Европейская Хартия местного самоуправления.

Предмет
исследования – проблемные аспекты механизмов общественного участия местного
самоуправления.

Теоретической
основой при написании работы послужили учебники, учебные пособия, научные статьи
по данной теме.

Методы
исследования – анализ, синтез, обобщение, сравнение. [1] Европейская хартия местного
самоуправления. М. Страсбург, 15 октября 1985 года. [Официальный перевод]. URL:
https://zakon.rada.gov.ua/laws/ show / 994_036

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Важной
составляющей успешного становления демократического государства на современном
этапе развития общества является эффективно действующая система местного
самоуправления. Согласно Европейской хартии, под местным самоуправлением
понимается право и реальная способность органов местного самоуправления
регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею,
действовать в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного
населения (ст.3).

Конституция
Российской Федерации положила начало формированию нового института
народовластия в России — местному самоуправлению, отнеся его к основам
конституционного строя. Так, ст. 130 Конституции Российской Федерации
определяет местное самоуправление как «самостоятельное решение населением
вопросов местного значения, владение, использование и распоряжение
муниципальной собственностью». Из этого определения следует, что субъектом
управления территориальной единицей выступает само население или избранные им
органы, в качестве объекта — вопросы местного значения (вопросы
непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения территориального
образования).

Однако
следует отметить, что в российском обществе еще не сложи- лось чёткое понимание
сущности и роли местного самоуправления в системе государственно-общественных
отношений. Подтверждением этого можно считать, что в научных кругах
продолжаются дискуссии по формам и методам организации местного  самоуправления,  по формированию эффективной системы
управления в решении насущных проблем жизнедеятельности населения на местах.
Результаты социологических опросов показывают, что зачастую население не
осознает в полной мере себя субъектом управления, имеющего право и
ответственность решать вопросы на местах.

В
Федеральном законе №131 «местное самоуправление представляет собой форму
осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях,
установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации,
самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и
(или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из
интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». Таким
образом, закон, с одной стороны, приблизил органы местного самоуправления к
населению, с другой — сделал их ответственными не только перед государством, но
и перед самими собой.

Исходя
из данных определений, можно сделать вывод, что местное самоуправление в
России, по сути, не является ни институтом гражданского общества в чистом виде,
ни органом государственной власти. Можно считать, что в определенной мере оно
олицетворяет собой пограничное и связующее звено между государством и
обществом. В то же время местное самоуправление отражает уровень связанности
государства и общества, объём и меру подключения граждан к ведению и решению
государственных вопросов. Местное самоуправление наделено государственно-обществен- ной природой. С одной  стороны, оно
тесно связано с жителями местности, их самоорганизацией, самоуправлением для решения насущных проблем жизнедеятельности. Местному самоуправлению передано обширное поле
юрисдикции: его органы не только принимают решения, обязательные для местных жителей, но и совершают
 государственные  акты,  имеющие
 общегосударственное
значение и действие. Кроме того, местное
самоуправление — это одна из форм реализации прав и свобод
человека и гражданина, например, «право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». По сути, государство признает местное самоуправление самостоятельным уровнем осуществления народом принадлежащей ему власти, что предполагает определенную организационную обособленность органов местного самоуправления от государственной власти.

С другой
стороны, органы
местного самоуправления являются одним из уровней
власти, специфическим уровнем
власти, которая учитывает и волю государства, и интересы  населения.
В осуществлении своей деятельности органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству. Кроме того, деятельность органов
местного самоуправления всецело осуществляется в рамках существующего в России законодательства: Конституция, федеральные законы, законы субъектов и т. д. В этой связи для  сохранения  необходимого баланса важно развивать
институты непосредственной демократии, т. е. формы непосредственного участия населения в обсуждении, принятии решений по вопросам местного значения,
контроль за реализацией принятых
решений (собрания граждан, отчеты
выборных лиц и др.).

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты местного самоуправления

1.1 Понятие местного самоуправления

Рассмотрим
подходы к понятию местного самоуправления в нормативно-правовых и литературных
источниках.

Понятие
«самоуправление» часто считают синонимом местного самоуправления по причине
того, что сам народ или органы, избираемые им самостоятельно и стоящие во главе
территориальной единицы, осуществляют различного рода деятельность в какой-либо
общественно-территориальной единице или территориальной общности[1].

Следует
отметить, что право осуществлять реальную местную власть имеют лишь те
территориальные сообщества, которые имеют конституционно-правовой статус.
Местное сообщество является не только объектом, но и субъектом благодаря
возможности выбирать и контролировать власть.

Согласно
Статье 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть:

— непосредственно, то есть через выборы,
референдумы;

— через органы государственной власти;

— через органы местного самоуправления[2].

Одной
из основ конституционного строя и форм народовластия является местное
самоуправление, которое занимает значительное место в процессе демократических
реформ современной России.

Понятие
местное самоуправление не имеет законченного, единого обоснования и толкования
в науке. Если в поисках определения данного понятия обратиться к различным
источникам, то получим трактовки различных авторов и выдержки из
нормативно-правовых актов.

Под
местным самоуправлением русский государствовед Н. Лазаревский понимал
«децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных
органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая
действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь
органов местного государственного управления с данною местностью и ее
населением».

Другой
русский юрист М. И. Свешников понимал «самоуправление как новую форму
администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведывании делами,
вверенным местным административным органом, т. е. свободное участие народа в
местной администрации».

А.
Д. Градовский определял самоуправление как один из видов распределения власти:
«самоуправление есть результат разнообразных интересов, которые не могут быть
удовлетворены деятельностью центрального правительства».

Англичанин
И. Редлих считал, что «местное самоуправление — это осуществление местными
жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий,
которые им предоставлены законодательной властью или которые принадлежат им по
общему праву»[3].

Русский
ученый Л. Велихов дал определение местного самоуправления с марксистских
позиций, на основе учета особенностей его функционирования в Советской России
середины 20-х гг. XX века: «местное самоуправление — это государственное
управление каким-либо кругом дел на местах, образуемое посредством избрания
уполномоченных на то лиц от господствующего класса местного населения».

Однако,
существует определение местного самоуправления, которое принято Советом Европы.
Данное определение зафиксировано в Европейской Хартии местного самоуправления,
принятой 15 октября 1985 г. в Страсбурге и ратифицированной Российской
Федерацией 11.04.1998 года.

В
соответствии с п. 1 Хартии ст. 3 под местным самоуправлением понимается «право
и реальная способность органов Местного самоуправления регламентировать
значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках
закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»[4].

Трактовка
понятия местного самоуправление характеризует его как форму народовластия. Она
содержится в федеральном законе «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года. Статья 1 данного
нормативно-правового акта гласит: «Местное самоуправление в Российской
Федерации

— это признаваемая и гарантируемая
Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность
деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного
самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его
исторических и иных местных традиций». [1] Монахова, Н.С. Местная
администрация как орган муниципального образования / Н.С. Монахова, Ю.М.
Морозова // Актуальные проблемы взаимодействия общественности с органами власти
и органами местного самоуправления. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической
конференции. – Саранск, 2017. – С. 159-162 [2] Борисов, А. Н. Комментарий к
Федеральному закону "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (постатейный):/ А.Н. Борисов. — М.:
Деловой двор, 2016. – с. 302. [3]
Тихалева,
Е.Ю. Правовой статус органов местной администрации / Е.Ю. Тихалева //
Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология,
практика. – 2016. — № 18. – С. 108- 111. [4] Европейская хартия местного
самоуправления. М. Страсбург, 15 октября 1985 года. [Официальный перевод]. URL:
https://zakon.rada.gov.ua/laws/ show / 994_036.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы