Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Эмоциональный интеллект личности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального интеллекта 5
1.1. Эмоциональный интеллект как проблема психологической науки 5
1.2. Анализ научных теорий 9
Выводы по главе 16
Глава 2. Структура и развитие эмоционального интеллекта 17
2.1. Структура эмоционального интеллекта 17
2.2. Пути развития эмоционального интеллекта 18
Выводы по главе 24
Заключение 26
Список литературы 29

 

  

Введение:

 

Актуальность. На данный момент в мире существует противоречие между необходимостью развития высокого интеллекта личности и трудностями понимания человеческих чувств, эмоций и отношений, что естественно затрудняет социальную адаптацию личности и всего общества в целом.
Одной из проблем является понимание процесса общения и поведения людей в различных ситуациях, есть адаптация людей к разным видам общения и к разным группам людей. Уровень развития общества и взаимоотношений людей можно понять по развитию коммуникативных и интеллектуальных способностей отдельных личностей и всего общества в целом.
Проблема развития самосознания адаптации и интеллекта, как важнейшего составного компонента общества в целом и его определенных групп является актуальной. Многим людям важно быть значимой частью общества, иметь признание в различных социальных группах, что может мешать развитию интеллекта общества, а следственно и адаптации определенных личностей в обществе.
Эмоциональный интеллект является одним из важнейших компонентов жизнедеятельности личности, поскольку дает возможность человеку познавать самого себя, обеспечивает правильное понимание эмоциональных реакций окружающих и умение эмоционально адекватно реагировать на определенные жизненные ситуации.
Когда человек умеет понимать свои эмоциональные переживания, идентифицировать и интерпретировать их, управлять своими эмоциональными состояниями, ему значительно легче решать сложные жизненные ситуации, межличностные конфликты, общаться и взаимодействовать с другими людьми. В связи с этим, особую актуальность приобретает исследование роли эмоционального интеллекта в формировании личности.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает у детей, так как именно в этот период происходит активное эмоциональное становление личности, как в отношении себя, так и других, продолжается совершенствование формирования самосознания, развивается способность к рефлексии и децентрализации (умение принять позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Современное состояние разработки проблемы эмоционального интеллекта обусловлено отсутствием единой психологической теории и общих представлений о путях его исследования.
Объектом исследования является психология эмоций.
Предметом исследования выступает эмоциональный интеллект личности.
Целью работы является анализ теоретических аспектов изучения эмоционального интеллекта личности.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы эмоционального интеллекта.
2. Определить структуру и развитие эмоционального интеллекта
Гипотеза: Эмоциональный интеллект имеет свою структуру, в основу которой положены группы способностей, в частности когнитивные, эмоциональные, адаптационные и социальные. Развитие эмоционального интеллекта представляет собой развитие самосознания, навыков осознания своих и чужих эмоций, умение управлять своими и чужими эмоциями и эффективно взаимодействовать с людьми.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
1. Эмоциональный интеллект — это принципиально новое понятие, которое можно определять как разумное поведение в эмоциональной сфере. Новизна понятия, в первую очередь, заложена в самом названии, в частности, в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект», поскольку рациональная и эмоциональная сферы деятельности традиционно разделялись.
Вместе с тем «эмоциональный интеллект» сочетает в себе возможность окунуться в собственные эмоции, чтобы почувствовать их и осознать необходимость их рационального анализа для принятия решений. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, человек может действовать более эффективно.
Комбинируя и дополняя приведенные определения, можем создать полное определение эмоционального интеллекта — это интегративное личностное свойство, которое обусловлено динамичным единством аффекта и интеллекта через взаимодействие эмоциональных, когнитивных, конативных и мотивационных особенностей и направлено на понимание собственных эмоций и эмоциональных переживаний других, обеспечивает управление эмоциональным состоянием, подчинение эмоций уму, способствует самопознанию и самореализации через обогащение эмоционального и социального опыта.
Согласно с описанными выше подходами к пониманию эмоций (особого типа знания) и интеллекта (совокупности взаимосвязанных между собой умственных способностей), понятие «эмоциональный интеллект» определяется как:
— способность понимать отношения, представленные в эмоциях, и управлять эмоциями на основе интеллектуального анализа и синтеза;
— способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышление;
— совокупность эмоциональных (личностных и социальных) способностей, которые влияют на общую способность эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды; эмоционально-интеллектуальная деятельность; подструктура социального интеллекта, что является одной из характеристик индивидуальности; способность действовать в соответствии с собственными чувствами и желаниями.
Во всех предложенных выше определениях понятия «эмоциональный интеллект» акценты делаются на отдельных аспектах эмоциональных способностей и не отражены аспекты интеллекта как совокупности взаимосвязанных между собой умственных возможностей для обеспечения эффективной самореализации.
2. Вторым принципиально новым моментом в определении этого понятия является то, что эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями, а в традиционной психологии это считалось невозможным, поскольку этот процесс непосредственно связан с физиологией.
3. Привлекательность подхода к определению понятия «эмоциональный интеллект», его сущности и значимости для человека заключается в том, что способность чувствовать, распознавать и управлять эмоциями — это навыки, которые можно нарабатывать и развивать.
Проанализировав исследования проблемы эмоционального интеллекта, можно утверждать, что его изучению сейчас уделяется много внимания как в отечественной, так и зарубежной психологической науке. Оно обусловлено важностью его структурных компонентов в общем развитии личности.
В то же время есть основания говорить о том, что многие аспекты этой проблемы остаются недостаточно изученными. В частности это касается структурных компонентов эмоционального интеллекта и взаимосвязей между ними, развитию этого психологического образования на разных этапах онтогенеза.
Анализ психологической литературы показал, что эмоциональный интеллект является интеллектуальной, хотя и специфической способностью направленной на понимание и управление эмоциональными проявлениями (эмоциональными переживаниями, состояниями, отношениями и т.д.). Возникновению понятия «эмоциональный интеллект» предшествовал длительный путь научных изысканий, сначала изучая отдельно эмоциональные реакции людей и интеллектуальные способности и постепенно выйдя на новый уровень, объединив их в единый феномен.
Изучение различных взглядов на проблему эмоционального интеллекта выявило следующее: общим для различных концепций является понимание данного психологического новообразования как способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими как во внутриличностном, так и межличностном плане.
Несмотря на то, что проблема эмоционального интеллекта имеет практическую значимость, она на сегодняшний день остается недостаточно изученной, как в теоретическом, так и в экспериментальном планах, а потому требует дальнейших исследований.
Работа по развитию эмоционального интеллекта целесообразна с подростками и юношеством, которые отличаются высокой сенситивностью и гибкостью всех психических процессов, а также глубоким интересом к сфере своего внутреннего мира.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального интеллекта

