Курсовая теория на тему Еретические движения Средневековья: общее и особенно
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Ереси
в мировоззренческой специфике Средних веков 6
1.1. Христианская специфика Средних веков 6
1.2. Социально-исторические характеристики складывания
авторитета церкви. 8
1.2.1 Гностицизм как еретическое учение 9
1.3.
Еретические движения в контексте средневекового миропонимания: общая
характеристика 10
Глава 2. Еретические
движения Средних веков 12
1.1. Ересь: общие положения 12
1.1.1. Разновидности еретических движений Средних веков 12
1.2. Еретические движения древней Руси 17
Глава 3. Ереси
Средних веков: объединяющие и отличительные
черты 19
3.1. Объединяющие черты средневековых еретических учений 19
3.2. Причины отличий еретических движений Средних веков 21
Заключение 24
Библиографический
список 26
Введение:
Актуальность темы. Своеобразие истории государств Западной Европы отчётливо
определилось во временном промежутке с V по XV века, и позволило выделить Западную Европу в качестве локальной
цивилизации, «существующей в рамках более крупного цивилизационного единства –
Европы в целом»[1].
Исторически сложилось так, что Средневековье рассматривается в
контексте истории Западной Европы. Атрибутивной чертой эпохи Средних веков
явилось христианство. Различные христианские гностические
секты/ереси (от греч. выбираю, избранный образ мыслей), появившиеся в Средние
века, являют собой противоположение ортодоксальному христианству, их характеризует
искреннее верование в то, что именно они исповедуют подлинное христианство.
Социально-исторические
реалии обусловливают актуальность рассмотрения христианской истории Средних
веков в аспекте еретических движений, обозначившихся в это время. Сегодня, в
условиях специфичности социокультурного бытия — секуляризированного либо
постсекулярного окружения, сложной
полиэтнической и поликонфессиональной структуры современных обществ, а также
набравших ход процессов глобализации, необходимы действенные усилия по сохранению
у россиян глубинной (религиозной) идентичности, в общекультурной/сущностной
своей основе являющейся христианской.
Степень
научной разработанности проблемы. Научное рассмотрение еретических
движений Средневековья — это огромный массив теоретических исследований. В
частности, к числу фундаментальных исследований, посвящённых истории
складывания христианской Церкви в качестве общественного института, относятся работы
«отца церковной истории» Евсевия Памфила (265-340 гг.), Кирилла Туровского
(1130-1182 гг.) и Б.В. Титлинова (1879 — ок.1944 гг.)[2]. Различным аспектам исследования
ересей посвящены работы современных мыслителей Т.Ю. Бородай, протодиак. А.
Кураева, В.В. Милькова, А.Р. Фокина, Н.В. Шабурова[3]
и др.
Источниковой
основой настоящего исследования является «Справочник по ересям, сектам и
расколам» С.В. Булгакова (1859-1932 гг.)[4],
а также работа И.С. Свенцицкой (1929-2006 гг.)[5]. Анализ научных
исследований, освещающих еретическую тематику средневековья, позволил выявить
«красную» нить настоящей работы – рассмотрение еретических движений Средних
веков в качестве исторического следствия гностицизма. Цель
настоящего исследования заключается в аналитическом
обозначении общих и отличительных черт, присущих еретическим движениям,
сложившимся в Средние века. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
—
охарактеризовать социально-исторические условия, обусловившие характер, специфику
и мировоззренческие/религиозные тенденции Средних веков;
—
проанализировать факт того, что еретические движения Средних веков предтечей
имели религиозно-философское течение гностицизма, которое исчезло с исторической карты к V веку – веку
начала эпохи Средних веков;
—
обозначить основные еретические движения, возникшие в Средние века;
—
изучить специфику средневекового христианского миропонимания в аспекте
противостояния еретическим течениям;
—
рассмотреть общие и отличительные черты, свойственные средневековым еретическим
движениям;
—
выявить социально-историческое влияние, оказанное средневековыми еретическими
движениями на складывание истории Церкви.
Хронологические
рамки настоящей работы — с V
по XV
века н.э. – усреднённая общеисторическая хронология Средневековья. [1] История средних
веков: учебник: в 2 т. Т.1./С.П. Карпов [и др.]; под ред. С.П. Карпова. – 6-е
изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд-во Печатные традиции, 2008. — 11 с. [2]Евсевий, Памфил
Церковная история/Памфил Евсевий. — М.: Спасо-Преображенский Валаамский
монастырь, 1993. — 446 с.; Мильков, В.В. Идейное своеобразие религиозных и
нравственных воззрений Кирилла Туровского/В.В. Мильков//Древняя Русь: во
времени, в личностях, в идеях. — 2016. — №6. – С.36-65;Титлинов, Б. В. Новая церковь/Б.В. Титлинов. – Петербург;
Москва: Типографская артель Л. Я. Ганзбург, 1922. – 85 с. [3] Кураев, А. Догмат
и ересь в христианском предании.
[Электронный ресурс]/А. Кураев//Электронная библиотека Одинцовского благочиния.
– Режим доступа: http://www.odinblago.ru/dogmatika/Dogmat_i_eres.
— Загл. с экрана. — (дата обращения: 11.01.2021); Мильков, В.В. Антицерковные и
еретические движения в древнерусской мысли//В.В. Мильков, М.Н. Громов Идейные
течения древнерусской мысли. – СПб: РХГИ, 2001. – 901 с.; Фокин, А.Р. Античная
философия и формирование тринитарной доктрины в латинской патристике: автореф.
дисс…доктора филос…наук: 09.00.03/А.Р. Фокин; ИФ РАН. – М., 2013. – 52 с. [4] Булгаков С.В.
Справочник по ересям, сектам и расколам. – М.: Современник, 1994. – 164 с. [5] Свенцицкая,
И.С. Ранее христианство: страницы истории/И.С. Свенцицкая. – М.: Политиздат,
1987. – 336 с.
Заключение:
«Если мы взглянем на
историю христианской церкви, – писал профессор Б. В. Титлинов, – то мы увидим,
что она есть сплошная революция, есть сплошной ряд переворотов»[1], что подтверждается
существованием множества еретических движений в христианской истории. Религиозные
движения, основывавшиеся на ересях — учениях или идеях, отклонявшихся от
догматов и практики официальной церкви, явили собой особый феномен общественной жизни в
средневековой Европе. Возникшие уже на этапе раннего существования христианства,
в европейских странах они получили поддержку разных слоев населения, и вылились
в массовые движения в XI-XIV вв. по причине возникновения и последующего роста числа
городов.
Аналитическое
изучение темы настоящей работы позволяет сделать следующие резюмирующие выводы:
— от современника Христа —
гностика Симона Волхва, берёт начало практически беспредельный список
гностиков/гностических учений дохристианского и христианского толка;
— все христианские
гностические секты/ереси характеризует искреннее верование в то, что именно они
исповедуют подлинное христианство, что явилось основании для вступления ими в
полемику с ортодоксальным христианством; — идеи гностицизма
легли в основу многих средневековых ересей (павликиане, богомилы, катары);
—
о причинах возникновения ересей можно также судить и по основным идеям и
требованиям, которые выдвигались последователями/участниками еретических
движений, среди них — недовольство обрядовой частью веры и поведением
представителей духовенства, контраст между уровнем материального благосостояния
представителей разных сословий;
—
еретикам было свойственно считать себя истинными
выразителями и продолжателями христианства, их противостояние с ортодоксальной
Церковью зачастую приобретало не просто характер несогласия — ереси дробились
на отдельные замкнутые организации с различными толкованиями своих несогласий с
Церковью;
—
компаративистские перспективы, вызванные к жизни
полемикой ересей с ортодоксальным христианством можно рассматривать как выражение
компаративного религиоведения, согласующегося с
принципами феноменологии религии. Для
современной феноменологии религии отказ от сравнения неприемлем: отказаться от
сравнения — значит отказаться, как от религиозного плюрализма, так и от
межрелигиозного диалога, особо ценимых в современном мире[2]. [1] Титлинов Б. В. Новая церковь. – Петербург;
Москва: Типографская артель Л. Я. Ганзбург, 1922. – 4 с. [2] Самарина Т.С. Феноменология, ноуменология,
постфеноменология религии. – М.: ИФ РАН, 2019. – 253-254 с.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Ереси в мировоззренческой специфике Средних веков В
Средневековой Европе человеческая деятельность усложнилась, стала
опосредованной, многоступенчатой. В силу большей (в сравнении с античностью)
технической оснащённостью Средних веков изменилась и система целей, средств и
результатов деятельности. Для средневекового хозяйства характерно наличие
орудий труда, состоящих из многих элементов (плут, охотничьи западни, мельницы,
метательные устройства и др.); широко распространен хозяйственно-культурный тип
пашенных земледельцев, синтезирующих ручное земледелие и животноводство;
разнообразны отрасли домашнего производства, ремесел, лесных промыслов и пр.[1]
Межличностные отношения стали причиной
порождения сословности феодального
общества — сословный статус личности определял не только ее место и роль в
обществе и правовое/имущественное положение, но также и особе сознание, мировосприятие. Стали
появляться мировоззренческие новации, как-то претензии на право личностного
суждения. Таким образом, тесное общение людей, пестрый состав жителей городов,
а также острота социальных противоречий, создавали в городских поселениях
хорошую почву для возникновения и распространения ересей (от греч. избранный
образ мыслей, выбор). 1.1. Христианская специфика Средних веков [1] Всемирная история
в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков: учебник для
академического бакалавриата/Г. Н. Питулько [и др.]; под ред. Г. Н. Питулько. —
М.: Юрайт, 2018. – 82 с.