Курсовая теория Экономические науки Микроэкономика

Курсовая теория на тему Естественная монополия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Естественные монополии и их функционирование. 3

1.1. Понятие и причины возникновения естественных
монополий. 3

1.2. Признаки естественной монополии. Потенциальные сферы
существования естественных монополий. 6

1.3. Необходимость государственного регулирования
естественных монополий  8

Глава 2. Естественные монополии в России. 17

2.1. Проблема естественных монополий в экономике РФ.. 17

2.2. Специфика развития естественных монополий в России. 20

2.3. Возможные пути совершенствования регулирования. 22

Заключение. 24

Список
использованной литературы   25

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. Проблема регулирования естественных монополий является
одной из самых важных в рыночной экономике, так как от деятельности
естественных монополий напрямую зависит благосостояние общества, касается всех
сфер социальной и экономической жизни, также они образуют основу
производственной инфраструктуры государства. Само по себе явление естественная
монополия обладает положительными и отрицательными свойствами. Она составляет
значительную часть ВВП страны, а уровень тарифов(цен) на их товары и услуги
влияет на общий уровень цен в стране. Отрицательное свойство заключается в том,
что естественные монополии имеют возможность злоупотребления неограниченной
рыночной властью, этот фактор и является причиной государственного
регулирования.

Цель и задачи.
Целью данной курсовой работы является – исследование явления естественной
монополии и влияния государства в данной области.

Исходя из поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:

· Определить
причины возникновения естественных монополий;

· Раскрыть
сущность, виды и признаки естественной монополии;

· Изучить
необходимость влияния государства на естественные монополии;

Предмет
исследования – государственное регулирование естественных
монополий.

Объект
исследования – являются естественные монополии России и
их деятельность.

Методом исследования в данной работе является
изучение основной и периодической литературы, законодательно-нормативных актов,
изучение практических данных представленных на федеральных ресурсах по
заявленной теме и обобщение материала.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, одним из важнейших факторов, для
обеспечивания нормального функционирования рыночной экономики является
государственное регулирования естественных монополий.

Изучив данную тему, следует отметить, что главной
отрицательной чертой естественной монополии является неограниченная власть
фирм- монополистов и главной целью антимонопольного законодательства является –
помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть.

Можно
отметить, что в России компетентные органы власти ведут учёт предприятий,
которые можно отнести к естественным монополиям. Как правило, этим занимается,
в частности, Федеральная служба по тарифам. Учреждение ведёт собственный реестр
естественных монополий. В нём представлены фирмы самых разных сегментов.

Можно
отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически
имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр.
В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2013 г. может быть
осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и
муниципальными органами. Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того
или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе
заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов
естественных монополий. В этом смысле в интересах предприятия — как можно более
оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать
контракты с бюджетными структурами.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Естественные монополии и их
функционирование 1.1. Понятие и причины возникновения
естественных монополий Как известно, монополия означает рыночную ситуацию,
когда на нем присутствует единственный производитель данного товара. Согласно
экономической теории такая ситуация на свободном рынке возможна, если
существуют барьеры или ограничения, которые делают рынок недоступным для
конкурентов. Барьеры для входа в рынок можно разделять на искусственные и
естественные.

К искусственным барьерам относят ограничения на вход
в рынок, имеющие административное происхождение.

Естественными барьерами называют ограничения,
возникающие в процессе развития экономических отношений.

Монополии, существование которых можно объяснить
наличием искусственно возникших барьеров, теория квалифицирует как чистые
монополии. Барьерами для входа в данный рынок являются: лицензия и/или патенты
на технологию, дающие исключительные права на производство продукции (услуг),
права собственности на ресурсы, из которых изготовляется продукт, частичные или
полные налоговые льготы, договоры, предоставляющие исключительные права на
поставку продукции на данный конкретный рынок и т.д. Чистая монополия остается
монополией до тех пор, пока сохраняются, в том или ином виде, барьеры для входа
в рынок конкурентов. С их устранением в отрасли возобновляется конкуренция.
Освоив новую технологию и организацию производства, найдя близкую замену
продукту, конкуренты быстро оккупируют рынок, лишают монополистическую фирму
всяких привилегий, превращая ее в конкурентную
фирму [1].

К особому типу рыночной монополии следует отнести
фирму, господство которой на рынке обусловлено фактором экономии от масштаба. В
этом случае препятствием для появления конкурентов в отрасли служит
экономический фактор — понижающийся характер издержек на единицу продукции. В
качестве примера можно привести такие отрасли, как электроснабжение, телефонная
связь, водоснабжение. В этих отраслях положительный эффект масштаба можно
реализовать в полной мере, лишь приблизив размеры предприятия к уровню
рыночного спроса на продукцию отрасли.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы