Валютное регулирование Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему Эволюция механизма валютного контроля внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИИ
МЕХАНИЗМА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 5

1.1. История механизма валютного контроля
внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. 5

1.2. Понятие, сущность и роль валютного контроля. 10

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 15

2.1. Содержание и формы валютного контроля. 15

2.2. Проблемы и перспективы механизма валютного
контроля внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 27

  

Введение:

 

В России до настоящего
времени наблюдается постоянный отток капитала, в том числе и в иностранной
валюте, за границу и для сохранения валютных ресурсов Российской Федерации,
было необходимо введение жесткой системы таможенно-банковского контроля.

Сама система, была
введена в действие относительно недавно, но уже показала ощутимые результаты,
такие как уменьшение незаконных валютных операций, осуществляемых резидентами
Российской Федерации, снижение сокрытой выручки предприятий. Это было
достигнуто благодаря введению двустороннего валютного контроля, который
разделяется: с одной стороны, это контроль за получением валютных поступлений,
а с другой — контроль над платежами за импортируемые товары. Многие страны,
находящиеся сейчас на лидирующих позициях в экономике на мировой площадке,
чтобы достичь этого, при движении капиталов использовали политику ограничений,
в первую очередь обращенных на пресечение оттока валютных ценностей. В России очень
остро стоит вопрос необходимости валютного регулирования таможенными органами.

Происходящие в настоящее
время изменения законодательства в сфере валютного контроля, в целом
соответствуют ситуации, сформировавшейся в экономике нашей страны. Несомненно,
вопросы валютного регулирования, в соответствии с конституционными установками,
находятся только в ведении нашего государства. В настоящее время руководство
страны ставит задачу превращения России в один из значимых финансовых центров в
мире, что требует высокоэффективного валютного контроля.

Объектом исследования курсовой
работы являются общественные отношения, возникающие в процессе валютного контроля
в РФ.

Предметом
исследования курсовой работы является законодательство, регулирующее процесс валютного контроля в РФ.

Целью
курсовой работы является анализ эволюции механизма валютного контроля
внешнеторговой деятельности в Российской Федерации.

Задачи
курсовой работы:


изучить историю механизма валютного контроля внешнеторговой деятельности в
Российской Федерации;


раскрыть понятие, сущность и роль валютного контроля;


рассмотреть содержание и формы валютного контроля;


выявить проблемы и перспективы механизма валютного контроля внешнеторговой
деятельности в Российской Федерации.

Методологическую основу курсовой
работы составляют диалектический метод познания, предполагающий объективный,
всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде
всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа
общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных-
формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.

Теоретической основой курсовой
работы послужили экономические концепции отечественных,
зарубежных ученых и специалистов в области валютного контроля, осуществляемого
таможенными органами, как составной части экономической безопасности страны. В курсовой
работе использованы теоретические выводы, представленные как в
фундаментальных трудах данных исследователей, так и в материалах
научно-практических конференций по проблемам валютного контроля и ведущих
академических изданиях периодического характера.

Теоретическая
значимость курсовой работы обоснована спецификой современного этапа развития валютного
контроля в Российской Федерации.

Структурно курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.

1. Для укрепления
внешнеэкономических отношений, расширения и укрепления внешнеэкономических
связей и, как следствие, формирования стабильной процветающей экономики
государства необходимо использование либерального валютного законодательства и
рынка, прямо и косвенно регулируемых государством.

2. Валютный контроль в
таможенном деле, являясь видом государственного валютного контроля,
характеризуется одной из функций таможенных органов; формы и методы, которые
используют таможенные органы, определены в законодательстве о валютном
регулировании и ТК ЕАЭС; к нарушителям валютного законодательства применяются
меры административного принуждения, предусмотренные действующим
законодательством.

Можно сделать вывод, что
для повышения безопасности экономики страны и его устойчивому развитию должно
способствовать повышение качества и эффективности валютного контроля как
таможенными органами, так и агентами валютного контроля.

3. Таможенные органы
совершают таможенное оформление и таможенный контроль, согласно которому
совершаются действия по проверке данных, заявленных для валютного контроля в
декларации на товары. Для повышения роли валютного контроля с целью создания
финансовой стабильности экономики России в дальнейшие годы требуется не только
усилить ответственность при совершении валютных операций, а также использовать
валютное регулирование и валютный контроль на базе правил государственного и
частного сотрудничества для вовлечения валютных ресурсов. Это необходимо для
инвестирования общих инновационных проектов. В этом случае следует применить
разграниченный режим валютного регулирования с применением различных льгот и
санкций.

4. В заключении
отметим, что необходимо предпринять меры по совершенствованию деятельности
таможенных органов в сфере осуществления валютного контроля в РФ. Так,
необходимо:

1)
усовершенствовать нормативно-правовую базу в области осуществления валютного
контроля таможенными органами РФ;

2)
усилить проведение валютного контроля таможенными органами РФ;

3)
ужесточить уголовную ответственность за совершаемые преступления по ст.193 и
193.1 УК РФ в связи с увеличением их количества;

4)
ужесточить административную ответственность за совершаемые административные
преступления в данной сфере;

5)
повысить профессиональный уровень должностных лиц таможенных органов РФ;

6)
усилить взаимодействие таможенных органов с другими федеральными органами
исполнительной власти в РФ.

7)
повысить эффективность правоохранительной, в том числе и оперативно-розыскной
деятельности таможенных органов в данной сфере. Наладить систему международного
сотрудничества с таможенными службами иностранных государств, в том числе
систему обмена данными с иностранными правоохранительными подразделениями;

9)
усовершенствовать средства и технологии, применяемые в правоохранительной
деятельности таможенных органов;

10)
уделить повышенное внимание выявлению и борьбе с фирмами-однодневками;

11)
усилить противодействие вывозу денежных средств из страны по серым схемам.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИИ МЕХАНИЗМА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. История механизма валютного контроля внешнеторговой деятельности в
Российской Федерации Сложностью выработки
четкой периодизации развития валютного контроля является циклический застой в
развитии валютного права. Именно по это причине на сегодняшний день нет
единогласного мнения ученых относительно предпосылок возникновения и этапов
развития валютного регулирования и валютного контроля. Обратимся к самой
распространенной периодизации, предполагающей 4 периода. Рассмотрим их более
подробно.

Первый период
характеризуется отсутствием государственного регулирования. На первый взгляд
может показаться, что время, когда не существовало нормативных актов,
регулирующих валютные отношения и органов, контролирующих эти отношения, не
должно включаться в периодизацию государственного регулирования валютных
отношений. Однако этот период чрезвычайно важен, так как посредством него можно
определить предпосылки появления государственного валютного регулирования и его
начальную точку. Данный период начинается с Древнерусского государства и
заканчивается в конце XV века изданием Иваном III распоряжения в 1494 году,
согласно которому итальянские серебряники начали чеканить русскую монету.

Второй период начинается
ХV в. и заканчивается в 1917 году. В данный период царское валютное
регулирование характеризуется периодическими сменами запрета на осуществление
валютных операций на либерализацию отношений с валютными ценностями.

Третий период начинается
с 1917 года. Для него характерна государственная валютная монополия.
Заканчивается этот период с отменой монополии государства на осуществление
валютных операций в 1991году.

Четвертый период
ознаменован либерализацией валютного регулирования. В рамках данного периода
происходит появление коммерческих банков, выход юридических лиц и
граждан-предпринимателей на внешний рынок, разрешение гражданам Российской
Федерации и иностранным гражданам осуществлять операции с валютными ценностями.

Все обозначенные периоды
являются достаточно продолжительными по времени в истории. Поэтому в рамках
каждого из них необходимо выделить этапы развития валютного регулирования в
России[1].

Первый период можно
обозначить как зарождение валютных отношений, отсутствие государственного
регулирования денежного обращения и внешнеторговых сделок, однако внешняя
торговля-бартер активно развивалась. Первый этап данного периода начинается с
появления Древнерусского государства, на территории которого валютными
ценностями выступали товары, пользующиеся наибольшим спросом. Южные славяне
использовали скот в качестве денег при обмене товаров, а северные — пушнину.
Началом второго этапа считается появление в Х веке денежной единицы Руси —
«гривны». Гривну рубили пополам, каждая половина при этом называлась «рубль».
На каждом слитке ставилось княжеское клеймо с указанием веса, что служило
обозначением стоимости слитка, а имя эмитента на клейме — залогом качества.
Роль валютных ограничений выполняли таможенные пошлины на провозимые через
княжеские границы товары. Они изымались в процентах к стоимости провозимых
товаров.

Основной особенностью
второго периода является начало правового регулирования осуществления денежного
обращения и валютного регулирования. В рамках него можно выделить пять этапов.
Первый этап начинается с распоряжения Ивана III в 1494г. о чеканки русской
монеты. В период с 1535–1538 Елена Глинская (мать Ивана IV) провела денежную
реформу, в результате которой были юридически закреплены общерусская денежная
система и монополия государства на чеканку монет. Позднее Иван IV запретил
вывоз из страны в качестве экспорта таких товаров, как золото, серебро, соль,
воск. Второй этап начался с ХVII в. в связи с образованием единого
национального рынка и введением особых условий торговли для иностранцев: их
товары облагались большими пошлинами при ввозе на территорию российского
государства, а при пересечении таможенной границы иностранным купцам
приходилось платить гораздо больший процент, чем русским. Третий этап
ассоциируется с Петром I, который для усиления валютно-финансовой системы
страны начал денежную реформу. В результате был объявлен запрет на вывоз
драгоценных металлов в зарубежные страны. Стали выпускаться серебряные монеты
номиналом в 1 рубль. Одновременно с серебряными рублями появились серебряные и
медные разменные монеты (копейки). Введение в обращение медных копеек дало
возможность расширить рыночные отношения в условиях ввоза золота и серебра
из-за границы.

Также выпускались золотые
монеты «червонцы», которые наряду с иностранными серебряными деньгами
обслуживали внешнеторговую деятельность. Позже Екатерина II проводила политику
протекционизма от импорта- с ввозимого товара взимались таможенные пошлины в
размере 40–100 %, с вывозимых лишь 10–20 %. Четвертый этап ознаменовался
обесцениванием рубля и бюджетному дисбалансу. В связи с этим в 1809 году М. М.
Сперанский составил «План финансов», в котором отстаивал идею металлизма.
Манифестом 1812г. были легализованы две валюты – ассигнации и серебряные
монеты. В 1839г. была проведена денежная реформа и принят закон «Об устройстве
денежной системы». Пятый этап начался со снятия в 1857г. многих запретов на
ввоз импортных товаров, снижения пошлин. Основными импортируемыми товарами
стали различные виды промышленного и сельского оборудования. Среди экспортных
товаров главное место занимал хлеб, лес, лён, сахар и нефть[2].

Третий период
характеризуется установлением государственной валютной монополии, которая
реализовывалась путем проведения политики административных запретов. С помощью
валютной монополии государство защищало свою денежную систему от кризисов и
валютной спекуляции в условиях неэффективности регулирующих мер. Первый этап
данного периода начался с валютной монополии после принятия в 1917г. Декрета «О
национализации банков» и создания Национального банка. Следующим шагом было
принятие Декрета «О национализации внешней торговли». В 1921г. утверждено
Положение о Государственном банке РСФСР, согласно которому была установлена
государственная монополия на операции с иностранной валютой и драгоценными
металлами. Второй этап наступил с принятием Декрета СНК РСФСР от 4.04.1922г.
«Об обращении золота, серебра, платины, драгоценных камней и иностранной
валюты». Появилось право частной собственности на валютные ценности, созданы товарные
биржи. Однако, внешнеторговые операции могли осуществлять только торговые
представительства СССР и те внешнеторговые организации, которые имели на то
разрешение. Третий этап ассоциируется с принятием Указа Президиума Верховного
Совета СССР от 30.11.1976г. «О сделках с валютными ценностями на территории
СССР». Руководящим и контролирующим органом в сфере валютной монополии было
назначено Министерство финансов СССР. Министерство финансов СССР выступало
также хранителем золотого запаса государства.

Хранителями текущих
валютных резервов являлись Государственный (национальный) банк и действующий в
пределах компетенции, предоставленной Госбанком, Внешторгбанк. Общее
руководство валютной системой осуществлялось Советом Министров СССР.

Основной целью использования
валютных поступлений от такой деятельности должно было стать социальное
развитие трудовых коллективов. В это же время проводилось реформирование
банковской системы: появились коммерческие банки с правом открытия валютных
счетов и осуществления международных расчетов. В связи с этим необходимо было
создание единых правил совершения валютных операций и системы органов контроля
над такими операциями. Это и обусловило принятие 1 марта 1991г. Закона СССР «О
валютном регулировании», который положил начало развитию современного валютного
регулирования.

В связи с образованием
Российской Федерации начала формироваться новая государственная валютная
политика. Был принят Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», в
котором был более детально разработан понятийный аппарат. 12 октября 1993г.
была принята Инструкция ЦБ РФ № 19 и ГТК РФ № 01–20/10283 «О порядке
осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию
валютной выручки от экспорта товаров»[3].

Принятие Конституции РФ
1993г[4]. и
провозглашение Российской Федерации демократическим государством способствовали
либерализации валютных отношений.

На
современном этапе развития экономический уровень России требовал от государства
пересмотра валютного законодательства. Поэтому принятие в 2003г. одноименного с
прежним, но совершенно нового по содержанию Федерального закона от 10 декабря
2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[5] было
обусловлено вполне объективными причинами. Данный закон предусматривает ряд
мер, направленных на дальнейшую либерализацию валютных отношений. Впервые в
законе устанавливается цель валютного законодательства: обеспечение реализации
единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и
стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного
развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

С начала 2007г. отменена
обязательная продажа части валютной выручки. Таким образом, с 2007г. начинается
новый этап в развитии валютного регулирования и валютного контроля в Российской
Федерации, который направлен на полную конвертацию рубля и либерализацию
валютных правоотношений.

Развитие валютного
регулирования и валютного контроля продолжается по настоящее время. Переход к
политике, направленной на либерализацию валютных отношений, в полной мере
соответствует сегодняшним интеграционным и глобализационным процессам.

Таким образом, для
укрепления внешнеэкономических отношений, расширения и укрепления
внешнеэкономических связей и, как следствие, формирования стабильной
процветающей экономики государства необходимо использование либерального
валютного законодательства и рынка, прямо и косвенно регулируемых государством. [1] Найда А.И., Коварда В.В. Эволюция
валютного контроля в России // В сборнике: Проблемы развития современного
общества. сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической
конференции. Юго-Западный государственный университет. — 2020. — С. 9-13. [2] Панченко В.И. Эволюция валютного
контроля внешней торговли в Российской Федерации // Вестник Российской
таможенной академии. — 2019. — № 4. — С. 41-47. [3] Черемисина Ю.В. Развитие валютного
контроля в России // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 581-583. [4] Конституция
Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС
«КонсультантПлюс». [5] Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном
регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства РФ. –
2003. — N 50. — ст. 4859.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы