Курсовая теория Педагогика/Психология Специальная педагогика

Курсовая теория на тему Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5
1.1Анализ психолого-педагогических проблем исследуемой проблемы 5
1.2 Задачи и содержание эстетического воспитания 8
ГЛАВА 2. Особенности эстетического воспитание детей с умственной отсталостью 14
2.1. Понятие, виды и причины умственной отсталости 14
2.2Методы и методики для формирования эстетического воспитания детей с умственной отсталостью 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. В современных условиях развития российского общества, перестройки всей системы культуры особое значение приобретает гуманизация и демократизация образования.

Именно гуманизация и демократизация в свою очередь требуют решения проблемы эстетического развития. Ребенок приобщается к прекрасному с первым своим взглядом на мир, который предстает во впечатлениях от предметов, которые он открывает для себя, в колыбельной песне, каждом отблеске материнских глаз. Со временем он начинает выделять среди них те, которые ему больше всего нравятся и не нравятся совсем, а вскоре начинает осознавать, что есть предметы, явления красивые, которые привлекают к себе странной энергией, и такие, что не волнуют ее. Все это происходит в младшем школьном возрасте и является свидетельством того, что психика, ум ребенка с раннего детства может воспринимать педагогические воздействия по воспитанию способности отличать прекрасное от уродливого и соответственно относиться к ним.

Поэтому одной из главных задач педагогики является стимулирование, направление, корректировка эстетического развития ребенка, пробуждение у него стремления к прекрасному, к его созданию.

Актуальные вопросы общей проблемы школы в формировании личности ребенка освещены в работах Л. Загик, Ивановой, В. Котырло, Н. Кот, С. Ладивир, Т. Марковой, Л. Островской, Т. Пагути. Эстетическое воспитание является масштабным, сложным делом, которое предусматривает привлечение ребенка в контексте прекрасного, в систему обще-цивилизационных эстетических ценностей.

Учитывая вышесказанное, возникает проблема совершенствования сложившейся в современном опыте специальной школе системы эстетического воспитания, особенно учащихся старших классов – включения несколько ограниченных задач развития эстетического восприятия и обучения элементарных навыков эстетической деятельности к более широкой системы эстетического воспитания, которая опирается на эстетически-развивающие возможности искусства. Речь идет о том, чтобы искусство по глубине своего воздействия заняло наряду с другими средствами коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми достойное место, что требует увеличение не только удельного веса художественно — эстетических воздействий в учебно-воспитательном процессе, но и качественных изменений, которые дадут возможность более эффективно формировать и развивать у умственно отсталых учащихся умения давать адекватную оценку эстетического явления, сознательно постигать его образную сущность, проявлять сопереживание, сочувствие, проявлять элементарные творческие способности и индивидуальные наклонности в практической деятельности. При этом искусство должно рассматриваться не только как источник эстетического воспитания, а также как универсальное средство формирования мировоззренческих представлений, ценностных ориентаций, элементов общей культуры.

Цель исследования — обосновать педагогические условия эстетического воспитания детей с умственной отсталостью..

Выбранная тема исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

 — сделать анализ современной психологической, педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме;

— определить задачи и содержание эстетического воспитания; — обосновать педагогические условия образовательного учреждения по художественно-эстетическому воспитанию;

— рассмотреть особенности эстетического воспитания детей с умственной отсталостью.

Объект исследования – процесс эстетического воспитания.

Предмет исследования — Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью.

В процессе работы использовались методы научно-педагогических исследований, адекватных цели и задачам: — теоретические: теоретический анализ психолого-педагогических источников позволили систематизировать теоретические материалы.

Структура работы обусловлена логикой исследования. Исследование состоит из введения, двух разделов, общих выводов, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эстетическое воспитание умственно отсталых учащихся значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер.
В процессе эстетического воспитания умственно отсталых детей решаются прямые и косвенные задачи. К прямым задачам относят: развитие у умственно отсталого ребенка способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование у него художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и к объектам действительности и их эстетической оценки.
Важным звеном в системе эстетического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является работа по демонстрации или исполнению художественных произведений с их последующим разбором и оценкой. К данному виду работы, как правило, относятся тематические беседы о каком-либо виде искусства, сопровождаемые демонстрацией лучших произведений искусства, а также разнообразные гостиные (музыкальные, художественные, литературные).
Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на определенную теоретическую разработанность проблемы эстетического воспитания умственно отсталых школьников, отмечается разрыв между целеполаганием, методологией и реализацией процесса эстетического воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида, что обусловлено отсутствием четкой системы организации работы по данному направлению. В этой связи становится актуальной разработка модели эстетического воспитания (образования) умственно отсталых школьников в условиях специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, а также разработка критериев оценки эффективности данного процесса.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
1.1Анализ психолого-педагогических проблем исследуемой проблемы

Обратимся к определению эстетического воспитания, в «Педагогической энциклопедии» (1968) оно трактуется как «целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства».
В «Кратком терминологическом словаре. Пластические искусства»(1995) эстетическое воспитание определяется как« целенаправленное формирование в обществе, особенно у детей и молодежи, художественного творческого отношения к миру, развитие чувств, фантазии, способности, как воспринимать красоту, так и творить ее » [7,c.122].
Среди российских педагогов, которые занимались проблемой эстетического воспитания, можно выделить. А. Сухомлинского. В своих теоретических работах и в профессиональной педагогической деятельности он уделял самое пристальное внимание эстетическому воспитанию детей. Так, например, в книге «Павлишская средняя школа» (1979) он писал, что эстетическое воспитание имеет в виду широкое ознакомление ребенка с достижениями мировой культуры, с культурными ценностями человечества. Важнейшая задача эстетического воспитания — научить ребенка видеть в красоте окружающего мира (природе, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в себе [20]. В другой своей книге «Рождение гражданина» (1971) он отмечал, что эстетическое воспитание начинается с культуры ощущений и восприятий. Тонкость чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и к самому себе зависит от культуры ощущений и восприятий.
Другой российский педагог, В. А. Сластенин, в учебниках по педагогике посвящал целые разделы эстетическому воспитанию. Подчеркивая важность эстетического воспитания человека, он акцентировал свое внимание на формировании эстетической культуры, определяя ее как процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы