Курсовая теория Экономические науки Теория менеджмента

Курсовая теория на тему Эволюция управления человеческими ресурсами

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Анализ трансформации подходов к управлению персоналом. 5

1.1
Персонал: понятие, роль и состав. 5

1.2
Исторические этапы возникновения теории управления персоналом на предприятии  7

2.
Основные подходы в управлении персоналом. 13

2.1
Особенности процессного подхода. 13

2.2.
Системный подход и его специфика. 17

2.3
Ситуационный подход: понятие и содержание. 20

3.
Современная концепция управления кадрами предприятия в условиях рыночной
экономики. 22

Заключение. 29

Список
использованной литературы.. 33

  

Введение:

 

История формирования и развития
менеджмента имеет долгую историю. Часть исследователей, например, Кравченко,
ведут начало управленческой деятельности со времен Месопотамского государства,
считая, что первые три управленческие революции произошли именно во времена до
нашей эры. По большому счету, нет единой точки зрения на время начала
формирования менеджмента. Очевидно, что фундамент для его зарождения был
заложен в Средневековье, когда организовывались цеха, развивались города и
торговля. Тогда возникла необходимость в урегулировании трудовых отношений, в
определении доли участия государства в предпринимательской деятельности. Первый
опыт в управлении в значительных масштабах можно отнести ко времени основания
Ост-Индской компании, то есть 1600-е гг. Ост-Индская компания является
показательной с точки зрения как управления персоналом и координации и контроля
со стороны руководства, так и с точки зрения участия государства в ее
деятельности.

Концепции об управлении зародились
также в поздние Средние века и на заре Нового времени, когда процесс
капитализации был запущен. На фоне этих исторических событий формируется
философия нового типа, опирающаяся на опыт, на эксперимент – эмпиризм. Тема власти,
наряду с темой познания, становится ведущей в философской науке. При этом в
поле понятий фигурируют как «государство», так и «власть» в значении «сила,
власть» («power»).
Понятие «сила» стоит на пересечении и религии, и наук, и искусства, то есть,
оперируя терминологией Ф. Бэкона, разноуровневая истина. Это понятие становится
ключевым и в политэкономии того времени. При этом, сам Бэкон управлял
предприятием, производящим и продающим мясо птицы. И, следовательно, он
задавался вопросом доли «силы» в управлении работниками своего предприятия.
Именно с этого времени концепции менеджмента исходят в большей степени от
практиков, нежели теоретиков. Так или иначе, однозначного взгляда именно на
модель менеджмента в Западной Европе не существует. Как правило, исследователями
обособленно выделяются американский и японский менеджмент. Европейская модель
до сих пор не является единой. Изменения в этом направлении происходят только
сейчас, в связи с интеграционными и глобализационными процессами. В этом и
заключается актуальность темы.

С
приходом рыночной экономики в нашей стране, в словарный обиход вошли, такие
слова как «директор», «руководитель», «управленческая деятельность» и
«управление». Стоит отметить, что данные термины удачно заменили понятия
«менеджер» и «менеджмент».

В
целом, «управление» — это воздействие управляющей системы (субъекта управления)
на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы
в требуемое состояние.

А
вот сама история менеджмента или управления возникла одновременно с
формированием социума, где определяющим фактором стало зарождение и становление государственности.

Объектом
в работе является управление персоналом, предметом – история возникновения и
развития управления персоналом.

В связи с этим целью данной работы является
изучение истории возникновения и развития управления персоналом, как отрасли
науки.

При этом основными задачами являются:

-рассмотреть предпосылки возникновения
науки управления;

-изучить
формирование управления как науки;

-выявить
современные подходы к управлению персоналом на современном этапе.

Данная
работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя
итог, можно сделать вывод, что история менеджмента или управления персоналом возникла
одновременно с формированием социума, где определяющим фактором стало зарождение и становление
государственности.

При этом уже в III
тысячелетии до н. е. можно выявить первые примеры сознательного управления, где
на глиняных табличках, которые дошли до нас засвидетельствовали существование
определенного регламента управленческой деятельности в Древнем Египте и Шумере,
связанного с коммерческими операциями и управлением государством.

В дальнейшем, такие ученые как Платон, Аристотель и
Сократ начали формировать свои представления об управлении. Однако лишь во второй половине XVIII века менеджмент стал
формироваться как отрасль управленческих знаний. Но его становление стало
возможным лишь в начале XX века, когда началась эпоха индустриализации и
появление огромных организаций и предприятий.

Надо отметить, что история науки об
управлении развивалась параллельно с другими научными областями, такими, как
экономика, социология, математика, психология. Разумеется, что эти науки
оказывали влияние на формирование мысли об управленческой деятельности. Поэтому
будет актуальным показать при исследовании развития менеджмента это влияние.
Значительное влияние на становление управления как науки оказала классическая буржуазная политическая
экономия.  Большой вклад в ее
формирование внесли английские политэкономы Уильям Петти (1623–1687), Адам Смит
(1723–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Значительную лепту в формирование
политэкономии как науки внесли труды Пьера Буагильбера (1646–1714), который
считается основателем классической французской политэкономии. Также оказал
существенное влияние Франсуа Кенэ (1694–1774) – основоположник школы
физиократов и создателя знаменитых «экономических таблиц» воспроизводства. Анн
Роберта Жака Тюрго (1727–1781), королевского министра финансов, внес
существенный вклад в развитие теории физиократов. Физиократы противопоставляли
торговле сельское хозяйство. Они считали его единственной отраслью. Дающей
излишки.

Нельзя ни отметить огромного вклада
английского социалиста‑утописта Роберта
Оуэна (1771–1858) в развитие
управленческой мысли и практики управления. Он первым заметил и оценил роль
человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие
исследователи пришли только через 100 лет. Оуэн был практиком, и добился на своей
фабрике улучшения условий труда работников. Он также предпринял попытку
распространить свою систему на предприятиях Англии, но потерпел неудачу. Не
принесла успеха и его попытка основать в 1821 г. коммуну «Новая Гармония» в США. Через
три года он разорился.

На формирование теории управления в
социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф.
Энгельса.  Маркс и Энгельс создали
аппарат для исследований в области менеджмента, необходимую методологическую и
методическую базу. В своем труде «Нищета философии» К. Маркс говорит, что для
различных форм организации общества являются характерными «различные формы
разделения труда». Он говорит о том, что внутри мастерской разделение труда
было развито довольно слабо. В первом томе «Капитала» К. Маркс отмечает, что
необходимость в дифференциации труда возникает в условиях развития кооперации.
«С развитием кооперации многих наемных рабочих командование капитала становится
необходимым для выполнения самого процесса труда, становится действительным
условием производства. Команда капиталиста на поле производства делается теперь
столь же необходимой, как команда генерала на поле сражения».

Однако, с его точки зрения,
капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме
того, в этом и нет необходимости, так как «труд по надзору, совершенно
отделенный от собственности на капитал, всегда предлагается в избытке. Поэтому
сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом».

В итоге, в результате разделения
труда возникает обособление управления, оно стало рассматриваться в качестве
особой функции любого коллективного труда.

В то же время Энгельс указывал на
то, что необходимо разделять управление вещами и управление людьми. В этот же
период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами
и управление людьми. В дальнейшем это утверждение было основным в исследованиях
большинства ученых.

Что касается концепций рыночного менеджмента начала XX века, то
ведущей считается концепция Ф. Тэйлора о научном управлении предприятия. Она
относится к формированию американского менеджмента, но, тем не менее, повлияла
на мировой менеджмент в целом, создав «научную» школу управления. С точки
зрения этой школы предприятие рассматривается как закрытая система, не
связанная с внешней средой и не подверженная ее влиянию. Эта школа не учитывала
человеческий фактор, не уделяя значительной роли поведенческому аспекту.

Основное внимание Файоль уделял
управлению персоналом. Он первым рассмотрел управленческую деятельность
обособленно, при этом полагая, что характер ее будет зависеть от размеров и
особенностей предприятия. Он выделял пять функций управления: планирование,
организация, распорядительская деятельность, координирование и контроль. Также
он выделил четырнадцать принципов управления.

Именно эта модель в ее развитии составляет основу
менеджмента в Европе. В связи с этим стали формироваться различные
школы управления, среди которых: рационалистическая, «рациональная бюрократия»,
школа административного управления, школа науки управления.

Таким
образом, можно сделать вывод, что менеджмент в своем развитии прошел очень
длительный путь становления. Однако можно утверждать, что развитие менеджмента
как науки будет продолжаться и дальше, станут появляться новые концепции и
теории, отвечающие потребностям времени.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Анализ трансформации подходов к управлению персоналом

1.1 Персонал:
понятие, роль и состав В настоящее время
общеизвестно, что персонал являются тем фактором, который позволяет предприятию
усилить свои конкурентные позиции и успешно функционировать. Профессиональный
уровень, имеющиеся навыки и знания составляют базовую основу экономики предприятия,
поскольку персонал и его деятельность оказывает наиболее сильное влияние на
качество услуг, оказываемых современными организациями.

Необходимо
отметить, что следует различать понятия «трудовые ресурсы», «персонал»,
«рабочая сила».

Трудовые ресурсы
являются главной производительной силой современного общества, которая имеет в
своем составе трудоспособную часть населения страны, имеющую определенные
психофизиологические и интеллектуальные качествам, благодаря чему способна
участвовать в общественно-полезной деятельности, производя материальные и
духовные блага и оказывая услуги.

Персонал
организации представляет собой ее штатный состав, который включает всех наемных
работников, работающих собственников и совладельцев компании, которые решают
управленческие, производственные и иные задачи. Персонал организации имеет в
своем составе сотрудников списочного состава, работающих по совместительству, а
также работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера.

Рабочая сила
представляет собой набор знаний, опыта и профессиональных качеств работников
компании, которые находят свое применение в процессе осуществления ими своих
трудовых обязанностей.

Также можно
изучить сущность данного понятия из разных источников. Например, если
обратиться к Большому экономическому словарю, составленному ученым А.Б.
Борисовой, то там приведено следующее определение понятия «персонал»: в данном
случае под данным термином понимаются все работники предприятия, либо часть
этих работников, выделенная по какому-либо классификационному признаку.

Другие известные
авторы-экономисты, такие как Виноградский М.Д., Виноградская А.М., Шканова О.М.
придерживаются следующего мнения: персонал, по их убеждению, это все трудовые
ресурсы компании, которыми она располагает.

Также интересно
мнение ученого А.Я. Кибанова. Он подчеркивает, что под персоналом нужно
понимать весь личный кадровый состав компании, начиная от собственника
компании, заканчивая ее рядовыми работниками. Данные трудовые ресурсы имеют ряд
свойств – психологические особенности, физические данные, социальные
характеристики и иные, все вместе это позволяет их отличать от материальных
факторов, влияющих на работу компании, например, оборудование, запасы
материалов и сырья.

В свою очередь,
экономист Воронкова В. Г. утверждает следующее: персонал выступает личным
кадровым составом компании, характеризуется рядом специфических черт. Прежде
всего персонал компании осуществляет свою деятельность на основе трудового
договора.

Многие авторы
отождествляют понятие персонала и кадровые компании. В данном случае можно
назвать ряд фамилий: Скляренко В.К., Прудников В.М., Грибов В.Д., Грузинов В.П.
и другие.

Основные
признаками персонала предприятия являются:

— наличие трудовых
взаимоотношений с работодателем, которые оформлены трудовым договором. Но в
практической деятельности в ряде случаях отсутствует формально-юридическое
оформление найма, что приводит персонал организации к лишению гарантий
соблюдения по отношению к нему норм современного трудового законодательства.
Работающие собственники, а также совладельцы организации включаются в состав
персонала, если они кроме положенной им части доходов получают соответствующую
оплату за свое трудовое участие в работе организации;

— обладание
определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью,
квалификацией, компетентностью и прочими характеристиками), наличие которых
определяет деятельность сотрудника организации на определенной должности или
рабочем месте, а значит отнесение его к одной из категорий персонала:
руководителей, специалистов, других служащих, рабочих;

— целевая
направленность деятельности персонала предприятия, то есть обеспечение
достижения целей организации посредством установления адекватных им целей
отдельного сотрудника и формирования благоприятных условий для их эффективной
реализации.

Итак, в
соответствии с общепринятым определением персоналом организации являются все
сотрудники организации, которые обладают необходимым физическим развитием,
знаниями и практическим опытом для работы в данной организации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы