Курсовая теория на тему Эргонимы на карте Тамбова (Советский район)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭРГОНИМОВ.. 5
1.1 Эргоним как термин. 5
1.2 История изучения эргонимов. 7
1.3 Классификация способов образования эргонимов. 12
ГЛАВА 2 АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭРГОНИМОВ СОВЕТСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА ТАМБОВ.. 15
2.1 Словообразовательный аспект. 15
2.2
Лексико-семантический аспект. 16
2.3
Функциональный аспект. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
Введение:
«Живой
как жизнь» — так говорил в своё время знаменитый писатель К.И. Чуковский,
предполагая то, что русский язык откликается на все изменения, которые происходят
в социуме. Словарный состав русского языка постоянно пополняется новыми
элементами, порою заимствованными из других языков. В последнее время появилось
много новых слов, синонимичных тем, что существуют в языке и составляют его
ономастикон – как совокупность собственных имён на территории нашего
государства, у отдельного народа. Одним
из таких являются эргонимы — названия предприятий, магазинов. Сегодня значимыми
проблемами в лингвистике обозначены проблемы языка как инструмента человеческой
коммуникации. Являясь главным средством общения, язык необходим практически
везде. Поэтому к основным задачам лингвистики относится исследование языка с
функционально-коммуникативной позиции. Исследование эргонимов различных объектов
(в том числе коммерческих) в реальности представляет огромный интерес, в этом и
заключается актуальность данной темы.
Объект
изучения – названия предприятий, компаний, комплексов, заведений, расположенные
в пределах Советского района города Тамбов.
Предметом
исследования являются структурные и семантические особенности тамбовских
эргонимов.
Цель
работы: изучение эргонимов на карте Советского района города Тамбов.
Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:
1)
изучить научную литературу, посвященную эргонимам;
2)
дать определение термину «эргоним», рассмотреть историю изучения эргонимов в
отечественном языкознании;
3)
изучить классификацию способов образования эргонимов;
4)
изучить карту Советского района г. Тамбов и выявить названия предприятий, компаний,
магазинов, заведений общественного питания и отдыха;
5)
провести анализ эргонимов города Тамбов на примере Советского района.
Новизна
работы в том, что был использован новый языковой материал – эргонимов
Советского района г. Тамбов. Проанализировано 92 единицы эргонимов.
Теоретико-методологическую
базу исследования составляют научные труды, в которых рассматриваются вопросы
изучения эргонимов и других ономастических единиц: это работы И.Н. Кайгородовой,
М.Г. Курбатовой, Н.В. Подольской, А.В. Суперанской, И.А. Тортуновой и др.
Методы
исследования. При написании данной работы применялись следующие методы:
картографический (при работе с картой Советского района г. Тамбов),
описательный (при сборе материала, его систематизации, обобщении),
статистический (при установлении семантических и структурных особенностей эргонимов),
метод компонентного анализа (при описании семантики эргонимов).
Практическая
значимость работы. Материалы данной работы могут быть использованы для
дальнейшего изучения ономастических единиц, а также могут при преподавании
русского языка, лексикологии, культуре речи, специальных курсах по ономастике.
Структура
работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы. Вводная часть обосновывает актуальность изучения эргонимов, включает
цель и задачи работы, объект и предмет изучения, определяют методы исследования,
новизну, теоретико-методологическую базу, практическую значимость работы.
Заключение:
Современный
язык, на развитие которого огромное влияние оказывают стремительные социальные,
культурные и экономические изменения, изобилует названиями товаров и фирм.
Современная ономастика богата большим количеством таких названий. Очевидно,
этот феномен можно объяснить более масштабным разнообразием исторических,
культурных и социальных фактов той или иной страны.
В
ходе изучения научной литературы и карты Советского района г. Тамбов, выявлены
названия предприятий, компаний, магазинов, заведений общественного питания и
отдыха, учреждений, с последующим их анализом в трех аспектах:
словообразовательном, лексико-семантическом и функциональном.
Изучив
эргонимы на карте Советского района города Тамбов как культурно значимых
наименований, были сделаны следующие выводы: —
эргонимы представляют собой особый разряд онима, собственное имя построек
различного функционального профиля (дома, предприятия, фирмы, магазины,
спорткомплексы, рынки, кинотеатры), а также учреждений, деловых объединений,
корпораций;
—
история изучения эргонимов начинается со второй половины XX в., и представляют
на сегодняшний день особый интерес для специалистов как отдельной онимической
единицы в лингвистике;
—
анализируя эргонимы по способу образования, то на территории Советского района
больше эргонимов, образованные семантическим путём (много заимствований,
метонимий); среди собственно словообразовательных эргонимов можно выделить те,
что образовались путем словосложений;
—
большинство предприятий, фирм, компаний
и учреждений представлены в виде эргонимов, содержащие наименование о
собственнике, среди которых преобладают женские имена, потому что: 1) женские
имена более благозвучны; 2) позитивно настраивают покупателей; 3) женщина является
основным потребителем товаров и услуг;
—
по функциональности преобладают эргонимы рекламно-информативного характера, что
в свою очередь влияет на быстрое запоминание названия объекта и его
привлекательность в глазах клиента.
Данные
материалы имеют особую теоретическую и практическую значимость, так как их
можно использовать в дальнейшем для исследования города Тамбов в области
топонимики и ономастики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭРГОНИМОВ 1.1 Эргоним как термин Термин
«эргоним» впервые использован в первом издании «Словаря русской ономастической
терминологии», автором которого была Н.В. Подольская. В своей работе автор
определяет эргоним как «собственное имя делового объединения людей, в том числе
союза, организации, учреждения, корпорации, предприятия, общества, заведения,
кружка» [9]. Наука, которая рассматривает эргонимы, историю их развития,
принципы и способы их образования, называется эргонимия.
Эргонимика
является частью искусственной ономастики, которая относится к мало изученной
области. Это новая единица топонимики — необходимая составляющая живого
современного языка.
В лингвистическом энциклопедическом словаре
дается следующее понятие: «Эргонимы — названия магазинов и фирм» [8].
Эргонимы
являются одним из видов урбанонимов. Данные наименования представляют собой
особый разряд онима, собственное имя построек различного функционального
профиля (дома, предприятия, фирмы, магазины, спорткомплексы, рынки,
кинотеатры), а также учреждений, деловых объединений, корпораций и пр.
Эргонимы
представлены предприятиями как условными единицами более сложного уровня, а не
как количество людей, работающих в их и не как здания, в которых они размещаются.
Наименование предприятия относится ко всему учреждению в целом. К ним можно
также отнести наименования обществ, объединений, организаций, партий,
творческих коллективов, не имеющих постоянной дислокации (к примеру, танцевальный
коллектив «Тодес»; политическая партия «Единая Россия»; спортивный клуб
«Мапсhester United»; общественные организации «Молодая Гвардия», «Российское
движение школьников»)
Из-за
того, что каждый человек по-своему понимает место здания, расположения на карте
населенного пункта и коллектива в структуре эргонима некоторые лингвисты обозначают
понятия, включающие идею «здания», «локуса», «коллектива». Необходимо отметить,
к эргонимам можно отнести коммерческие сообщества, имеющие организационно-правовую
форму, при этом зарегистрированный юридический «адрес» не является обязательным
условием.