1.1. Эмоциональный интеллект как проблема психологической науки

Проблема эмоциональной культуры остается актуальной на протяжении всей истории человечества. Современные ученые и философы вслед за древними мыслителями подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности, открытости человека в своих эмоциональных переживаниях [11, с. 23], связывая ее возможности с гармоничным взаимодействием сердца и ума, аффекта и интеллекта.
В свое время К.Д. Ушинский [22] подчеркивал глубокий социальный смысл эмоций и утверждал, что общество, которое заботится об обучении только ума, делает большую ошибку, потому что человек больше человек в том, как он чувствует, чем как он думает.
Действительно, культ рациональности и высокий образовательный уровень непосредственно еще не обеспечивают гуманистическое мировоззрение и эмоциональную культуру человека.
По мнению Е.Л. Яковлевой [32], осознание собственной индивидуальности есть не что иное как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, которые указывают на индивидуальное отношение к происходящему.
Известно, что запрет эмоций приводит к вытеснению их из сознания. В свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента, вызывает неврозы. С особой силой и четкостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с низким уровнем самоконтроля. Освободившись из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют должным образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье [4-6]. Для решения проблемы эмоциональных и психологических расстройств необходима целенаправленная работа по развитию эмоциональной мудрости, той способности, которая в современных исследованиях называется эмоциональным интеллектом [1-5; 8].
В традиционной западной психологии эмоции рассматриваются как вмешательство, которое настолько дезорганизует и разрушает умственную активность, чтоих надо контролировать. Исходя из этого, некоторые ученые считают сам термин «эмоциональный интеллект» противоречивым.
Вместе с тем еще до нашей эры Публиус Сириус [1] говорил, что необходимо управлять своими эмоциями, а то эмоции будут управлять тобой. Гораздо позже К. Юнг определял эмоции как сильное волнение, которое охватывает индивида в целом.
Классическое определение объясняет эмоции как «многогранные реакции организма на воздействие раздражителей внешней и внутренней среды, что проявляются в субъективных переживаниях, экспрессивном поведении и физиологическом возбуждении» [13, с. 497], в то время как под интеллектом понимают «общую способность к рациональному познанию, что обеспечивает успешную деятельность в различных ситуациях» [13, с. 160].
Р.С. Вудворт [45] считает, что нужно использовать тесты, которые показывают, что человек не проявляет страха, гнева, неприятия или заинтересованности к тем вещам, которые вызывают соответствующие эмоции у ребенка. Это означает, что эмоциональный интеллект понимается как некий компонент мыслительного процесса, что снижает объективность познания [27].
Часто исследователи ограничиваются только констатацией наличия этого понятия [7; 28], не определяя его, не выделяя четко его структурных компонентов. Это, видимо, связано как с семантической неоднозначностью понятия, так и с проблемами операционализации эмоционального интеллекта.
В противовес критикам концепции эмоционального интеллекта, в ряде зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания [28], как упорядоченная реакция, которая с целью адаптации фокусирует когнитивную активность и дальнейшие действия.
Так, например, Р.У. Липер считает, что эмоции являются первичными мотивирующими факторами, поскольку эмоциональные процессы позволяют возбуждать активность, поддерживать ее и управлять ею. Слово «эмоция» в переводе с латыни означает «движение» [17]. Эмоция — это средство, с помощью которого взаимодействует тело и ум, они постоянно меняются и «перемещаются». Так, если мы полностью функциональные и благополучные, то эмоции положительные, если нет — они «перемещаются» к отрицательному полюсу.
Наиболее распространенным определением интеллекта является определение Д. Векслера, который утверждает, что интеллект — это совокупность способностей или глобальная способность индивида действовать целенаправленно, думать рационально и эффективно общаться с окружающими.
Г. Гарднер [35] выделяет множественный интеллект и включает в соответствующее психологическое явление широкий круг возможностей. Он создал модель, в которую включены восемь основных подвидов (форм) интеллекта: вербальный; логико-математический; пространственный; музыкальный; телесно-кинестетический; межличностный; внутриличностный; социальный.
Понятие «эмоциональный интеллект» является относительно новым и определяется как группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Способность распознавать, понимать и вызвать чувства и эмоции вполне можно отнести к интеллектуальной деятельности, с другой стороны, эмоциональные переживания не менее важны для адаптации человека, чем умственная активность.
Эмоциональный интеллект стал предметом психологического исследования сравнительно недавно благодаря трудам зарубежных исследователей Г. Гарднера, Дж. Майера, П. Селовея, Д. Гоулман, Д. Карузо

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы