Курсовая теория на тему Этнонациональная политика РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования этнонациональной политики России 7
1.1.Понятие этнонациональной
политики. 7
1.2. Исторический аспект исследования
этнонациональной политики. 8
Глава 2. Основные вызовы
этнонациональной политике в современной РФ. 17
2.1. Особенности этнонациональной политики
современной России. 17
2.2. Основные концепции
этнонациональной политики современной РФ. 20
Заключение. 24
Список
использованной литературы.. 26
Введение:
Актуальность темы исследования. Россия считается
одной их самых многоэтнических и многоязычных стран мира, состоящей из
множества народов. Они различаются по языку, культуре и национальному
характеру. Модернизация форм государственного устройства и
социально-экономической инфраструктуры российского государства на основе
воссоздания института частной собственности актуализировала внимание к
историческому опыту регуляции межэтнических отношений. Возросший в среде
историков, политологов и политиков интерес к этой проблематике во многом
определяется этносоциальными последствиями распада СССР, сепаратистскими
тенденциями начала 1990-х гг., формированием националистических политических
режимов в ряде вновь образовавшихся на постсоветском пространстве стран, а
также тенденциями, связанными с этнической идентификацией, национальным
самоопределением и автономизацией различных этносов собственно внутри РФ.
Объективно эти процессы однозначно можно отнести к категории «этнических»,
имеющих, как правило, латентную форму и выступающих фактором прямого или
косвенного воздействия на ситуацию в субъектах РФ. Исторические прецеденты
показывают, что в случае дестабилизации социальной обстановки этнические
процессы могут способствовать углублению проявившихся в начале 1990-х гг.
центробежных тенденций на региональном уровне. Проблема осознания среднесрочных
последствий этнических процессов наиболее актуализируется в субъектах с
полиэтничным составом населения.
В
этой связи осознание рисков распада государственности в научном сообществе и
политических кругах в какой-то мере способствует формированию социального
заказа на информационное сопровождение проводимого политического курса, к
выполнению которого привлекаются научные коллективы подразделений РАН и высшей
школы. Это проявляется в попытках ввести в правовое поле предпринимаемые в
субъектах РФ шаги по организации мониторинга этносоциальной обстановки и
проведению этнологических экспертиз [1-4], отчасти направленные и на выявление
«реакции» полиэтничного и поликонфессионального населения страны на проводимый
политический курс.
Изменения повлекли за собой межэтнические напряженности и
недовольства. Эти этнические проблемы оказывают негативное влияние на
внутренний климат и политические процессы внутри страны. Они угрожают ее
целостности, а также политической и экономической стабильности.
Современная Россия является
многонациональным государством. Согласно данным, полученным из переписи
населения 2010 года, в России проживает более 180 национальностей. Из них 81 % населения
составляют русские. При этом русские расселены по территории страны
неравномерно: например, в таких регионах, как Чечня, Дагестан, Ингушетия,
количество русских составляет менее 5 % населения. Исходя из этого, страна
имеет достаточно причин для этнополитических конфликтов. Например, то, что до
сих пор не сложилась системная государственная идеология, или то, что многие
народы стремятся к политической самостоятельности, и хотят полного или
ограниченного суверенитета. Так происходит рост этнополитической напряженности
— от стремления к суверенитету к экономическому противостоянию, что в
последствии перерастает в военные конфликты.
В этих условиях возникает вопрос о роли этнонациональной
политики в РФ.
Степень научной разработанности темы исследования.. стория национальной
политики (далее -НП) Российского государства, как объект исследования никогда
не теряла своей актуальности. В отечественной историографии это определялось
полиэтничным и поликонфессиональным составом населения страны, спецификой внутренней
политики, проводимой в центре и на окраинах. В зарубежной историографии — ролью
Российского государства в геополитических процессах, определившей с начала
XVIII века исторические судьбы населения стран Евразийского континента, и
противостоянием «русской экспансии». В обоих случаях текущая этносоциальная
обстановка («национальный вопрос») как отечественными, так и зарубежными
историографами обоснованно рассматривалась как один из факторов
прямого
воздействия на проводимый Россией внешнеполитический курс. Определялось это
общеизвестными трендами политической истории Российского государства: периоды
дестабилизации этносоциальной обстановки внутри страны или в «зонах влияния» (в
границах так называемого «православного мира»), как правило, провоцировали внешнюю
экспансию. При этом ни для одной из армий, вторгавшихся на территорию России с
XVIII века, не был характерен моноэтничный состав. Как правило, они включали в
себя подразделения «коллаборантов», формируемых по национальному признаку.
Перманентное стремление геополитических противников России оказывать
воздействие на ее правительство через этнические элиты также определяло их
заинтересованность
в
мониторинге этнических процессов и факторов, способствующих развитию
сепаратистских тенденций. Особенно пристальное внимание было обращено на
пограничные районы с характерным для них компактным проживанием этнических
меньшинств и спецификой местного самоуправления и судопроизводства.
Необходимо
отметить, что прямое или косвенное воздействие геополитических соперников
России на этносоциальную обстановку (в ее границах) имеет перманентный
характер. Оно не имеет прямой связи с изменением границ, сменой форм
государственного устройства, идеологических (мировоззренческих) установок
населения и политических режимов. Национальная политика России на всех этапах
развития государственности выступала объектом критики как со стороны
внешнеполитических противников, так и со стороны той части этнических элит,
которая была ориентирована на повышение своего социального статуса. Наиболее
заметно эти тенденции проявляются на «национальных окраинах» — трансграничных
зонах, в которых соблюдение режима «охраны» оказывает более жесткое воздействие
на систему социальных отношений в среде полиэт-ничного по составу населения. Во
многом характер как межэтнических, так межгосударственных отношений в
трансграничных районах определяется повсеместным несоответствием границ
государств с изопрагмами этнических территорий.
Объект исследования: этнонациональная политики России.
Предмет исследования:
анализ особенностей
этнонациональной политики России.
Целью работы является
анализ особенностей
этнонациональной политики России.
Задачи:
1. Охарактеризовать феномен этнической толерантности.
2. Выделить особенности этнической толерантности в контексте
межэтнических отношений.
3. Проанализировать исторический аспект исследования этнонациональной политики России.
4. Проанализировать основные документы этнонациональной
политики современной России. Методы исследования: анализ литературы по теме исследования,
исторический метод.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Президент Российской Федерации подписал Концепцию государственной
национальной политики РФ. Также Государственной Думой был принят Закон о
национально-культурной автономии, создавший правовую базу для внутреннего
самоопределения и самоорганизации по признаку этнической принадлежности
граждан. В данной ситуации стало ясно, что этнополитика требует теоретического
анализа и прикладного осмысления. К сожалению, начало ХХI века охарактеризовали
как стабильность политической ситуации в России. Этнонационалистические
настроения будто бы ушли на второй план и тем самым дали ложное представление
того, что этнический фактор в политической жизни страны стал не актуален. В
связи с этим было упразднено федеральное министерство по делам национальностей,
и этнокультурным и этнополитическим проблемам на федеральном уровне стали
уделять меньше внимания, чем они того заслуживают. Но этничность осталась
формой идентичности и останется в будущем. Из этого следует, что потребность в
изучении данной стороны общественной жизни будет постоянной.
В России по-прежнему остается целый комплекс не урегулированных
межэтнических проблем. Одними из них являются социально-экономическая и
политическая разностатусность народов. Становится все более ясно и очевидно,
что для Российской Федерации требуется формирование общегражданского национального
самосознания, которое должно стать сильнее локальных этнокультурных различий и
объединить народы и нации.
Самобытность России, обусловленная, в том числе ее
многонациональностью, не позволяет решить этнические проблемы простым
реципированием европейского законодательства.
Следует отметить, что в современном мире вышеобозначенные проблемы
свойственны не только России, но и большинству других государств. Специалисты
отмечают, что этнополитический конфликт является характерной чертой всего
мирового сообщества. Российский исследовательский центр «Agentura» подсчитал,
что ежегодно в мире возникает в среднем два-три новых конфликта, большая часть
которых может считаться внутренними «этническими войнами». С конца XX века
более трети государств мира столкнулись с внутренними конфликтами, чаще всего
связанными с межэтнической напряженностью.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические аспекты исследования
этнонациональной политики России 1.1.Понятие этнонациональной политики
Этнополитика в широком смысле обычно понимается как
определенная сфера политической жизни общества, в которой так или иначе
затрагиваются интересы и чувства этнических групп (сообществ) и других
субъектов, входящих в этнополитические отношения. В узком смысле этнополитика —
это специфическая деятельность органов государственной власти и местного
самоуправления, а также других институтов гражданского общества, направленная
на регулирование межнациональных отношений. Поэтому можно говорить о
государственной или, например, муниципальной этнополитике. В то же время
этнополитика находится в центре внимания многих общественных наук:
этносоциологии, этнополитологии, права и т.д. Президент Российской Федерации
подписал Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации.
Государственная Дума также приняла закон О национально-культурной автономии,
который создал правовую основу для внутреннего самоопределения и
самоорганизации граждан на основе этнической идентичности. В этой ситуации
стало ясно, что этнополитика требует теоретического анализа и прикладного
осмысления [3,с.76].
К сожалению, начало ХХI века
охарактеризовали как стабильность политической ситуации в России.
Этнонационалистические настроения будто бы ушли на второй план и тем самым дали
ложное представление того, что этнический фактор в политической жизни страны
стал не актуален. В связи с этим было упразднено федеральное министерство по
делам национальностей, и этнокультурным и этнополитическим проблемам на
федеральном уровне стали уделять меньше внимания, чем они того заслуживают. Но
этничность осталась формой идентичности и останется в будущем. Из этого
следует, что потребность в изучении данной стороны общественной жизни будет
постоянной.
Под рефлексивным имеется в виду взаимодействие, в рамках которого развитие
каждой национальной общности осуществляется через другую общность, не подавляя
ее. «Интернационализация ведет к установлению не унифицированного и
однородного, а внутренне различенного единства, в котором национальные общности,
являясь субъектами взаимодействия, сохраняют себя в качестве обогащенных в
процессе взаимного влияния, но относительно самостоятельных образований.
Формируемая в процессе интернационализации новая системная целостность
понимается как развивающееся единство многообразия».
Таким
образом, 2019 г. стал во многом рубежным для этноконфессиональной сферы.
Представляется, что наиболее актуальными в ближайший период для неё станут
следующие задачи и вызовы: формирование гражданской патриотической нации,
обновление государственно-институциональной и нормативной базы, подъём уровня
квалификации специалистов в сфере национальных отношений, социальная и
культурная адаптация мигрантов, совершенствование механизма мониторинга и
раннего предупреждения конфликтов на этноконфессиональной основе.