Курсовая теория на тему Эстетическое воспитание обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Актуальность темы. В современных условиях развития российского общества, перестройки всей системы культуры особое значение приобретает гуманизация и демократизация образования.
Именно гуманизация и демократизация в свою очередь требуют решения проблемы эстетического развития. Ребенок приобщается к прекрасному с первым своим взглядом на мир, который предстает во впечатлениях от предметов, которые он открывает для себя, в колыбельной песне, каждом отблеске материнских глаз. Со временем он начинает выделять среди них те, которые ему больше всего нравятся и не нравятся совсем, а вскоре начинает осознавать, что есть предметы, явления красивые, которые привлекают к себе странной энергией, и такие, что не волнуют ее. Все это происходит в младшем школьном возрасте и является свидетельством того, что психика, ум ребенка с раннего детства может воспринимать педагогические воздействия по воспитанию способности отличать прекрасное от уродливого и соответственно относиться к ним.
Поэтому одной из главных задач педагогики является стимулирование, направление, корректировка эстетического развития ребенка, пробуждение у него стремления к прекрасному, к его созданию.
Актуальные вопросы общей проблемы школы в формировании личности ребенка освещены в работах Л. Загик, Ивановой, В. Котырло, Н. Кот, С. Ладивир, Т. Марковой, Л. Островской, Т. Пагути. Эстетическое воспитание является масштабным, сложным делом, которое предусматривает привлечение ребенка в контексте прекрасного, в систему обще-цивилизационных эстетических ценностей. Существуют следующие формы эстетического воспитания: массовые, групповые, индивидуальные. Выбор формы эстетического воспитания требует научного подхода, то есть нужно учесть уровень эстетического развития учащихся, чтобы в соответствии с ним наметить воспитательные задачи. Последние определяют возможные средства, методы влияния, а те подскажут форму воспитательного мероприятия. Его эффективность зависит от совершенства, то есть педагог должен конкретизировать типовую форму, приспособить ее к конкретным условиям воспитания, прежде всего к содержанию отобранных материалов (средств воздействия) к особенностям восприятия их учениками определенного возраста, ситуации, времени и других обстоятельств, условий. Общечеловеческие ценности и, прекрасное воплощает в себе особенности видения его представителями конкретного этноса и народа. Направленность ребенка на познание и осознание этих особенностей является чрезвычайно важной задачей эстетического воспитания. Именно в сложном измерении целостности, единства прекрасного, в многообразии его национальных измерений личность находит место для реализации своего художественного потенциала. И к этому тоже необходимо постепенно готовить детей, начиная с дошкольной поры. Актуальность проблемы эстетического воспитания школьников связана с тем, что личностная ориентация современного образования предполагает приобщение ребенка к творческой деятельности, переживания эстетического опыта человечества, что является основой эстетического развития личности. Решающее значение приобретает осмысление конкретных вопросов эстетического воспитания и базовых теоретических основ формирования эстетической культуры личности.
Цель исследования — обосновать педагогические условия школьного образовательного учреждения на уроках окружающего мира по эстетическому воспитанию.
Выбранная тема исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
— сделать анализ современной психологической, педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме;
— определить задачи и содержание эстетического воспитания; — обосновать педагогические условия образовательного учреждения по эстетическому воспитанию;
— рассмотреть особенности эстетического воспитания учащихся на уроках окружающего мира.
Объект исследования – процесс эстетического воспитания.
Предмет исследования — Эстетическое воспитание обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира.
В процессе работы использовались методы научно-педагогических исследований, адекватных цели и задачам: — теоретические: теоретический анализ психолого-педагогических источников позволили систематизировать теоретические материалы.
Структура работы обусловлена логикой исследования. Исследование состоит из введения, двух разделов, общих выводов, списка использованных источников.
Заключение:
Следовательно, в процессе курсовой работы нами было выяснено: Эстетическое воспитание – педагогическая деятельность, направленная на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты. В понятии «эстетическое воспитание» ключевой дефиницией является «эстетическое» – мета категория эстетики, которая анализирует эмоционально-ценностное отношение человека к окружающей действительности и ее потенциальные способности к творчеству. Кроме того, «эстетическое» определяется как важнейший элемент общей культуры человека, а также как одна из функций искусства, что потенциально формирует творческую личность, которая самореализуется в процессе социализации.
В педагогической литературе «эстетическое воспитание» в узком смысле рассматривается как социально определенная целенаправленная подготовка человека к эстетическому восприятию искусства. В более широком смысле – это социально и культурно обусловлена часть процесса социализации, которая формирует у человека эмоционально-ценностное отношение к действительности, направленная на активизацию сущностных сил человека, развивают ее способности к художественному творчеству, к полноценного качественного преобразования социо-культурного пространства, субъектом которого она является.
Важной проблемой современной школы является формирование познавательной активности ученика и учителя. Творчество учителей начальных классов особая: она зажигает в детском сердце огонек любознательности, вызывает удивление окружающим миром, интерес к обучению, делает его внутреннее постоянно действующим.
В народе говорят: счастливый человек, который имеет ясный и острый ум; вдвойне везет тому, кто еще и душу добрую, сердце чуткое. Его сущность, как подсолнух к солнцу, всегда возвращается к человеческой боли, добра, порядочности. И втройне благославен тот, у кого ум проницательный и сердце человеческое.
Только непосредственное вовлечение учащихся в познавательный процесс, требует применения самостоятельных усилий ума, воли, чувств, обеспечивает приобретение каждым учеником познавательной активности.
Особое место у детей, занимают познавательные способности, для которых характерно собственная высокая общая мыслительная активность, склонность к умственного напряжения необычная по степени выраженности, умение легко оперировать логическими операциями — систематизацией, классификацией, обобщением, творческие проявления в выполнении различных задач, стремление успеха. Такой повышенный интерес к умственной нагрузке, усиленная потребность в познавательной деятельности ребенка рассматриваются большинством специалистов как общий фактор и условие развития высокого уровня познавательных способностей. Существенным при этом является роль и место психолого-педагогических, прежде всего, эстетических условий и развития творчески игрового потенциала ребенка.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы эстетического воспитания в начальной школе
1.1. Цель, содержание и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησι — «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Согласно А. Ф. Лосеву, в его крочевском понимании предмета эстетики, этим предметом является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась [1]. Лосев отмечал, что практически каждая область общественной жизни может стать источником эстетики, которая впитывает и концентрирует специфику любой социально-исторической конкретики [2].
Эстетика (от др.-греч. αίσθάνομαι — чувствовать; αίσθητικός — воспринимаемый чувствами) — наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт её освоения, в процессе и в результате которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее — с его духовной Первопричиной, для верующих — с богом. Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле — для обозначения эстетической составляющей культуры и её эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, деятельности, спорта, обряда, ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории эстетики: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство[3].
Обратимся к определению эстетического воспитания, в «Педагогической энциклопедии» (1968) оно трактуется как «целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства».
В «Кратком терминологическом словаре. Пластические искусства»(1995) эстетическое воспитание определяется как« целенаправленное формирование в обществе, особенно у детей и молодежи, художественного творческого отношения к миру, развитие чувств, фантазии, способности, как воспринимать красоту, так и творить ее » [7,c.122].