Курсовая теория на тему Эволюция конституционной системы в СССР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы понятия Конституции, особенности принятия и характеристика Конституций СССР 1918 и 1924 гг. 7
1.1 Понятие Конституции 7
1.2 Особенности принятия и характеристика Конституции СССР 1918 г. 11
1.3 Особенности принятия и характеристика Конституции 1924 г. 15
2. Особенности конституционной системы СССР, принятие и характеристика Конституции СССР 1936 и 1977 гг. 18
2.1 Особенности принятия и характеристика Конституции СССР 1936 г. 18
2.2 Особенности принятия и характеристика Конституции СССР 1977 г. 23
Заключение 27
Список источников и литературы 31
Введение:
Актуальность и значимость темы. Государственно-правовое развитие нашей страны никогда не было ровным и линейным, что предопределяло динамизм и частые глубокие трансформации отечественного конституционного права. В центре исследования – анализ проектов и законов, свидетельствующих о начале эпохи конституционализма в России в целом и практического конституционализма в частности.
Советские конституции 1918, 1924, 1936 и 1977 годов, представлявшие собой конституционную модель открыто идеологизированных советских конституций тоталитарного социализма, отразили специфику конституционно-правовой культуры периода советского конституционализма, длившегося с конца 1917 до конца 1991 г., в частности, особый статус коммунистической партии в советском государстве. При этом в содержании Конституции РСФСР 1918 г., открывшей период советского конституционализма, и Конституции СССР 1977 г., принятой на этапе завершения данного периода, присутствовали знаковые программные положения, формулировавшие ключевые цели развития советского государства и общества на соответствующих этапах его развития.
Конституция Союза Советских Социалистических Республик – «Сталинская конституция», утвержденная постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 года, является уникальным по своему характеру документом, который совершенно расходился с функционирующим государственным режимом и правовой реальностью. Нормы, закрепленные в Конституции СССР 1936 года, внедрялись и последовательно распространялись в конституциях союзных и автономных республик СССР. В частности, 21 января 1937 года была утверждена Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а далее принимались конституции автономных республик.
Основным законом развитого социалистического общества, общенародного государства, основой конституционализма данного периода стала принятая в 1977 г. «брежневская» Конституция СССР. Указывается прежде всего на то, что весьма демократическим, перспективным был тот факт, что ею впервые вводится понятие «народ» в качестве субъекта, которому принадлежит вся полнота власти. В том же плане можно трактовать и положения о всенародном обсуждении, референдуме, о статусе общественных организаций, трудового коллектива. Впервые напрямую закрепляется и руководящая роль коммунистической партии. При практическом отрицании многопартийности, идеологического многообразия это не соответствовало демократической сущности, характеру конституционализма.
Особое внимание сконцентрировано на положениях, касающихся статуса личности, ее прав и свобод. Именно они были в наибольшей степени свидетельством реальности в определенной степени прогресса советского практического конституционализма. Это основывается в первую очередь на том, что многие положения Конституции СССР 1977 г., носящие внешне в принципе демократический характер, в реальности отсутствовали. Они фактически выполняли роль прикрытия государства, диктатуры правящей коммунистической партии.
История современного российского конституционализма позволяет оценить, как опыт, так и перспективы конституционно-правового регулирования общественных отношений. С момента принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. ведутся научные дискуссии о полноте конституционного регулирования, необходимости внесения поправок, нормативных моделях режимов модернизации и т.д. Модели российского конституционализма обсуждались в юридической науке с момента становления отечественной доктрины государственного права.
В политической истории России, как и в истории многих стран мира, периодически происходили изменения формы государства, которые во многом определяли ее дальнейшую судьбу, а также роль в глобальном мировом процессе. Безусловно, каждому такому изменению предшествовала воля государя, которая оформлялась в виде отдельных нормативных актов, затрагивающих определенные сферы общественного бытия, а с начала ХХ в. и в виде системообразующего документа – Конституции, которая занимает особое место в иерархии законов и определяет базовые принципы всех других правовых актов государства.
Конституция – это Особый нормативный правовой акт, закрепляющий основы общественного и государственного строя государства. Особое предназначение Конституции, ее высшее положение в правовой системе государства обусловливают специфику действия конституционно-правовых норм и институтов. Последняя проявляется в том, что в сфере влияния и регламентации Основного закона находится самый широкий круг объектов; он системно и целостно регулирует поведение и деятельность органов государства, общественных объединений, граждан, должностных лиц и иных субъектов общественной жизни; обеспечивает самое глубокое правовое регулирование общественных отношений во всех сферах жизни общества.
Принципы Конституции действуют в качестве всеобщего стандарта, в качестве конституционного императива правовой сущности законов. В принципах Конституции сконцентрированы положения, обеспечивающие утверждение основных прав и свобод граждан России. Конституционная реформа 2020 г. наряду с изменениями организации публичной власти, существенным образом трансформировала систему ценностей, заложенную Конституцией РФ 1993 г. Данные изменения весьма значимы с точки зрения раскрытия ценностного потенциала Конституции РФ и определения ориентиров дальнейшего развития Российского государства и общества.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с эволюцией конституционной системы в СССР.
Предметом исследования являются Конституции СССР 1918, 1924, 1936 и 1977 годов.
Цель исследования: рассмотреть эволюцию конституционной системы в СССР по Конституциям СССР 1918, 1924, 1936 и 1977 годов.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие Конституции;
– охарактеризовать особенности принятия и характеристика Конституции СССР 1918 г.;
– охарактеризовать особенности принятия и характеристика Конституции 1924 г.;
– охарактеризовать особенности принятия и характеристика Конституции СССР 1936 г.;
– охарактеризовать особенности принятия и характеристика Конституции СССР 1977 г.
Методическая основа исследования: использовалась общая теория систем как общенаучный подход. В качестве частноправовых методов использовались историко-правовой в ходе изучения современных и имевших место в прошлом подходов к определению системы законодательства, конституционно-правовых отношений, механизма правового регулирования, конституционной ответственности; формально-юридический при анализе нормативно-правовых актов, а также иных источников права, толковании российского законодательства.
Заключение:
Ценность Конституции определяется тем, что она является главным нормативным правовым средством государственной организации общества, основным инструментом упорядочения взаимоотношений человека с обществом и государством. Посредством конституционных норм формализуются как универсальные, общечеловеческие ценности, так и новые приоритеты общества и государства, выступающие основой построения и ведения государственной, экономической и социальной политики государства.
В истории Российского государства конституции являются относительно молодыми законодательными актами, хотя идеи конституционализма имеют более длительную историческую традицию, сформировавшуюся еще в Российской империи. В целом, советские конституции изучены достаточно хорошо, в отношении каждой накоплена солидная историография, которая может стать предметом специального исследования с выделением этапов, установлением методологических подходов, анализом наиболее значимых работ, обобщением авторских позиций.
В качестве исходной позиции формулируется идея, что конституции являются особыми, очень важными источниками по истории государства и права, а их изучение позволяет реконструировать широкий круг общественных отношений, проследить общую логику развития государства и права на протяжении достаточно длительного периода:
Во-первых, разработка и принятие каждой конституции обусловливалась серьезными социально-экономическими и политическими сдвигами. Конституции фиксировали состоявшиеся изменения и проецировали тренды будущего развития.
Во-вторых, конституции, являясь «памятниками» права, давали достаточно точный срез объективно существующих общественных отношений. Безусловно, степень тождества декларируемых норм и реального бытия могла существенно колебаться, но позицию, априори считать все конституции «мнимыми», вряд ли можно признать научно продуктивной.
В-третьих, конституции непосредственно повлияли на историко-правовую доктрину. С учетом факта их принятия корректировалась юридическая терминология, выстраивалась периодизация науки и учебной дисциплины, формировалось их содержательное наполнение, определялся круг актуальных к исследованию тем.
Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1918 г. устанавливали правовые основы принципиально нового государства, но, в отличие от первой российской Конституции (которая отказалась от предшествующего государственно-правового опыта), Конституция СССР опиралась на принцип преемственности. Конституция СССР 1924 г. закрепила (в рамочной форме) правовой статус субъектов СССР – союзных республик – и предоставила их гражданам «единое союзное гражданство», а также разграничила предметы ведения между центральной властью и субъектами. Вместе с тем в Конституции СССР отсутствовал термин «совместное ведение». Суверенитет союзных республик предполагал самостоятельное осуществление государственной власти самими республиками и ограничивался пределами, указанными в Конституции. В связи с этим в тексте Конституции СССР отсутствуют нормы о конституционно-правовом статусе граждан (правах и обязанностях), избирательном праве и др., поскольку подобные вопросы следовало конкретизировать в конституциях субъектов.
Конституция 1936 г. в корне изменила положение. Новый избирательный закон провозглашал абсолютно равные выборы, исключив предоставление привилегий рабочему классу перед крестьянством и интеллигенцией и лишение права голоса лиц, относящихся к эксплуататорским классам и нетрудовым элементам. Многоступенчатые и открытые выборы заменялись прямыми при тайном голосовании. Выборы депутатов во все Советы являлись теперь всеобщими.
Конституция 1936 г. значительно изменила регулирование прав и свобод граждан. Она декларировала гражданам СССР всю гамму политических, экономических и социальных прав. Женщинам предоставлялись равные права с мужчинами. Всем гражданам СССР предоставлялось равное право на труд, на образование, на материальное обеспечение. Добросовестные западные исследователи особо отмечают этот аспект советского Основного Закона. Конституция декларировала свободу слова, печати, собраний и митингов, право объединяться в общественные организации, неприкосновенность жилища, тайну переписки, право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, за национально-освободительную борьбу и за научную деятельность.
Закрепление прав и свобод в союзной Конституции отвечало укреплению законности в общесоюзном масштабе. Одновременно был значительно расширен перечень прав граждан. Особенно важно, что впервые в Конституцию внесены не только политические и экономические, но и личные права. Впервые в Конституции были закреплены неприкосновенность личности и жилища.
В Конституции, принятой в 1977 году, есть много положительного, но все же некоторое несоответствие между статьями и теми фактами, которые происходили в те времена в Советском Союзе, имеются. В первых статьях документа говорится о том, что СССР – это общенародное государство. То есть народу принадлежит власть. Ее он осуществляет через Советы народных депутатов, они в свою очередь являются политической основой страны. Но далее в Законе говорится о том, что основой политической системы является КПСС, а все самые важные вопросы государственного значения – политические, экономические, международные – решаются на высшем партийном уровне. Советы остаются в стороне.
К отрицательным фактам можно отнести и принудительную службу в армии. Причем призывникам грозила уголовная ответственность за отказ от воинской повинности, не учитывались никакие факторы – ни религиозные, ни идейные. Не была четко прописана норма, позволяющая уехать за рубеж, отказавшись от советского гражданства. Значит, советский человек не обладал подлинной свободой и демократическими правами, как утверждалось в Конституции.
Фрагмент текста работы:
Понятие Конституции
Конституция, как основной закон (и как правовой институт), в настоящее время является обязательным атрибутом политического устройства практически во всех государствах. Вместе с тем по историческим меркам такое положение сложилось сравнительно недавно. Во всяком случае, намного позже, чем появились систематизированные правовые акты .
Так, после древнеримской кодификации в виде Законов двенадцати таблиц (V в. до н.э.) прошло более полутора тысячелетий, прежде чем общественно-государственные отношения начали регулироваться специальными актами (Великая хартия вольностей – XIII в., Великий мартовский ордонанс – XIV в. и др.). Но лишь в XVII в. были приняты Фундаментальные законы Коннектикута, в которых законодатели тогдашней северо-американской колонии предложили конституционный правовой акт в привычной сегодня форме, определив основное содержание такого акта, где на первый план уже выходили демократические начала, в том числе определялись единые органы власти для всех городов, порядок их избрания, полномочия, права граждан (с учетом социального статуса жителей колонии того времени).
В классическом же понимании первая конституция появилась в США в 1787 г., после чего процесс конституционализации в XIX в. значительно ускорился, а в ХХ в. был завершен. В целом же институт конституций можно считать явлением Нового времени. В России первым самостоятельным конституционным актом следует считать Основные государственные законы Российской империи .
В России, процесс появления и развития конституционализма и Конституции в целом, был весьма долгим и трудным. Вначале в России были только кодифицированные акты, например, Русская правда (XI-XII в.), Судебник Ивана III (1497 года), Соборное уложение (1649 г.) и др. Они содержали в себе только систематизацию норм ключевых отраслей права (Уголовное, Гражданское и др.).
Первые серьезные попытки в составлении Основного Закона, в России, с учетом монархической формы правления, пришлись на тот период, когда императором Российским был Александр I Павлович. Говоря о тех преобразованиях, которые желал и пытался проводить Александр I, нельзя не сказать о том, что воспитанием юного Александра Павловича, занималась его августейшая бабушка Екатерина II Великая. Позднее, после своего воцарения Александр I, желая подготовки и проведения реформ, попытался реализовать идеи философов-правоведов эпохи «Просвещения».