Курсовая теория на тему Этническая идентичность как сохранением этнического самосознания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Понятийный инструментарий. 7
1.1 Содержание понятий «этническая идентичность» /
«этническое самосознание» 7
1.2 Этническая
идентичность за рубежом. 15
Глава 2. Этническая идентичность как направление
исследовательской деятельности 22
2.1 Характеристика этнической идентичности в России. 22
2.2 Развитие этнической идентичности в современности. 31
Заключение. 37
Список использованных источников и литературы.. 39
Введение:
Актуальность
изучения проблемы сохранения этнической идентичности
народов связана с расширением процессов глобализации и усилением миграции
населения на планете. Прошлый ХХ век ознаменован бурными переменами,
интересными научными и техническими достижениями, это век массовых войн,
социальных и экономических потрясений, экологических катастроф. Основная
тенденция этого века – глобализация человеческой деятельности, когда наступает
осознание собственной причастности к глобальным проблемам, что делает абсолютно
невозможным достижение полной независимости. В процессе глобализации
проблематика идентичности получает новое осмысление, меняются подходы
относительно процесса, в результате которого открывается некое единство
содержания контента идентичности. На фоне этих характеристик идентичность
рассматривается в контексте больших общностей: рас, наций, социальных групп,
государства и человечества в целом.
Кризис современной
цивилизации воздействует на становление и изменение идентичности. Исследование
данного феномена может способствовать выявлению особенностей этого кризиса и
кризиса культуры, который в свою очередь усилил аксиологический вакуум и привел
к ускорению переоценки ценностей, которые ранее служили основой идентификации
человека в обществе. Все сферы общественной и политической жизни пронизаны
культурой, которая способствует экономическому росту государства, влияет на его
социально-политическое развитие. Именно культура выступает одним из основных
инструментов построения гражданского общества, и является неотъемлемой частью
идентичности.
Этническая идентичность –
один из самых болезненных вопросов современности. Ошибки и просчеты в
национальной политике стоят человечеству очень дорого – становятся причиной
межнациональных конфликтов, войн, исчезновения целых государств. Именно поэтому
так важно изучение различных ее аспектов.
Этническая
самоидентичность – одна из важнейших составляющих самосознания отдельного
индивида. Причисление индивида к какой-либо этнической группе создает видимость
индивидуальности. Однако слово «индивидуальность» носит в данном случае
амбивалентный смысл. Несмотря на отличия определенной этничности (определенная
индивидуальность), при постановке культурных ценностей в ранг наивысшей
субстанции человек утрачивает часть своего «Я» в пользу той общности
(социальной, культурной, этнической), к которой он себя относит, и
подстраивается под следуемую им культурную парадигму. Выход за эти рамки
следует обозначить как девиантное поведение. Влияние на культуру как ядро
любого этноса способно изменить его политический и экономический вектор
развития.
В последнее время понятие
идентичности стало одним из лидеров научных интересов. О постоянных поисках
индивидуальности, целостности и единства в различных контекстах –
социально-философском, историческом, метафизическом и др. говорит частота
употребления данного понятия и количество вкладываемых в него смыслов –
идентичность личная и социальная, национальная и гражданская, этническая,
региональная и т.д. Вопрос идентичности остается проблемным и потому, что любая
область научного знания, осуществляя попытку внести ясность в столь актуальный
вопрос как идентичность, получает новый всплеск дискуссий. Темп и содержание
развития общественных систем приводит к тому, что исследование сущности
идентичности приобретает особую актуальность. Эта философская проблема сегодня
наращивается новыми аспектами. Социально-исторический путь формирования
концепта идентичности определяет тенденции в ее развитии.
Объект
исследования: этническая идентичность.
Предмет
исследования: этническая идентичность как сохранение
этнического самосознания.
Цель
исследования: рассмотреть этническую идентичность как
сохранение этнического самосознания
Задачи
исследования:
– охарактеризовать
содержание понятий;
– выделить особенности этнической
идентичности;
– продемонстрировать
возможности этнической идентичности.
Источниковая
база исследования. Были привлечены материалы
исследований, из области этнографии, истории, психологии, социологии, которые
позволили наиболее полно раскрыть все стороны и особенности проявления
этнической идентичности.
Критический
обзор специальной литературы по теме. Проблема исследования
сохранения этнической идентичности в современном динамично меняющемся мире в
последнее время становится предметом различных социальных и гуманитарных наук.
Традиционно разработкой определения феномена «этническая идентичность»
занимались социальная философия, этнология, культурология, психология. Сейчас эта
проблема рассматривается на междисциплинарном уровне. Сохранение этнической
идентичности актуально для всех народов, но особое значение имеет для малых
народов, таких как угорские народности (ханты, манси и др.), так как процессы
глобализации в современном мире приводят к нивелированию национальных
(этнических) культур, а, следовательно, размывается этническое самосознание и
теряется идентичность особенно малых этносов.
Анализ философских
исследований содержания понятия показывает, что идентичность принято понимать
как самость, как самосознание, как некоторое единство, непрерывность атрибутов
в пространстве и во времени, включающий в себя аксиологический и социальный
контекст. Над этой проблемой работали ученые: Бергер П., Брейквелл Г.,
Брюшинкин В., Гидденс А., Габермас Ю., Гриценко А., Джеймс В., Дробижева А.,
Зарипов А., Лукман Г., Мид Дж. Г., Нагорная Л., Ноймани А., Скворцов Н., Тейлор
Ч., Тэджефел А., Хабермас А., Файзуллин Ф., Эриксон Э., Ядов В.
А. В. Петровский и М. Г.
Ярошенко понимают этническую картину мира как ключевые предположения, нередко
интуитивные, которые способны направлять и упорядочивать поведение
представителей различных общностей. Согласно идее Р. Рэдфилда, этническая
картина мира – это особый характерный для определённого народа взгляд на
Вселенную. Иной взгляд на данный научный феномен отражён в работах А. Холлуэла,
по мнению которого этническая картина мира есть когнитивная ориентация, не
осознаваемая людьми. Изначально в отечественной этнопсихологии и этносоциологии
проблема изучения этнического самосознания рассматривалась учёными в контексте
осознания индивидами собственной принадлежности к определённой этнической
общности (Э. Г. Александренко, В. И. Козлов, М. В. Крюков, В. В. Пименов, Б. Ф.
Поршнев).
Методика сбора и обработки
информации. Методологическую основу исследования
составили базовые положения социально-философской науки, ее
понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету
исследования. В работе используются принципы философского анализа: В-данном исследовании
учитывались методологические требования принципа познаваемости. Использовались
основные теоретические построения-и методологические приемы в изучении проблем
этноса; этничности и этнической идентичности, выработанные в современной
научно-исследовательской-практике.
Структура работы. Работа
включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из двух
параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Заключение:
Таким образом, можно
сформулировать следующие выводы:
– этнические и
национальные механизмы личностной и коллективной идентификации, с одной
стороны, представляют собой взаимосвязанные стороны социального и культурного
детерминизма. Вместе с тем между ними имеются существенные различия: этническая
идентичность больше связана с чувственностью, эмоционально-психологическим
уровнем индивидуальной и коллективной жизни, тогда как национальная
идентичность ориентирована на идейно-концептуальную, рациональную сторону
общественного бытия, что определяет ее надэтнический статус;
– еще одно различие этих
двух взаимосвязанных механизмов идентификации состоит в том, что этничность
является базовой, первичной формой социализации человека, поскольку она
формируется самим общественным укладом и образом жизни; национальная же
идентификация является, как правило, вторичной, надэтнической. И между ними
могут строиться самые различные векторы взаимодействия – от конфронтации до
гармоничных стратегий, – где учитываются этническое многообразие и общие,
национально-государственные цели и интересы.
Анализ теоретических
подходов к определению сущности понятия «этническая идентичность» показал, что,
несмотря на разброс мнений по поводу сущностных оснований этноса, мы можем
констатировать, что этническая идентичность проявляется через этническое
самосознание, в котором фиксируются основополагающие представления о своем
этносе, его историческом прошлом, основных элементах культуры, языке,
архетипах. Анализ содержания этнического самосознания обско-угорских народов
Севера выявил, что механизмом сохранения этнической идентичности является
формирование этнического самосознания представителей этноса на основе
сохранения и передачи другим поколениям основных культурных элементов.
Благодаря осознанию
элементов этнической культуры, усвоению архетипов, осмыслению общего
исторического прошлого, особенностей характера и психического склада отдельный
представитель этноса идентифицирует себя с определенной этнической общностью,
позиционирует себя субъектом деятельности этноса. Сохранение этнической
идентичности в современном мире имеет большое значение. В условиях глобализации
происходит нивелирование национальной (этнической) культуры, стирается
этническое самосознание, сменяясь образцами массовой западной культуры. Такие
процессы приводят к исчезновению этносов, особенно когда теряется собственный
национальный язык. Но, несмотря на усиление глобализации во всех сферах
жизнедеятельности общества, в последнее время все больше и больше усиливается
этнический и национальный фактор в международных отношениях. Лишь развитие
собственного этнического самосознания и идентичности может сохранить
целостность этноса как единого организма.
Интересен прогноз
перспектив дальнейшего развертывания этой сложной диалектики механизмов
этнической и национальной идентичности. Конечно, по мере роста национального и
гражданского самосознания эти два вектора индивидуальной и коллективной
идентификации сближаются, и наступает такой момент, когда этническое
поглощается национальным, и все граждане начинают чувствовать себя представителями
единой гражданской нации без всякого этнического контекста. Опыт развития
многих стран в современном мире подтверждают это. Понятно, в нашей
полиэтнической стране это будет возможно только в очень далекой перспективе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятийный инструментарий 1.1 Содержание понятий «этническая идентичность» /
«этническое самосознание» Идентичность (лат.
identifikare – отождествлять) – одна из категорий ряда социальных и
гуманитарных наук, применяемых для описания индивидов и различных сообществ в
качестве относительно устойчивых, тождественных самим себе образований. Человек
и общество, в отличие от природных образований, невозможны без таких
идентификационных механизмов. Ю. Хабермас отмечал в связи с этим, что общество
обладает приписываемой ему идентичностью не в том тривиальном смысле, в каком,
скажем, ею обладает предмет, который может быть идентифицирован различными
наблюдателями как тот же самый предмет, даже если они воспринимают и описывают
его различным образом. Общество известным образом порождает свою идентичность;
и тем, что оно не утрачивает своей идентичности, оно обязано своим собственным
усилиям»[1].
Этническая идентичность
представляет собой результат социальной категоризации и идентификации с
определенной этнической группой (категорией) и эмоционально-оценочное
восприятие принадлежности к данной группе. Для индивида этнос – это надежная
общность, которая может обеспечить необходимую поддержку и безопасность. Люди
ищут поддержку у индивидов, принадлежащих к своей этнической группе в случаях,
когда возникает потребность ощутить себя частью целого, избавиться от ощущения
дисгармонии. Именно поэтому не стоит отождествлять этническую идентичность с
национальной. Параметры национальной идентичности обладают стабильностью, и
могу не изменяться столетиями[2]. [1] Хабермас, Ю. В
поисках национальной идентичности: философские и политические статьи. – Донецк:
Донбасс, 1999. – 345 с. С. 8. [2] Гражданская,
этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. Проекта и
отв. Ред. А. М. Дробижева. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. –
485с. С. 94.