Философия Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Этический рационализм Сократа

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Биография Сократа 5

2. Сократовская концепция знания и познания 14

3. Философские взгляды 16

4. Этический рационализм Сократа: «знание есть основа добродетели» 26

Заключение 36

Список литературы 37

  

Введение:

 

Сократ был обычным греческим гражданином, сыном скульптора, который прославился своим нестандартным понимаем всего сущего. После его слов люди от изучения окружающего мира перешли к себе самим. Он открыл направление в античной философии, ранее невиданное, отличное от всего, что до этого обсуждалось обществом. Он обозначил важность анализа не только природы, но и самой личности.

Его называют первым философом в полном смысле этого слова. Фактически, кто такой Сократ, сегодня знает далеко не каждый. Потому следует обязательно исправить этот недочет и выяснить, как сложилась его судьба и как он прошел свой непростой земной путь.

Он всегда старался начинать беседы с самого незначительного, ничтожного и совсем неважного, этот человек стремился к такому общему определению, что смогло бы охватить все частные случаи и раскрыло в корне суть понятий. Зачастую его разговоры касались красоты, любви, добра и зла, то есть простых истин, которые волнуют каждого человека, вне зависимости от его социального статуса или материального положения. Бессмертие души и достоверность знаний интересовали его более всего, но не всегда даже ему открывались тайны и загадки бытия.

Кем был Сократ, выяснить несложно, трудно разобраться, каким образом он пришел к необычайному мужеству в борьбе за истину и собственные убеждения.

Убеждения и жизнь Сократа формировались в той среде, в которой ему приходилось жить. Он вел аскетический образ жизни, и люди приходили к нему в поисках абсолютной истины, за знаниями о добре и зле.

Главной отличительной чертой афинского философа была его высокая мораль, простой и скромный образ жизни, добродушный юмор, искренность и остроумие. Сократ считал, что лучшим способом для жизни человека — сосредоточится на саморазвитии, а не вести погоню за материальными благами. Он призвал других сконцентрироваться больше на дружбе и чувстве общности, потому что это лучший способ выжить вместе. Достоинство стоит больше, чем что-либо в идеальной жизни, все свои речи посвящал поиску добродетели. Истина лежит в тени существования и может быть только одна, независима от наших желаний и человек должен подчинятся ей. А сначала нужно её найти, пройдя через размышления, сомнения, противоречия.

Он же предпочитал вести устную полемику, считая, что записи искажают мысли и убивают смысл. Огромное влияние на него оказали софисты, к которым его зачастую ошибочно причисляли. Последователи этого учения говорили об этике, нравственности, добродетели, но считали судьбу неотвратимой.

Искренне считая знание и понимание сути вещей настоящим добром, философ говорил, что без этого невозможно стать совершенным. Согласно его учению, можно поступать хорошо, быть щедрым и справедливым, но истину понять таким образом не получится. Он думал, что процесс познания должен быть абсолютно осознанным и принятым, только тогда он способен привести к крайней степени добродетели. Основными темами его размышлений была нравственность и этика в их высшем проявлении.

Хотя высказывания Сократа не всегда были понятны современникам, этого мыслителя по праву принято считать одним из основателей этического рационализма.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В развитии Античной философии немаловажную роль сыграл Сократ. Всю жизнь он посвятил этой науке, хотя и не оставил ни одного произведения после своей смерти. Предметом философии Сократа были душа, человеческое сознание и жизнь в целом. Также он заложил основы аристотелевского и платоновского воззрений.

В философии мыслитель руководствовался принципами, которые сформулированные оракулы: познать самого себя, ни один человек ничего не знает достоверно, и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает.

Всем известно увлечение философа красноречием, удивительными оборотами слов, профессионально слаженными словосочетаниями, заключающими в себе огромный смысл. Сократ приобрел своих первых слушателей именно от красноречия, приводившего в восхищение практически каждого слышавшего его. Сократ не любил записывать свои мысли, так как считал, что на процесс записи тратится слишком много времени, поэтому не оставил после себя ни книг, ни заметок. Все идеи философа (как, впрочем, и сам факт его существования) дошли до потомков, благодаря записанным воспоминаниям его учеников, среди которых были Платон, Аристотель, Ксенофонт, Евклид и спасенный им Алкивиад.

Беседы и диалоги для Сократа представляли великую ценность. Можно сказать, он ввел новый эффективный способ преподавания, основанный не на банальной диктовке, а на постановке вопроса и диалоге. В процессе такого обучения человек полностью погружался в процесс познания и возжигал в себе тягу к знаниям. Такой способ усвоения информации позже был назван методом Сократа.

Иногда Сократ в прямом смысле мог знатно подшутить над человеком для его же пользы. Философ, притворяясь простаком, просил собеседника обучить его чему-либо или дать совет. Целью было заставить человека самому обнаружить в себе незнание.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Биография Сократа

Сократ – древнегреческий философ, совершивший переворот в философии. Он пытался постичь устройство природы, мира и человека. Своим уникальным методом анализа понятий (майевтика, диалектика) он обратил внимание философов не только на постижение человеческой личности, но и на освоение теоретического знания, как ведущей формы мышления. Биография Сократа насыщена многими интересными фактами.

Сократ – афинянин, родившейся в простой семье, стал самым известным древнегреческим мыслителем своего времени.

Точная дата рождения Сократа неизвестна. Считается, что он появился на свет в 469 г. до н.э. в Афинах. Он рос и воспитывался в семье скульптора по имени Софрониск.

Мать Сократа, Фанарета, была повитухой. У философа также был старший брат Патрокл, которому глава семейства завещал основную часть своего наследства.

Сократ родился 6 фаргелиона, в «нечистый» день, что сыграло основополагающую роль в его биографии. Согласно законам того времени, он стал пожизненным жрецом здравия афинского государственного устройства без содержания.

Более того, в архаический период времени Сократа могли принести в жертву по обоюдному согласию народного собрания. Древние греки считали, что таким образом жертва способствовала разрешению проблем в обществе. Повзрослев, Сократ получал знания у Дамона, Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая. Интересен факт, что при жизни мыслитель не написал ни одной книги.

По сути, биография Сократа представляет собой воспоминания его учеников и последователей, среди которых был и знаменитый Аристотель.

Помимо увлечения наукой и философией, Сократ принимал активное участие в защите своей родины. Он 3 раза участвовал в военных кампаниях, проявляя на поле боя завидную храбрость. Известен случай, когда он спас жизнь своему военачальнику Алкивиаду.

Все свои мысли Сократ излагал в устной форме, предпочитая не записывать их. По его мнению, подобные записи уничтожали память и способствовали потере смысла той или иной истины.

Его философия опиралась на понятия этики и разные проявления добродетели, в числе которых познания, отвага и честность.

Сократ утверждал, что знание и есть добродетель. Если человек не сможет осознавать сущность тех или иных понятий, то ему не удастся стать добродетельным, проявлять храбрость, честность, любовь и т.д.

Сократ допускал зло, если оно происходило с целью защиты. Такие противоречивые трактовки высказываний объясняются манерой обучения, которая была присуща Сократу. Как правило, он общался с учениками посредством диалогов, поскольку именно при такой форме общения рождалась истина.

По этой причине, солдат Сократ разговаривал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примерах сражения с врагом. Платон же был мирным афинянином, поэтому философ выстраивал с ним совершенно иные диалоги, прибегая к другим примерам.

Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.

Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного. Вопросы заставляли собеседника думать.

Стоит заметить, что кроме диалогов, философия Сократа имела еще ряд значимых различий, среди которых4:

• диалектическая, разговорная форма поиска истины;

• определение понятий индукционным способом, от частного – к общему;

• поиск истины с помощью майевтики – искусства извлечения, скрытого в каждом человеке знания посредством наводящих вопросов.

Когда Сократ задавался целью найти истину, он задавал оппоненту ряд вопросов, после которых собеседник терялся и приходил к неожиданным для себя выводам. Также мыслитель любил строить диалог от противного, в результате чего его оппонент начинал противоречить собственным «истинам».

Сократа считали одним из мудрейших людей, в то время как он сам, так не думал.

Сократ пользовался большим авторитетом у своих соотечественников, вследствие чего те часто приходили к нему за знаниями. При этом, он не учил своих последователей красноречию или каким-либо ремеслам.

Философ побуждал своих учеников проявлять добродетель к людям, а особенно к своим близким.

Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону. Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками.

Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой3.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы