Курсовая теория на тему «Эволюция российско-германского стратегического сотрудничества на рубеже XX-XXI вв.».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА
I.
ПОЛИТИКО-ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФРГ И РФ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ.. 3
1.1 Особенности германо-российского
дипломатического сотрудничества. 7
1.2
Роль ЕС в германо-российском стратегическом сотрудничестве. 12
ГЛАВА
II ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГЕРМАНИИ И РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ. 17
2.1 Германо-российские
торгово-экономические отношения. 17
2.2
Германо-российское сотрудничество в энергетике. 18
ГЛАВА
III. ГЕРМАНО-РОССИЙСКОЕ
ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ. 26
3.1
Германия-Россия: наука и образование. 26
3.2
Германо-российское взаимодействие в культуре. 28
3.3
Германо-российское сотрудничество: проблемы и перспективы развития. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 32
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 34
Введение:
Актуальность
исследования. Россия и Германия – два государства, занимающие
ключевые положения в Европе. От их отношений зависит ситуация не только в этой
части света, но и во многом глобальная расстановка сил.
Германия играет ведущую
роль в Европейском Союзе, который является основным торговым партнером России и
одним из глобальных экономических центров, определяющих состояние мировой
экономики.
В свою очередь, Россия,
вернув себе временно утраченный после окончания холодной войны статус мировой
державы, трансформировалась в центр силы, без которого невозможно представить
решение вопросов глобальной повестки дня.
Россия превратилась в
одного из ведущих экономических партнеров Европейского Союза, а для Германии –
стратегического партнера по многим вопросам европейской и мировой политики.
Россия и Германия стали
взаимозависимыми партнерами, что подтверждается текущим активным двусторонним
сотрудничеством в условиях системного кризиса в отношениях между Москвой и
Западом.
В этой связи представляет
научный и практический интерес исследованию особенностей стратегического партнерства
России и Германии, их роли в международных процессах, двустороннем и
многостороннем сотрудничестве.
Степень
изученности работы. Среди изученных работ следует выделить
материалы отечественных экспертов Н. Павлова[1]
о внешней политике современной ФРГ, А. Рар[2]
о стратегическом партнерстве России и Германии и его значении для Европы, А.
Семеновой[3]
о геополитическом положении России в современном мире,
Среди зарубежных работ
можно отметить материалы Х. Аддомейт о немецко-российских отношениях[4],
И Бахе, С. Булмер, С. Джордж, О. Паркер[5]
о политических процессах в Европейском Союзе, Н. Гардинер, Й. Хульсман[6]
об американо-немецких отношениях, С. Грант[7]
о текущей внешней политике Германии, С. Харних[8]
о новых тенденциях во внешней политике Германии, Дж. Хельман, С. Вебер, Ф.
Зауэр, С. Ширмбек о некоторых особенностях внешнеполитического процесса
современной Германии[9],
Б. Козел[10]
о некоторых итогах европейской политики Германии при А. Меркель, Д. Манке[11]
о трансатлантических отношениях, С. Сабо[12]
о кризисных явлениях в американо-германских отношениях.
Б. Шмитт анализирует состояние и
перспективы проекта «Северный поток-2», М. Сидди рассматривает газовый факторов
во взаимоотношениях России и ЕС. Источниковедческий
обзор. К источникам, использованным в работе, следует отнести
нормативно-правовые акты, а именно Соглашение о партнерстве и сотрудничестве,
учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и
Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны
(заключено на о. Корфу 24.06.1994)[13],
Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических
Республик и Федеративной Республикой Германией[14],
Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии[15],
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в борьбе с преступлениями,
представляющими повышенную опасность[16].
Цели
и задачи работы. Целью исследования является анализ эволюции
российско-германского стратегического сотрудничества на рубеже XX-XXI вв.
К основным задачам
относятся следующие:
— рассмотреть особенности
германо-российского дипломатического сотрудничества;
—
изучить
роль ЕС в германо-российском стратегическом сотрудничестве;
—
исследовать
германо-российские торгово-экономические отношения;
— проанализировать германо-российское
сотрудничество в энергетике;
— определить особенности
германо-российского сотрудничества в сфере науки и образования;
— охарактеризовать
германо-российское сотрудничество в сфере культуры;
— выявить проблемы и
перспективы развития сотрудничества между Германией и Россией.
Объект
и предмет исследования. Объектом исследования выступают отношения
между Германией и Россией. Предметом – эволюция стратегического партнерства
между Германией и Россией в конце XX – начале XXI веков.
Хронологические
рамки исследования охватывают период конца XX-начала XXI веков,
в который происходила трансформация германо-российского стратегического
партнерства.
Методы
и методология исследования послужили принципы научного
объективизма, системного анализа, способствовавшие всестороннему изучению
российско-германского стратегического партнерства, историко-описательный,
позволяющий выявить основные этапы эволюции германо-российского сотрудничества.
Теоретическая
и практическая значимость работы. Изучение основных
направлений и форм участия Чехии в двустороннем и многостороннем сотрудничестве
позволит определить проблемы и противоречия взаимодействия, а также со значительной
долей вероятности сформулировать перспективы и сделать прогнозы на основе
современного положения многосторонних контактов, включая возможные внутренние и
внешние риски и угрозы.
Обоснование
структуры работы. Цель и задачи исследования предопределили
структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей в
себя 3 главы и 7 параграфов, заключения и списка использованной литературы. [1] Павлов Н.В. Внешняя политика канцлера А. Меркель
(2005-2017). — М.: МГИМО-Университет, 2018. — 388 с.; Павлов Н.В. Политическое
лидерство в условиях канцлерской демократии // Мировая экономика и
международные отношения. 2011. № 11. С. 25-38. [2] Рар А. Стратегическое партнерство Германия–Россия как
фундамент прочной Европы. (2010) [Электронный ресурс]:
https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2010_Sbornik/Tom_1_2010/000_Plenarnoe_zasedanie/060_Aleksandr_Rar.pdf
(дата обращения: 01.05.2020) [3] Семенова А. П. Геополитическое положение России в
современном мире // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 553-556. [4] Adomeit H. German-Russian relations. Balance Sheet since 2000 and
Perspectives until 2025 // IFRI. URL: https://www.ifri.org/en/publications/enotes/notes-cerfa/german-russian-relations-balance-sheet-2000-and-perspectives-until-0 (дата
обращения: 24.05.2020) [5] Bache I., S. Bulmer S. George, O. Parker. Politics in the European
Union. 4th ed. Oxford: Oxford University Press. 2014. [6] Gardiner N., Hulsman J. After Schroeder: U.S.-German Relations in the
Merkel Era // Heritage Foundation. URL: https://www.heritage.org/europe/report/after-schroeder-us-german-relations-the-merkel-era (дата обращения: 24.05.2020) [7] Grant C. Germany’s foreign
policy: What lessons can be learned from the Schröder years? // Centre for
European Reform. URL: https://www.cer.eu/sites/default/files/publications/attachments/pdf/2011/essay_germ_for_pol_2sep05-2154.pdf (дата обращения: 24.05.2020) [8] Harnisch S. The Politics of
Domestication’: A New Paradigm in German Foreign Policy. German Politics 18
(4): 2009. P. 455–468. [9] Hellmann G., C. Weber, F.
Sauer, S. Schirmbeck. “‘Selbstbewusst’ und ‘stolz’: Das außenpolitische
Vokabular der Berliner Republik als Fährte einer Neuorientierung.” Politische
Vierteljahresschrift 48 (4): 2007. P. 650–679. [10] Koszel B. The results of German European policy under Angela Merkel
(2005–2017) // Adam Mickiewicz University in Poznań. URL: https://www.researchgate.net/publication/329072535_The_results_of_German_European_policy_under_Angela_Merkel_2005-2017/link/5bf43b8c299bf1124fe07f04/download (дата обращения:
24.05.2020) [11] Mahncke D. The United States, Germany and France: Balancing
Transatlantic Relations. The British Journal of Politics and Internatiiional
Relations. Volume11, Issue1, February 2009. P. 79-93. [12] Szabo S. Parting Ways. The
Crisis in German-American Relations // Brookings institute // URL:
https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/07/partingways_chapter.pdf (дата обращения:
24.05.2020) [13]
Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной
стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой
стороны (заключено на о. Корфу 24.06.1994) URL: http://docs.cntd.ru/document/1900668 (дата обращения:
24.05.2020) [14]
Договор о добрососедстве,
партнерстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик
и Федеративной Республикой Германией. [Электронный ресурс]:
http://docs.cntd.ru/document/901736371 (дата обращения: 01.05.2020) [15]
Договор об окончательном
урегулировании в отношении Германии. [Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/901736368 (дата обращения: 01.05.2020) [16]
Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия
о сотрудничестве в борьбе с преступлениями, представляющими повышенную
опасность. [Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/901952087 (дата обращения: 01.05.2020)
Заключение:
В отношениях между Германией и
Россией наблюдался баланс между политическим либерализмом, проявляющийся в
заявленных приоритетах ценностей демократии и прав человека и распространение
этих идей по всему миру, и политическим реализмом, выражающимся в данном случае
в идее приоритетного развития торгово-экономического сотрудничества, определяет
главное в российской стратегии Германии. Если Россия стремилась сохранить свои
позиции ведущего поставщика энергоресурсов, то для Германии вопрос был сложнее.
Балансирование между
политическими заявлениями и энергетическими интересами проявлялось, в
частности, в том, что Меркель не стала воздерживаться от использования острой
критики за действия России в отношении Украины или прекращения поставок нефти в
отдельные европейские страны, не предупредив их заранее. Она обвиняла Москву в
потере немецкого доверия. Наряду с этим, она была осторожна с идеями расширения
НАТО, выступала за снижение напряженности в отношениях с Россией и
конструктивный подход к решению проблем, связанных с замороженными конфликтами
в бывшем Советском Союзе. Канцлер ФРГ не против строительства системы
противоракетной обороны НАТО, но хотела бы более полного взаимодействия с
Россией по этому вопросу.
ЕС занимает все большее
место в сотрудничестве между Германией и Россией. Нормы Евросоюза, принимаемые
всеми государствами-членами, оказывают всестороннее влияние на Германию и,
соответственно, германо-российское сотрудничество. Тем не менее, и ФРГ, и РФ
вынужденно приспосабливаются к новым условиям, сохраняя стратегическое значение
своего сотрудничества.
Торгово-экономические
отношения двух стран занимают важное место, однако без энергетической
составляющей их значение не было бы столь существенным.
Россия является
традиционным поставщиком энергоресурсов на немецкий рынок. Вплоть до 2013 года
он осуществлял монополию на газовом рынке. Однако, несмотря на некоторые
законодательные изменения, либерализирующие энергетический рынок, позиции
Газпрома как монополиста для Германии остаются неизменными.
Третий энергетический
пакет установил жесткие рамки учета многосторонних интересов стран-членов
Евросоюза.
Россия отстаивает
определенную автономию для своей экспертной стратегии. В рамках ВТО и
договоренностей с Брюсселем Москва отчасти отстояла свою прежнюю линию, однако
контроль Брюсселя явно усилился.
Третий энергопакет,
принятый Евросоюзом, изменил ситуацию и существенно сузил возможности Германии.
Тем не менее, имеющееся нормативно-правовое регулирование позволяет Берлину
пытаться ориентироваться на собственное национальное законодательство, особенно
с учетом того, что двусторонние долгосрочные контракты остаются в действии.
Развитие
сотрудничества в области науки и образования развивается как на двусторонней,
так и на многосторонней основе, охватывая в том числе программы ЕС.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ПОЛИТИКО-ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО ФРГ И РФ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ. 1.1 Особенности германо-российского
дипломатического сотрудничества Отношения Германии с
Россией широко считаются основополагающими для европейской безопасности и всего
Запада со времен Второй мировой войны. В то время как некоторые склонны судить
о надежности Германии как партнера Соединенным Штатам в противовес сделкам с
Россией, другие сосредоточены на лидерстве Германии в европейской внешней
политике, в то время как третьи видят в российско-германских отношениях общий
барометр состояния конфликта и сотрудничества в Европе.
В основе немецкого
подхода лежит со времен СССР и Восточной Германии Ostpolitik — это термин,
который был придуман для обозначения подхода к Советскому Союзу и другим
странам Варшавского договора, инициированный канцлером Вилли Брандтом в 1969
году. Ключевая идея «восточной политики» заключалась в том, чтобы добиться
положительных перемен через сближение.
В контексте «холодной
войны» основным примером Ostpolitik была готовность Западной Германии
сотрудничать с Советским Союзом через энергетическое сотрудничество, включая
поставки газа, а также строительство трубопроводов и ядерные проекты.
Но в то же время Западная
Германия участвовала в режиме санкций в отношении передачи технологий
Советскому Союзу и его союзникам, и приняла размещение американских ядерных
ракет на своей территории в качестве ответа советским ядерным вооружениям.
Этот же подход,
понимаемый как продолжение Ostpolitik, оставался в основе немецкой политики в
отношении России через геополитические потрясения в конце холодной войны,
объединение Германии и распад Советского Союза, а также изменения в
правительственных коалициях и канцлерстве Германии.
Гельмут Коль и Герхард
Шредер — хотя ни один из них с самого начала канцлерства — установили отношения
сотрудничества с Советским Союзом и его правопреемником, Российской Федерацией,
и поддерживали хорошие личные отношения, в частности с российскими лидерами.
Соответственно, Германия стала стратегическим партнером России или даже ее
защитником в Европе.
Ключевые принципы
Ostpolitik, казалось, остались неизменными, когда Ангела Меркель христианских
демократов стал федеральным канцлером в 2005 году. Германия оставалась ключевым
партнером России в Европе, и «модернизационное партнерство», направленное на
активизацию сотрудничества в различных областях, было сформировано, когда Д. Медведев
стал президентом России. Однако российско-германское партнерство, не особо
успешное в политическом плане, казалось таким же стабильным, как всегда.
Российско-германское партнерство
казалось таким же стабильным, как и всегда, во многом благодаря энергетическому
фактору. Не было изменений в основах политики Германии в отношении России.
Преемственность внешней политики двух стран казалась очевидной.
В то время как риторика Германии
в отношении России стала немного более осторожной под руководством Меркель,
стабильные и конструктивные отношения с Россией оставались во многом
соответствующими национальным интересам двух стран и интересам немецкого
бизнеса.
Растущая энергетическая
зависимость от России и растущая обеспокоенность общеевропейским политическим
порядком— это приоритеты, которые определяют преемственность во внешней
политике Германии[1].
В течение 2012 года, однако, все
начало меняться, и негативные тенденции вскоре обрели силу во время кризиса в
Украине в 2014 году. С этого времени по настоящее время отношения между
Германией и Россией уже не характеризуются столь же однозначно, хотя
энергетический фактор по-прежнему их скреплял. Уже в 2012 году журналисты и
аналитики объявляли «конец восточной политики» и заявляли, что немецко–
российские отношения вступают в новый период охлаждения[2].
Хотя отношения между Германией и
Россией начали ухудшаться еще до событий на Украине, став следствием
негативного отношения Меркель к идее, что Путин и Медведев собирались
поменяться местами, и Путин собрался баллотироваться на новые сроки, тем не
менее, в тот период .наметились мощные негативные сдвиги.
Уже тогда в германо-российских
отношениях возникли проблемы. Первыми сигналами стали в июне 2012 года отмена
встречи с Путиным на открытии «Года Германии» в России, а статья Der Spiegel
утверждала, что Россия скатилась к диктатуре.
В этот же период стала
обсуждаться эффективность стратегии «изменений через торговлю», более того,
стали звучать мнения, что на деле все свелось к «торговле без изменений».
Совместную программу
модернизации, запущенную еще при президенте Медведеве с Россией, подвергли
критике за патронаж вместо модернизации. В 2013 году отношения продолжали
ухудшаться на фоне закрытия представительств немецких НПО в России и
«ухудшения» положения в сфере гражданского общества, в частности, «преследований»
независимых и оппозиционных СМИ, НКО, препятствия для работы зарубежных НКО.
Тем не менее, энергетическое партнерство не пострадало, и по-прежнему было
основой совместной работы в сфере экономики.
В 2014 году и далее Германия уже
не следовала имиджу защитницы России, и основа германо-российских отношений, в
которой доминировали энергетика и экономические интересы, стала меняться в
угоду политическим интересам.
Однако все же, во внешней
политике ФРГ преобладают бизнес-интересы, во многом связанные с энергетикой, и
внешнее охлаждение в отношениях с Россией не препятствует сохранению
энергетической компоненты как важнейшего звена двусторонних экономических
отношений, позволяя на практике поддерживать стратегически уровень
взаимодействия, не оглядываясь на внешнее давление.
Это развитие огромное значение
для политической архитектуры и архитектуры безопасности в Европе и в мире. В
период канцлерства Герхарда Шредера (1998–2005), Германия стала привилегированным
партнером России в Европе. В этом смысле Берлин выстроил «особые отношения» с
Москвой, официально названные «стратегическим партнерством».
Есть мнение, что внешняя политика
Германии подчиняет общую стратегию бизнес-интересам даже в ущерб роли
политических и административных лидеров в правительстве, и даже снижая тем
самым нормативную власть в Германии[3].
К тому же, ФРГ не заинтересована в слишком большом
отдалении от Российской Федерации, поскольку долгосрочными интересами Берлина
представляются относительное ослабление трансатлантических [1]Aurélie Bros, Tatiana
Mitrova, and Kirsten Westphal. German-RussianGas Relations URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/research_papers/2017RP13_wep_EtAl.pdf
(датаобращения:
09.05.2020) [2]StefanMeister. From
Ostpolitik to EURussia Interdependence: Germany’s Perspective URL: https://dgap.org/system/files/article_pdfs/sm_eurus_book_evi_may_2019-web-seiten-25-44.pdf
(датаобращения:
09.05.2020) [3]Tuomas Forsberg. From
Ostpolitik to ‘frostpolitik’? Merkel, Putin and German foreign policy towards
Russia . URL:https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/publications/ia/INTA92_1_02_Forsberg.pdf (дата обращения: 09.05.2020)