Методика обучения истории Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Эстетическое воспитание на уроках истории средствами искусства.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И
ИСТОРИЯ.. 5
1.1 Теоретические аспекты
эстетического воспитания. 5
1.2 Роль курса истории в
эстетическом воспитании школьников. 11
Выводы по 1-й главе. 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ
ИСКУССТВА НА УРОКАХ ИСТОРИИ.. 18
2.1 История художественной культуры
как часть школьного курса истории России.. 18
2.2 Различные направления искусства
как инструментарий эстетического воспитания на уроках истории.. 24
Выводы по 1-й главе. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31
ЛИТЕРАТУРА.. 33

  

Введение:

 

Актуальность.
В настоящее время, в силу протекающих в современном обществе социальных
процессов со стороны педагогов возрос интерес к вопросу эстетического воспитания
подрастающего поколения в силу необходимости формирования к моменту окончания
школы полноценных граждан страны, представляющих собой всесторонне развитых
личностей. Понятие всесторонне развитой личности включает в себя и концепцию
эстетически развитой личности, способной понять и осознать шедевры мирового
искусства, а также испытывающей потребность в творении подобных произведении
искусства.

Начиная с философов
древности и заканчивая величайшими педагогами XX-го века, к числу которых
следует отнести Д.Б, Кабалевского, Б,Т. Лихачёва, А.С. Макаренко, В.А.
Сухомлинского, Б.М. Неменского, В.Н. Шацкую, но и, конечно же, нельзя забывать
и об отце русской педагогики К.Д. Ушинском, все посвятили немалую часть своих
исследований вопросам эстетического воспитания подрастающего поколения.
Безусловно, каждый педагог по-своему видел концепцию эстетического воспитания
подрастающего поколения. Но, тем не менее, анализ большого количества
литературы позволяет сделать выводы, что все педагоги под эстетическим воспитанием
единогласно понимали развитие у учащихся способности к пониманию, восприятию и
воспроизведению прекрасного, вне зависимости от того, говорим ли мы о шедеврах
изобразительного искусства, музыкальном творчестве, художественной литературе,
либо речь идёт о тех или иных предметах из окружающего мира личности.

Цель исследования –
исследование всех сторон и проблем, посвящённых различным аспектам формирования
и реализации дидактического процесса эстетического воспитания в рамках
педагогического процесса на уроках школьного предмета «История».

Задачи исследования:

1. Сформулировать
теоретические аспекты эстетического воспитания подрастающего поколения.

2. Уточнить
роль школьного предмета «История» в эстетическом воспитании учеников.

3. Рассмотреть
историю художественной культуры России, как часть общего школьного курса
истории России.

4. Определить
наиболее подходящие направления искусства при реализации процесса эстетического
воспитания на уроках истории.

Объект исследования –
эстетическое воспитание школьников на уроках школьного предмета «История
России».

Предмет исследования –
использование различных направлений художественной культуры в целях
эстетического воспитания школьников на уроках школьного предмета «История
России».

Структура
курсовой работы обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

С древних времён
виднейшие философы и педагоги уделяли большое внимание не только проблеме
передачи подрастающему поколению накопленных обществом теоретических и
практических знаний и умений, навыков и способностей жизни в современном
обществе, но и проблеме становления человека, как полноценного члена общества,
его гражданина, и, наконец, просто всесторонне развитой личности.

Начиная с философов
древности и заканчивая величайшими педагогами XX-го века, к числу которых
следует отнести Д.Б, Кабалевского, Б,Т. Лихачёва, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,
Б.М. Неменского, В.Н. Шацкую, но и, конечно же, нельзя забывать и об отце
русской педагогики К.Д. Ушинском, все посвятили немалую часть своих
исследований вопросам эстетического воспитания подрастающего поколения.
Безусловно, каждый педагог по-своему видел концепцию эстетического воспитания
подрастающего поколения. Но, тем не менее, анализ большого количества
литературы позволяет сделать выводы, что все педагоги под эстетическим
воспитанием единогласно понимали развитие у учащихся способности к пониманию,
восприятию и воспроизведению прекрасного, вне зависимости от того, говорим ли
мы о шедеврах изобразительного искусства, музыкальном творчестве,
художественной литературе, либо речь идёт о тех или иных предметах из
окружающего мира личности.

С древнейших времён во
всех цивилизациях эстетическое воспитание всегда было частью воспитательного
процесса в ходе обучения подрастающего поколения, по крайней мере, в тех
цивилизациях, где существовали учебные учреждения. В настоящее время
особенность современного педагогического процесса обуславливает, что школьный
предмет «История» является оптимальным школьным курсом для реализации в его
ходе педагогического процесса эстетического воспитания.

В любом произведении
художественной культуры, будь то картина или скульптура, стихотворная ода или
исторический роман, соната или симфония, его творец закладывает нечто то, что
характерно только для его эпохи, однако, он, зачастую сам того не подозревая,
вкладывает в свои произведения и непреходящие, общечеловеческие и вечные
ценности. С развитием культуры на культурное наследие предыдущей эпохи
наслаивается новое, образуя новые, органичные, более глубокие и красивые
сочетания, ни в коей мере не отменяя, но дополняя и объясняя друг друга.
Соответственно, в процессе изучения культуры на уроках истории перед учителем
встаёт важнейший вопрос формирования у учащихся способности чувствовать все
грани отражённого в шедеврах культуры наследия прошлого и отображения всей
многозначности и противоречивости эпохи, в которую этот шедевр создавался. Но
для этого учащимся необходимо иметь представление не только непосредственно об
образцах искусства, но и обладать определённым объёмом теоретических знаний об
искусстве и истории его развития, которая является частью общего школьного предмета
«История».

Уровень развития
современных технологий позволяет учителю при организации педагогического
процесса посвящённого истории развития художественной культуры, через который и
осуществляется основная часть дидактического процесса эстетического воспитания
школьников, позволяет применять как традиционные, так и инновационные средства
наглядности. И если первые применяются в педагогическом процессе уже не одно
столетие, то вторые стали доступны только в XX-м веке.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ИСТОРИЯ 1.1 Теоретические аспекты эстетического воспитания В настоящее время
проблема всестороннего развития детей, как полноценных личностей, в том числе и
их эстетического воспитания, встаёт с новой силой как перед школой в целом, так
и перед каждым предметом в отдельности, ведь каждый школьник должен видеть в
материале не только информацию, имеющую отношение к определённой области
человеческой деятельности, но и воспринимать этот материал с точки зрения
прекрасного. Так, например, в математике решения задач должны быть не только
эффективными и лаконичными, но и красивыми. Точно также и предметы
изобразительного искусства, относящиеся к определённой эпохе, должны не только
восприниматься учеником, как связанные с этой эпохой, но и вызывать восхищение
с эстетической точки зрения. То же относится и к музыкальным произведениям, и к
художественной литературе. Отметим, что вопросам эстетического воспитания
подрастающего поколения уделяли пристальное внимание многие поколения
отечественных психологов и педагогов, в числе которых можно отметить Д.Б.
Кабалевского и Б.Т. Лихачёва, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, Б.М.
Неменского и В.Н. Шацкую [16, с. 26].

Прежде всего
отметим, что все перечисленные педагоги отводили важное место в своей
педагогической деятельности не только передачу своим подопечным знаний и
развитию у них умений и навыков, но и эстетическому воспитанию учащихся, под
которым они понимали формирование у них чувств в области прекрасного, под
которым в эстетике подразумевается всё, что связано с художественном отражении
действительности через все стороны искусства, будь то великие творения
художников, либо музыкальные шедевры, либо художественные произведения,
формирование у них способности понимать прекрасное и самим творить или хотя бы
пытаться творить прекрасное [26, с. 130]. С данной позиции, эстетическое
воспитание подрастающего поколения заключается, как метко отмечает Б.Т. Лихачёв,
в том числе, в создании условий для ведения учащимися разнообразной
художественно-эстетической деятельности, которая обусловит развитие у них
восприятия и понимания в полной мере прекрасного с точки зрения эстетики, то
есть, в искусстве, формирование эстетических вкусов, идеалов и понятий,
закладывание фундамента в формировании творческих талантов в одном или
нескольких сферах искусства [19, с. 117]. Таким образом, если под эстетикой понимается
наука о прекрасном, то эстетическое воспитание определяется, как развитие у
ребёнка умения к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного
как непосредственно в искусстве, так и в окружающем школьника мире. В этом
контексте отметим, что, конечно, история преимущественно изучает
последовательность и логику политических событий прошлого и связанных с ними
экономических событий. Однако, во-первых, история развития художественного
искусства, музыки, литературы – тоже неотъемлемая часть истории, которая
нередко не только отражала происходящие на исторической сцене события, но и
влияла на них. А во-вторых, в предметах художественного искусства, в музыке и,
особенно, в художественной литературе их авторы, художники и скульпторы,
музыканты, поэты и писатели отражали окружающую их действительность. И через
понимание произведений искусства, музыки, литературы с позиции их эстетической
составляющей ученики смогут лучше понять эпоху в целом, экономические и
политические события, происходившие в то время.

Работая над
вопросами эстетического воспитания подрастающего поколения, Б.Т. Лихачёв много
внимания уделил вопросу определения основных понятий в области педагогики
эстетического воспитания. В своих фундаментальных работах он опирался на
следующее определение: «Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс
формирования активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать
прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и
творить по законам красоты» [20, с. 20].

Немного
по-другому формулирует концепцию эстетического воспитания другой педагог, В.Н.
Шацкая, которая в своих трудах пишет: «Педагогика определяет эстетическое
воспитание, как воспитание способности целенаправленно воспринимать,
чувствовать и правильно понимать, оценивать красоту в окружающей
действительности – в природе, в общественной жизни, в труде, в явлениях
искусства» [30, с. 15].

Мы можем
привести ещё достаточно много определений, так или иначе аналогичных
приведённым. Поэтому мы сосредоточимся на анализе приведённых определений в
контексте понимания их содержания. И в определении Б.Т. Лихачёва, и в
определении В.Н. Шацкой эстетическое воспитание понимается, как
многоструктурный компонент, который представляет собой сочетание нескольких
основных положений, которые в совокупности и составляют эстетическое воспитание
учеников:

· Положение
направленного действия;

· Положение
о развитии способности воспринимать и наблюдать красоту жизни, ценить её;

· Положение
о необходимости развития эстетических вкусов;

· Положение
о важности формирования идеала личности;

· Положение
о формировании у обучающихся компетенций самостоятельного творчества и творения
прекрасного.

Отличительные
особенности процесса эстетического воспитания подразумевают применение в данном
педагогическом процессе и других, отличных от традиционных подходов при
достижении педагогических целей, предполагающих эстетическое воспитание
школьников [5, с. 34].

Отметим, что даже
в настоящее время существует проблема восприятия педагогами, не являющихся
специалистами в данной области, понятий «художественное воспитание» и
«художественное воспитание», как тождественных. Тем не менее, нужно понимать, и
добиваться от педагогов в процессе их обучения в педагогических вузах и на
курсах повышения квалификации понимания о существенном различии данных понятий.

Нужно
уточнить, что под художественным воспитанием мы понимаем педагогический процесс
формирования у обучающихся через искусство художественного вкуса и
художественного чувства, способности к пониманию искусства и к любви искусства,
тяги к наслаждению искусством и к творчеству новых объектов прекрасного, где
искусство, как категория воспитания – это только часть целостной категории
эстетического воспитания, так как искусство – это только часть обширной сферы
человеческой деятельности, которая участвует в эстетическом воспитании
подрастающего поколения. Да, безусловно, эстетическое воспитание формирует у
школьников активное эстетическое отношение к произведениям искусства,
способствует формирование желания в создании своих образцов в том или ином
искусстве.

Но
эстетическое воспитание – это значительно более широкое понятие, так как оно
имеет отношение не только к художественному творчеству, как таковому, но к
другим сферам человеческой деятельности, в числе которых можно привести
эстетику труда и человеческих отношений, красоту быта. Эстетическое воспитание
предполагает, что воспитание подрастающего поколения будет осуществляться как
через такую самую сильную его часть, как искусство, но также и через другие проявления
человеческой деятельности [31, с. 241].

Таким
образом, важнейшей педагогической целью эстетического воспитания является
формирование по окончании обучения всесторонне развитой гармоничной личности,
являющейся полноценным членом современного общества, обладающей такими
важнейшими для него характеристиками, как прогрессивность и образованность,
желание трудиться и творить, обладание высокой нравственностью, чувство красоты
искусства и жизни. В соответствии с данной целью можно выделить три основные
педагогические задачи эстетического воспитания [27, с. 97]:

· Формирование
необходимого объёма начальных эстетических впечатлений и знаний, достаточного
для дальнейшего развития ребёнка эстетического интереса к окружающим его
явлениям, предметам, элементам эстетики, склонности к творчеству. По-другому
данную задачу можно сформулировать, как необходимость в знакомстве учащихся с
достаточным количеством различных эстетических впечатлений, в том числе, в
области цвета, звука и пластики. В рамках педагогического процесса
эстетического воспитания учитель обязан пристально формировать дидактический
материал из образцов, соответствующих эстетическим нормам. В этом контексте
история является важным предметом педагогического процесса в школе, так как
именно на уроках истории используется в большом объеме такой дидактический
материал, как учебные картины, то есть, картины художников, изображающих те или
иные исторические события, или портреты выдающихся исторических деятелей, либо
музыкальные произведения разных исторических эпох, отображающих дух этих эпох,
либо художественные произведения, или написанные о своей эпохе, или являющиеся
историческими романами [17, с. 46].

· Развитие
на базе полученных знаний, умений, навыков художественного и, в целом,
эстетического восприятия таких важнейших качеств личности, как способность
эмоционального восприятия и наслаждения эстетически значимых как предметов, так
и явлений, а также знание и понимания их ценности. Это означает, что в начале
долгого педагогического процесса эстетического воспитания только начавшие учёбу
дети ещё не в состоянии оценить всю эстетическую мощь тех или иных образцов
прекрасного, в том числе, они могут вскользь посмотреть художественную картину,
не вдаваясь в любование ею [10, с. 46]. Они, вероятнее всего, больше внимания
уделят таким формальным аспектам данной картины, как её автор-художник и
название картины, после запоминания которой, вероятнее всего, перейдут к
следующим элементам дидактического материала. Безусловно, мы не можем требовать
от учащихся в самом начале изучения истории понимания всей эстетической красоты
картин художников, посвящённых историческим темам, например, грандиозности
картины «Последний день Помпеи» Брюллова, но художник обязан, по мере наличия
времени и возможностей, объяснять учащимся всё красоту произведений,
используемых им в качестве дидактического материала.

· Развитие
у школьников способности и потребности творить, заключающееся в способности
учащихся не только воспроизводить объекты прекрасного, но и самому творить,
создавать новые объекты, а главное – испытывать к этому потребность. Безусловно
– это самая сложная задача всего дидактического процесса эстетического
воспитания, базирующаяся на результатах элементах педагогического процесса,
реализуемых для решения описанных выше педагогических задач эстетического
воспитания. В рамках предмета истории в школьном педагогическом процессе это
может быть реализовано, как организация различных учебно-творческих конкурсов,
помогающих, помимо всего прочего, закреплению основного изучаемого
исторического материала [22, с. 196].

Таким
образом, мы рассматриваем эстетическое воспитание, как многолетний
дидактический процесс, направленный на развитие у учащихся чувства прекрасного
как в искусстве, так и в окружающем мире.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы