Курсовая теория Юриспруденция Философия права

Курсовая теория на тему Естественное (божественное) право Фомы Аквинского

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОЛОГ ФОМА АКВИНСКИЙ 6
1.1 Краткая биография Фомы Аквинского 6
1.2 Фома Аквинский – итальянский богослов 10
2. БОЖЕСТВЕННОЕ ПРАВО ПО ФОМЕ АКВИНСКОМ 16
2.1 Государство, право и религия в работах Фомы Аквинского 16
2.2 Политические идеи Фомы Аквинского 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

  

Введение:

 

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.
Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену [9]. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.
Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.
Основные труды Фомы Аквинского — «Сумма теологии» и «Сумма философии». Также философ известен рецензиями на трактаты Аристотеля и Боэция. Он написал 12 церковных книг и «Книгу о притчах».
Актуальность исследования закон (Сумма теологии I—II, 90-108) определяется как «любое повеление разума, которое провозглашается ради общего блага тем, кто печется об общественности» (Сумма теологии I—II, 90, 4). Вечный закон (Сумма теологии I—II, 93), посредством которого божественное провидение управляет миром, не делает излишним другие виды закона, проистекающие от него: естественный закон (Сумма теологии I—II, 94), принципом которого является основной постулат томистской этики — «надлежит стремиться к благу и совершать благое, зло же надлежит избегать», известен в достаточной мере каждому человеку, и человеческий закон (Сумма теологии I—II, 95), конкретизирующий постулаты естественного закона (определяя, например, конкретную форму наказания за совершенное зло), который необходим, поскольку совершенство в добродетели зависит от упражнения и удержания от недобродетельных наклонностей, и силу которого Фома ограничивает совестью, противящейся несправедливому закону.
Исторически сложившееся позитивное законодательство, являющееся продуктом человеческих установлений может быть, при определенных условиях, изменено. Благо отдельного человека, общества и универсума определяется божественным замыслом, и нарушение человеком божественных законов является действием, направленным против его собственного блага (Сумма против язычников III, 121) [8].
Следуя Аристотелю, Фома полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Фома выделял шесть форм правления: в зависимости от принадлежности власти одному, немногим или многим и в зависимости от того, исполняет ли данная форма правления надлежащую цель — сохранение мира и общего блага, или же преследует частные цели правителей, противоречащие общественному благу. Справедливые формы правления — монархия, аристократия и полисная система, несправедливые — тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления — монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно наихудшая форма правления — тирания, поскольку зло, осуществляемое волей одного, больше, чем зло, проистекающее из множества различных воль, кроме того демократия лучше тирании тем, что служит благу многих, а не одного.
Фома оправдывал борьбу с тиранией, особенно если установления тирана явно противоречат божественным установлениям (например, принуждая к идолопоклонству). Единовластие справедливого монарха должно учитывать интересы различных групп населения и не исключает элементов аристократии и полисной демократии. Церковную власть Фома ставил выше светской, ввиду того, что первая направлена на достижение божественного блаженства, в то время как последняя ограничивается преследованием лишь земного блага; однако для реализации этой задачи необходима помощь высших сил и благодати.
Цель исследования: изучить естественное право Фомы Аквинского.
Объект исследования: Фома Аквинский.
Предмет исследования: естественное право Фомы Аквинского.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить краткую биографию Фомы Аквинского;
2. Рассмотреть государство, право и религия в работах Фомы Аквинского;
3. Изучить Фому Аквинского: совмещение учения Церкви с философией Аристотеля;
4. Проанализировать политические идеи Фомы Аквинского.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 34 страницы. Количество литературных источников – 24.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Фома Аквинский представляет наиболее полное и систематическое изложение философии права средних веков, он дает наиболее законченную концепцию естественного права с точки зрения христианской теологии.
В целом Аквинский разработал весьма последовательный и глубокий христианско-теологический вариант юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в томистских и неотомистских концепциях естественного права.
Учение Ф. Аквинского имеет своих последователей. В частности, современная католическая теория права (неотомистская теория права Ж. Маритена) восприняла идею Аквинского о естественном законе и естественных правах человека (право на жизнь и продолжение человеческого рода), которые вытекают из самого lex aeterna, на которые не может посягать государство, принимая lex humana.
Философия Ф. Аквинского и по сей день сохраняет актуальность и имеет отнюдь не только исторический интерес. Последователи Аквинского рассматривают его наследие как живое богатство мысли, на основании которого можно не только осмыслять «вечные» философские проблемы, но и продуктивно решать проблемы современности. Открытость томизма к чужой мысли, возможность вести конструктивный диалог, позволяют многим неотомистам находить синтез томизма с другими течениями мысли, учитывать современную научную картину мира, творчески развить томизм.
В ходе данной работы были рассмотрены философско-правовые воззрения Ф. Аквинского на право и закон, власть и государство, была изложена концепция естественного права Ф. Аквинского. Таким образом, поставленные перед началом работы цели и задачи достигнуты.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОЛОГ ФОМА АКВИНСКИЙ

1.1 Краткая биография Фомы Аквинского

Средневековый теолог и философ, один из крупнейших представителей схоластики.
Св. Фома родился в семье видного итальянского феодала графа Ландольфа возле местечка Аквино в Неаполитанском королевстве. Родители Фомы предопределяли ему духовную карьеру, надеясь, что он станет аббатом монастыря Монте Кассино, самого могущественного в данной части Италии. Там он и воспитывался с пяти лет. Несмотря на требования семьи, Фома не пожелал оставаться в бенедиктинском монастыре и в 1244 году вступил в совсем новый орден – доминиканский. После учебы в университете Неаполя он отправился в Парижский университет, где и повстречался со своим будущим преподавателем – Альбертом Великим. Вместе с Альбертом Фома провел четыре года в Кельнском университете.
Фома заработал восхитительное образование. Вначале в монастыре бенедиктинцев в Монте-Кассино он изучает курс классической школы, принесшей ему прекрасное знание латинского языка. Потом он отправляется в Неаполь, где учится в университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского [14].
В 1244 г. Аквинат принимает решение войти в орден доминиканцев, отрекшись от должности аббата Монте-Кассино, что породило окончательный протест семьи. Приняв постриг в монахи, он отправляется обучаться в Парижский университет, где прослушивает лекции Альберта Больштедта, названного Альбертом Великим, который оказал на него большое воздействие. Следуя за Альбертом, Фома четыре года посещает лекции в Кёльнском университете. Во время занятий он не показывал особой активности, нечасто принимал участие в спорах, за что коллеги назвали его Немым Быком.

По возврате в Парижский университет Фома Аквинский последовательно проходит все ступени, нужные для приобретения степени магистра богословия и лиценциата, после чего преподает в Париже богословие до 1259 г.
Начался наиболее продуктивный период в его жизни. Он выпускает ряд богословских трудов, комментариев к Священному писанию и принимается за работу над «Суммой философии».
В 1259 г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, так как Святой престол заметил в нем человека, который обязан был осуществить величественную для церкви миссию, а собственно дать толкование «аристотелизма» в духе католицизма. Тут Фома оканчивает «Сумму философии», пишет иные научные работы и принимается к написанию основного труда своей жизни «Суммы теологии».
В данный период он ведет спор против консервативных католических богословов, бурно защищая основы христианско-католической веры, защита которой стала основным значением всей жизни Фомы Аквинского [19].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы