Курсовая теория на тему Этапы развития социальной работы как научного знания и практической деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения этапов развития социальной работы как научного знания и практической деятельности 7
1.1 Истоки практической социальной работы 7
1.2 Этапы развития социальной работы как практической деятельности 14
1.3 Социокультурные основания для появления и становления социальной работы как науки 21
1.4 Этапы развития социальной работы как научного знания 26
Заключение 35
Список используемой литературы 38
Введение:
Проблема исследования. Социологические проблемы развития науки, или что-то же самое, социология науки — это отрасль знания, предметом ко-торого является взаимодействие науки как социального явления с обществом, с различными социальными институтами. Изучение науки как социального явления предполагает два диалектически взаимосвязанных направления: внутренне-институциональный и внешне-институциональный.
Внутренне-институциональное направление рассматривает социальные аспекты деятельности ученых, научных коллективов и организаций, а внешне — институциональное исследует проблемы взаимодействия науки с другими институтами общества.
Социологические проблемы науки характеризуются интегральным, комплексным подходом к явлениям, которые изучаются. Они возникают на рубежах таких дисциплин как философия, история науки и техники, логика и психология научного поиска. В ходе исследования социологических проблем науки ученые используют данные целого ряда точных наук, приемы матема-тического и статистического анализа.
Таким образом, налицо противоречие между требования современного общества к эффективности и качеству социальной работы, и нынешним со-стоянием ее теории и практики.
Актуальность темы. Без общества и его членов не имеют смысла мно-го составляющих современной жизни, в том числе и наука. Только в обще-стве ученых создается та система ценностей, норм и традиций, история кото-рой насчитывает уже более 2000 лет.
Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект ис-следования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отно-шения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и со-циальных факторов. Отличительной чертой социальной работы как теории является то, что она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Новая теория создавалась как результат настоятельной потребности общества в научно-теоретических исследованиях в области социального развития и взаимоотношений между личностью и об-ществом на новом социально-политическом и экономическом этапе развития общества, а также потребности в научно-практических и методологических рекомендациях по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в слож-ных жизненных ситуациях.
Социальная работа как теория находится на стыке традиционных направлений социальных наук: философии, психологии, социологии, меди-цины, политологии, экономики, антропологии, этики и др. В число ее про-блем входят специфические исследования, связанные с соотношением соци-альной работы и социальной политики, с социальными процессами, а также с ответственностью общества за адекватное развитие личности. Таким обра-зом, тематика исследований в области социальной работы достаточно широ-ка и определяется рамками сложной системы: «социальная среда — чело-век».
Современная наука как сфера культуры представляет собой сферу сов-местной деятельности творческих объединений, внутри которых работают не только специалисты высокой квалификации в каких-то отдельных специали-зированных областях научной деятельности, но и люди, деятельность кото-рых направлена на самореализацию и выполнение своих функций с высо-чайшей степенью самоотдачи. Рутинный труд в данной сфере являются сосе-дями с творческими поисками. От ученого жизнь постоянно требует под-тверждения его квалификации, подвергает различным испытаниям уровень его профессионализма. А общество и государство, которым наука как соци-альный институт высоко оценивается, стимулирует ее деятельность, повышая оплату труда членов научного сообщества, присуждает им различные зва-ния, награды и ученые степени.
Основные задачи социологии науки заключаются в изучении законов развития и функционирования науки как целостной системы, включенной в более широкую социальную систему.
Степень научной разработанности. Существенные общенаучные про-блемы теории социальной работы рассмотрены в работах Жукова В.И., Гри-горьева С.И., Гусляковой Л.Г., Зимней И!А., Козлова A.A., Кононовой Л.И., Лаврененко И.М., Никитина В.А., Павленка П.Д., Сорвиной A.C., Топчия Л.В., Холостовой Е.И., Фирсова М.В. и других исследователей» .
Исторические аспекты социальной- работы рассмотрены в работах Аникеевой O.A., Бадя Л’.В.,, Колкова В.В., Кононовой Т.Б., Кузьмина К.В., Нещеретнего П.И., Фирсова М.В., Холостовой Е.И. и других», Козлов A.A. Парадигмы социальной работы: теоретические конструкты и принципы опи-сания. // Социальная работа: теория, технология, образование. — 1995. — №1; Теория и методика социальной работы. / под ред. Зайнышева И.Г. — М.: Со-юз, 1994; Гуслякова Л.Г. Основы социальной работы. — Барнаул: АГУ, 1994; Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. / Под ред. В.И. Жукова. — М.: Союз, 1997; Философия социальной работы. / Отв. ред. В.И. Митрохин. — М.: Союз, 1998; Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. — М.: ИСР, 1997; Теория социальной работы. / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юристь, 1998.; Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. — М.: Владос, 1999; Основы социальной работы. / Под ред. Павленка П.Д. — М.: Инфра-М, 1999; Лаврененко И.М. Профессиональ-ная деятельность социального работника: содержание и функции. — М.: «ACT», 2002; Социальная работа: теория и практика. / Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина A.C. — М.: ИНФРА-М, 2003; Холостова Е.И. Основы соци-альной работы. — М.: ИНФРА-М, 2005; Топчий Л.В. Нетрадиционный взгляд на формирование системы закономерностей социальной работы. — М.: 2005; Теория и практика социальной работы. / Под ред. Келасьева В.И. — СПб.: изд-во СпБГУ, 2005. и мн. др.
Целью курсовой работы является изучение проблем формирования со-циальной работы как науки.
Объект курсовой работы: проблема формирования социальной работы в научных исследованиях.
Предмет курсовой работы: Этапы развития социальной работы как научного знания и практической деятельности.
Задачи курсовой работы:
-изучить историю социальной работы как науки;
-рассмотреть функции социальной работы;
-изучить сущность социальной работы, как науки.
Теоретико-методологическую основу работы составляют идеи, кон-цепции и взгляды разных ученых.
В качестве методов исследования в работе применяются 1) Общенауч-ные методы: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что, материалы работы могут использовать студенты для подготовки к предмету.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части и спис-ка используемой литературы.
Заключение:
Социальная работа как профессиональная деятельность связана с си-стемой ценностей, теорий и практики, ее миссия заключается в предоставле-нии людям возможности как можно полнее развивать свой потенциал, обо-гащать свою жизнь и предупреждать возникновение дисфункций. Вопрос о содержании профессии «Социальная работа» обычно согласованно в преде-лах конкретной страны.
Объектом социальной работы являются проблемы людей, решение ко-торых нуждается в посторонней помощи. К субъектам относятся: государ-ство в целом, осуществляющее социальную политику, государственные учреждения, благотворительные и общественные организации, работники социальной сферы (сюда же некоторые теоретики социальной работы отно-сят и клиентов, ведь от них ждут активного участия в преодолении собствен-ных проблем). Среди основных функций социальной работы выделяют: ор-ганизационную, диагностическую, прогностическую, правозащитную, про-филактическую, социально-бытовую, психологическую и другие.
Социальная работа как наука — относительно молодая, и поэтому идет уточнение и коррекция ее понятийно-категориального аппарата, ведутся научные дискуссии вокруг терминологии, понимание содержания и структу-ры социальной работы, целесообразности использования конкретных мето-дов. Цель же социальной работы как учебной дисциплины состоит в том, чтобы дать целостное представление о ее содержание как науки и профессио-нальной деятельности, основные направления, инструментарий, технологии и организации, научить конкретным методам. ее задачи заключаются в необ-ходимости сформировать личностно-профессиональные качества будущего социального работника, дать теоретические знания и помочь овладеть суще-ствующими технологиями.
Социальные работники должны опираться в своей деятельности на об-щечеловеческие моральные принципы и нормы, так и на профессиональную деонтологию, то есть система моральных норм, выработанных в рамках профессионального сообщества. Моральные нормы поведения социальных работников и принципы социальной работы, обычно, зафиксированные в программных документах национальных ассоциаций социальных работни-ков, прежде всего, этических кодексах.
Существуют различные классификации ценностей социальной работы, но все они основываются на восприятии человека как высшей ценности и уважении к ее разнообразным правам. В социальной работе иногда разраба-тывают ценности и принципы, которые касаются работы с определенной группой клиентов, определенной формы социальной работы, деятельности конкретной социальной службы.
Время становления теоретических основ социальной работы — конец XIX — нач. XX вв. Среди причин, которые активизировали этот процесс мож-но выделить две группы. Социально-экономические причины связаны с про-цессами развития капиталистических отношений и их влиянии на социальную сферу:
— изменения в характере общественного производства (повышения роли ответственности человека в производстве, наличие больших коллективов трудящихся, включение женщин и детей в производство) привлекли особое внимание к личности рабочего и условиям его жизни.
— массовая урбанизация, сопровождающаяся миграциями, изменяла коренным образом стереотипы жизнедеятельности больших масс людей и обострила проблемы адаптации человека к постоянно изменяющимся усло-виям.
— существующая социальная ситуация на производстве сопровождалась углублением социальных конфликтов (борьба трудящихся за свои права) и как следствие ростом революционных настроений.
— формирование глобальных проблем человечества (экологических, де-мографических, опасность самоуничтожения и др.).
— рост образованности, информированности населения, усложнения структуры жизнедеятельности человека.
Основы теории социальной работы, научных методов и важнейших ка-тегорий заложили работы М. Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: руко-водство для работающих в благотворительных организациях» (1899) и «Со-циальные диагнозы» (1917) и всей американской школы социальной работы.
Для современной теории социальной работы характерен интегратив-ный и междисциплинарный подход.
Своеобразие теории социальной работы сказывается и в том, какое ме-сто занимает эта наука среди других. На сегодняшний день теория социаль-ной работы выступает как самостоятельная отрасль социального гуманитар-ного знания в системе общественных наук, для которой характерна интегра-тивность и прикладная направленность
Таким образом, есть все основания характеризовать теорию социаль-ной работы как специфическую область научного знания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения этапов развития социальной работы как научного знания и практической деятельности
1.1 Истоки практической социальной работы
Социальная работа — это академическая дисциплина и профессия, кото-рая касается отдельных лиц, семей, групп и сообществ в целях улучшения социального функционирования и общего благосостояния. Социальное функционирование — это способ, которым люди выполняют свои социальные роли, и структурные институты, для их поддержания. Социальная работа применяет социальные науки, такие как социология, психология, политоло-гия, общественное здравоохранение, развитие сообщества, право и экономи-ка, для взаимодействия с системами клиентов, проведения оценок и разра-ботки вмешательств для решения социальных и личных проблем; и добиться социальных изменений. Практика социальной работы часто делится на мик-ро-работу, которая включает в себя работу непосредственно с отдельными лицами или небольшими группами; и макро-работа, которая включает в се-бя работу с сообществами и — в рамках социальной политики — содействие изменениям в более широком масштабе. [4, с.145]
Индустрия социальной работы развивалась в 19 веке, некоторые из ее корней были в добровольной благотворительности и организации на местах [6,с.231]. Однако ответы на социальные нужды существовали задолго до этого, в основном от частных благотворительных организаций и религиоз-ных организаций. Последствия промышленной революции и Великой де-прессии 1930-х годов оказали давление на социальную работу, чтобы она стала более определенной дисциплиной. Практика и профессия социальной работы имеют относительно современное и научное происхождение и, как считается, имеют разработан из трех нитей. Первым был индивидуальный анализ, стратегия, впервые разработанная Обществом благотворительной организации в середине 19-го века, которое было основано Хелен Босанкет и Октавией Хилл в Лондоне, Англия. Большинство историков идентифицируют COS как пионерскую организацию социальной теории, которая привела к появлению социальной работы как профессиональной деятельности.