Курсовая теория на тему Эволюция изобразительной рекламы в XIX веке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Развитие изобразительной
рекламы в XIX веке. 6
1.1. Социокультурные особенности
рекламы.. 6
1.2. Реклама в странах Европы и
США.. 9
Глава 2. Особенности
изобразительной рекламы XIX
века в России. 15
Заключение. 25
Список источников и литературы 27
Введение:
Актуальность темы. Реклама
играет огромную роль в деятельности предприятий. Она дает потребителю новые
знания, опыт, формирует потребности человека, усиливает удовлетворенность покупками.
С помощью рекламы производители развивают новые рынки, обеспечивают рост
продаж, что способствует стабильности развития и уверенности в будущем.
Появление рекламы
как средства коммуникации с аудиторией зародилось в древности и связано с тем,
что производителям и торговцам необходимо было распространять информацию о
продаваемых ими товарах, проводимых ярмарках и т.д.
Почти два столетия реклама является постоянным спутником человека. Ее
влияние на нашу жизнь трудно переоценить. Реклама сопровождает нас повсюду: это
и телевидение, и радио, слышим мы ее по дороге на работу и домой в общественном
транспорте. Мы уже привыкли к ней и зачастую даже не задумываемся, как наша
психика от нее зависит.
Слово «реклама» происходит от латинского гесlаmаге, что означает «кричать». В XIX-XX вв. в связи с резким скачком развития техники появилось
много новых средств массовой информации. Их число неуклонно росло.
И почти все сегодняшние
СМИ используются в рекламных целях.
Реклама
оказывала и оказывает большое влияние на все сферы жизни человека. Она
подсказывает нам, где лучше провести отпуск, какие продукты употребить в пищу и
что одеть, к каким целям стремиться и как быть здоровым.
Реклама – необратимое явление, которое видоизменяет
культуру и оставляет свой след в культуре всех современных народов.
Объект
исследования – реклама в XIX веке.
Предмет
исследования – эволюция изобразительной рекламы в XIX
веке.
Цель исследования: изучить процесс становления и
развития изобразительной рекламы в XIX веке.
Задачи:
— рассмотреть историю
развития рекламы;
—
изучить рекламу как как феномен массовой культуры;
—
провести сравнительный анализ развития рекламы в СССР и США во второй половине
XX века.
Степень
изученности проблемы.
Анализ научных трудов по истории рекламы позволил выделить
основные этапы ее изучения, определить конкретные направления разработки темы.
Первый этап (дореволюционный) – охватывает период конца
XIX – первого десятилетия XX вв. Это монографии, посвященные теории и истории
рекламы Н. Плисского[1] и
А. Веригина[2]. Первая дает исторический обзор
развития рекламы. Важная часть этой работы посвящена конкретным примерам
русской и зарубежной рекламы. Вторая книга
носит прикладной характер, и ее отличает точечный подход. Вторая
книга дает разумное и сбалансированное представление о сущности социального
явления, называемого рекламой.
И.В Вольфсон в книге «Практика газетного издательства»
приводит данные о состоянии газетного дела и зависимости газет от публикации
рекламы[3]. О
негативном влиянии рекламы на восприятие газетной информации читателями писал
А.С. Плетнев в своей работе «Газета и публика»[4].
Второй этап – советский. В этот период историография
представлена незначительным числом работ по интересующей нас теме. Из наиболее
значимых, на наш взгляд, можно отметить труд Н.М. Богачевой, в котором
рассмотрены исторические аспекты возникновения рекламы и ее дальнейшее развитие[5], а
также монографии Э.Г.Голомба и Е.М. Фингерита «Распространение печати в
дореволюционной России и в Советском Союзе»[6],
учебное пособие М.Н. Бочачера «Газетное хозяйство: опыт пособия по
газетно-издательскому делу»[7].
И, наконец, третий – постсоветский этап, характеризуется
возросшим интересом к истории рекламы. Необходимо отметить труды В.В. Ученовой
и Н.В. Старых[8], в
которых помимо общих сведений о развитии рекламы,
содержатся данные о рекламе в печатных изданиях, а также рассматривают истоки
рекламной коммуникации.
В работе А.П. Киселева наряду с рассмотрением истории
оформления российских газет, уделено внимание и рекламным объявлениям на
страницах печатных изданий[9].
Структура
исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованных источников. [1] Плисский Н. Реклама. Ее значение, происхождение и история. – СПб.:
изд. Щепанского, 1894. – 180 с. [2] Веригин А. Русская реклама. – СПб.: Изд-во газеты
«Русский труд», 1898. – 23 с. [3] Вольфсон И.В. Практика газетного издательства. Крат. рук. – Петроград,
изд-во: А.Ф.Маркс, 1919 – 46 с. [4] Плетнев А.П. Газеты и публика (очерк современной прессы). СПб., 1902. –
16 с. [5] Богачева Н. Реклама, ее
возникновение и некоторые сведения из истории развития / М-во торговли.
Междувед. совет по рекламе. – М., 1969. – 22 с. [6] Голомб Э.Г., Фингерит Е. М. Распространение печати в дореволюционной
России и в Советском Союзе / Э. Г. Голомб, Е. М. Фингерит. – Москва: Связь,
1967. – 152 с. [7] Бочачер М.Н. Газетное хозяйство: опыт пособия по газетно-издательскому
делу. М.-Л., Госиздат, 1929. -124 с. [8] Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: Детство и отрочество. М.,
Смысл, 1994. – 112 с.; Ученова, В. В. История рекламы,или Метаморфозы
рекламного образа : Учебник для вузов / В. В. Ученова, Н. В. Старых, Междунар.
ин-т рекламы. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 336 с.; Ученова В.В. История рекламы.
– СПб.: Питер, 2002. – 304 с. [9] Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702-1917 гг.). – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 192 с.
Заключение:
Изобразительная реклама
имеет почти 200-летнюю историю и неразрывно связана с развитием экономической
деятельности.
Преображению
изобразительной рекламы конца 19 – начала 20-х веков способствовало развитие
техники и технологий, изменения в общественной жизни людей.
Появляются частные
типографии, которые выпускали цветные обои, бланки документов, наклейки для
товаров, рекламные и поздравительные листки, частную прессу. Типографии
оснащаются «современным» оборудованием.
Изобразительная реклама (ее стилевое, художественное и
тематическое разнообразие), а также общий контекст социальной и политической
ситуации в странах тесно связаны.
Наблюдается постепенное расширение тематики изобразительной
рекламы.
Искусство изобразительной
рекламы было тесно связано с экономикой, развитием промышленности, все активнее
и активнее растущей конкуренцией. Оно пыталось дать свое «предложение»
финансово состоятельному потребителю. Все эти факторы сошлись во взаимном
влиянии, слились в одно единое целое, образовали некий симбиоз, образ, который
отныне заложен во фразе «рекламный плакат».
Таким образом, XIX в.
характеризуется:
— появлением и развитием рекламного
плаката;
— началом
оформления витрин;
— распространением
газетных киосков;
— проведением
выставок, ярмарок, конкурсов.
Содержание и оформление рекламных
объявлений, их стилистические особенности и объём публикаций являются
типологическим «маркером», помогающим охарактеризовать изобразительную рекламу
на различных этапах развития.
Профессионалы рекламного
бизнеса не должны ограничиваться знанием абстрактной теории рекламы и строгих
законов национального и глобального рынков. Они должны опираться на
исторический опыт рекламного дела и традиции, психологию коммуникационного
призыва и культурную логику, практику маркетинга и умение адаптировать
трудноуловимые настроения потребителей к современным реалиям, а также применять
креативный подход к созданию рекламной продукции. Комплексная увязка рекламирования
товаров, длительного развития бренда и укрепления имиджа компании-производителя
позволят бизнесу достигать успехов, целевой аудитории – находить способ
удовлетворения специфических потребностей, а рекламируемым объектам
интеллектуальной собственности – занимать прочное место в сознании и
представлениях потребителей — приверженцев торговых марок.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Развитие изобразительной рекламы в XIX веке 1.1. Социокультурные особенности рекламы На протяжении веков
происходили изменения в жизни общества, вслед за которыми менялись средства
распространения рекламы и способы её воздействия на потребителей. В эпоху
палеолита, на этапе формирования культуры, символизация была важнейшим
компонентом осмысления действительности.
Потребности в
коммуникациях возникли вместе с появлением людей в Древнем мире. На стадии
первобытной культуры коммуникационная информация демонстрировалась с помощью
сигнально-демонстрационных действий. Система символов первобытного общества
имела не только сигнальный, но и демонстрационный характер.
Первые культурные символы
точно, лаконично и оперативно кодировали информацию об опасности, угрозе
нападения, наличии пищи, защите, удовольствии. Тревожные сигналы, ритуалы войны
и мира подавались при помощи звуковых, изобразительных знаков, фетишей,
предметов. Жизненно важная информация передавалась и мгновенно узнавалась
людьми при помощи привлекающих внимание сигналов: громкого крика, колокольного
удара, резкого звука барабана или трубы. Демонстративная информация
символизировала о наличии в первобытном обществе социальных отличий. Стремление
вождей племен и жрецов выделиться ярко выраженной символикой – особой одеждой,
отличительными знаками, амулетами – уравновешивалось культурной тенденцией
остальной части сообщества «быть как все».
Таким образом, в Древнем
мире существовала дифференциация символической информации по важности сообщения
и выполняемым функциям. Культурная символика имела целью донести до
первобытного общества послания с тревожной информацией и демонстративные
сообщения части людей, испытывающих потребность в демонстрации социальных
отличий в среде обычных людей.
В трудах культурологов, в
частности, в учебнике В.В. Учёновой и Н.В. Старых «История рекламы» авторы
актуализировали символический смысл произведений искусства, ритуалов,
церемоний, правил поведения, моды и других явлений повседневной жизни людей.
Учёные определили набор коммуникативных приёмов, сложившихся в глубинах
культуры, термином проторекламы. Автор учебника «Основы рекламы» А.Н. Овчаренко
солидарна с культурологической точкой зрения: «Невидимые силы постепенно
конкретизируются в мировоззрении первобытных людей, воплощаются в грозных
явлениях природы, в представителях животного мира, а затем и в изделиях рук
человеческих… Так формируется в первобытном обиходе обширный пласт культовой
проторекламы. В нём совмещаются процессы символизации и демонстрирования,
которые проявляются в совокупности первобытных ритуалов»[1].
Однако имеются и другие
точки зрения. Так, по мнению отечественной учёной Л.Г. Березовой, «выполняя
функцию социокультурной идентификации, формирования имиджа, семиотического
языка коммуникации, эти явления названы В.В. Учёновой предшественниками рекламы
– проторекламой. Это довольно спорно, поскольку все эти социокультурные
феномены существуют и в сегодняшнем обществе. Культура вообще символична, а
реклама лишь её периферическая часть, и неэффективно распространять это
локальное понятие на такие области собственно культуры, как символика
повседневной жизни, социальная психология и др.»[2].
Дальнейшее формирование
рекламы, как социального явления, проходило разные этапы развития, каждый из
которых отличался ориентацией на определенные виды потребностей в обществе.
Связь мотивации со структурой потребностей людей, к которым обращалась реклама,
можно продемонстрировать при помощи классической классификации потребностей,
разработанной А. Маслоу в 1995 г., с учётом разработок ценностно-нормативного
подхода к изучению рекламы[3].
Вся рекламная практика
традиционного сообщества была связана с ежедневным потреблением большинством
населения неизменных продуктов, удовлетворяющих жизненные потребности. Реклама
ограничивалась информированием потребителей о качестве продуктов, ценах и
местах продажи. В период формирования в человеческом сообществе устной речи
произошла, по мнению культурологов, первая информационная революция.
В средневековом обществе
рекламисты взяли на вооружение церковные ритуалы, религиозные проповеди,
карнавальные шествия и рыцарский свод правил коммуникации. Взаимопроникновение
ритуальной, рыцарской и торговой культур способствовало развитию речевых жанров
коммуникации.
Реклама эпохи
средневековья носила преимущественно устный характер. Профессиональными
носителями рекламного слова стали уличные зазывалы и городские глашатаи,
которые оттачивали своё искусство во время уличного оповещения публики в жанре
объявлений. Перетекание устных объявлений в рекламную сферу произошло по той
причине, что сигнальная функция информирования потребителей содержала как
элементы эмоциональной выразительности, так и внушения публики.
В процессе информирования
людей о потребительских свойствах товаров, городские глашатаи формировали не
только устойчивые образы рекламных текстов, но и типологическую структуру
рекламных объявлений. Рекламная практика была связана, как прежде, с рутинным
потреблением, однако гораздо более широкого ассортимента товаров и услуг,
удовлетворяющих базовые потребности населения. Рекламирование не выходило за
рамки оповещения публики о потребительских свойствах продукции и её
конкурентных преимуществах по сравнению с аналогами.
Революционным открытием
Нового времени стало изобретение И. Гутенбергом книгопечатания типографским
способом в 1445-1450 гг. Культурологи связывают формирование письменной
коммуникации в обществе с началом второй информационной революции. Машинное производство
способствовало развитию новых рекламных носителей: газет, журналов, световой и
транспортной рекламы. Очередной этап развития рекламы был связан не только с
изменением форм рекламных сообщений, но и роли рекламы в жизни общества.
Стремительный рост рынка сбыта и общественных связей сопровождался появлением
агрессивной пропагандистской рекламы с откровенным подавлением конкурентных
мотивов. Рекламные тексты носили преимущественно деловой, справочный характер и
отличались стремлением к директивности. Тем самым, обеспечивалось
удовлетворение экзистенциальных потребностей рекламодателей и обеспечение
относительной безопасности существования производителей на конкурентном рынке. [1] Овчаренко А.Н. Основы
рекламы: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2006. 495 с. С. 7 [2] Березовая Л.Г.
История мировой рекламы или старинные рецепты изготовления «бесплатного сыра».
М.: Изд-во Ипполитова, 2008. 672 с. С. 15 [3] Маслоу А.Г. Дальние
пределы человеческой психики / Пер. с англ.. Вступ. ст. Н.Н. Акулиной. – М.:
Изд. группа «Евразия»",1997. 430 с.