Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Эмоциональный интеллект

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Исследования эмоционального интеллекта 5
1.1.Проблема эмоционального интеллекта в психологии 5
1.2. Определение эмоционального интеллекта 11
Глава 2. Методы и приемы исследования эмоционального интеллекта 18
2.1. Методы исследования эмоционального интеллекта психологами 18
2.2. Приемы исследования эмоционального интеллекта 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

  

Введение:

 

Эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, с другой – с личностными особенностями. Проблема эмоционального интеллекта достаточно популярна в современной психологии. Сам феномен выделился из исследований социального интеллекта Э. Торндайка, Дж. Гилфорда, Г. Айзенка, Х. Гарднера. Понятие «эмоционального интеллекта» было введено П. Селовеем и Дж. Мэйером и определялось, как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [31]. Д.В. Люсин, отмечает, что рассматривать эмоциональный интеллект как чисто когнитивную способность не правомерно, так как данный феномен представляет собой психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности.
Высокий уровень эмоционального интеллекта является условием оптимальности и точности функционирования эффективного общения (Горскова Г. Г., Либина Е. В., Юсупова Г. В. и др.). В психологии представлен ряд исследований (Гаврилова Т.П., Давыдова Ю.В., Иванова Е.С., Александрова А.А., Елшанский С.П., Мешалевская С.В. и др.), раскрывающих гендерные аспекты эмоционального интеллекта, и затрагивающих, в частности, подростковый возраст. Актуальность данного вопроса обусловлена повышением уровня склонности к алекситимии в подростковой среде. Под алекситимией понимается пониженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний (Бойко В. В., Былкина Н. Д., Терещук Е. И.). Д. И. Фельдштейн отмечает, что в настоящее время происходит обеднение и ограничение общения детей, в том числе и подросткового возраста. Это происходит вследствие компьютеризации общества и увеличения доли виртуального общения, что приводит к снижению способности проявлять эмпатию, осознавать собственные чувства, регулировать эмоциональную составляющую общения (Иванова Е.С.).
Проблема эмоционального интеллекта исследовалась многими зарубежными (X. Вейсингер, Д. Гоулман, Д. Карузо, П. Сэловей, Г. Орме, Д Слайтер, Р. Стернберг, Дж. Мейер) и отечественными учеными (Т.П. Березовская, О.И. Власова, Г.Г. Гарскова, Н.В. Коврига, А.П. Лобанов, Д.В.Люсин, М.А. Манойлова, Э.Л. Носенко, А.С. Петровская, Г.В. Юсупова).
Целью исследования является изучение особенностей эмоционального интеллекта.
В качестве объекта исследования выступают исследования психологов об эмоциональном интеллекте.
Предмет – особенности эмоционального интеллекта.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:
-определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект»;
-определить структурные компоненты эмоционального интеллекта.
-проанализировать основные методы диагностики эмоционального интеллекта;
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году.
Человек с высоким эмоциональным интеллектом: понимает свои эмоции; знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми; умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими; стремится познавать и обогащать свой внутренний мир; умеет регулировать свои эмоции; умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели. Человек с низким уровнем EQ: конфликтен; раздражителен; нерешителен; стремится держать все под контролем; подвластен сильному чувству гнева. «Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих». Дэвид Р. Карузо психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта. Не бывает плохих и хороших эмоций. Все эмоции нам нужны. Даже страх, печаль и гнев. Фазы управления эмоциями: Идентификация. Распознавание эмоции. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском? Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным.
На данный момент в психологической науке сложилось несколько концепций эмоционального интеллекта. В зарубежной психологии представления об эмоциональном интеллекте представлены в оригинальной концепции Дж. Мейера, П. Сэловей, Д. Карузо; в моделях Д. Гоулмана и Р. Бар-Она [2-4]. Мы не будем детально описывать данные концепции, поскольку они широко представлены в отечественных публикациях [1, 5-8].

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Исследования эмоционального интеллекта
1.1.Проблема эмоционального интеллекта в психологии

В отечественной психологии эмоциональный интеллекта нашёл свое отражение в значимых трудах (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева) [12, 13, 17, 28]. Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни…» [13; 28]. Единство аффекта и интеллекта, по мнению классика психологии, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального [28].
Решению проблемы эмоциональных и психосоматических расстройств могла бы способствовать целенаправленная работа по развитию эмоциональной мудрости, той способности, которая в современных зарубежных и отечественных исследованиях называется эмоциональным интеллектом (emotional intelligence, EI).
Проблема эмоционально-личностной сферы в зарубежной психологии не выделяется отдельно, но интенсивно разрабатываются близкие по смыслу понятия (внутренняя мотивация, любознательность и мотивация достижения). Немецкий ученый X.Хекхаузен выделяет три основных подхода к изучению проблемы эмоционально-личностной сферы. Первый — биологизаторский подход, его представителями являются К.Лоренц, У.Мак-Дауголл, Н.Тимберген, представителями второго, ассоциативного подхода, являются Э.Торндайк, Б.Скиннер, Р.Вудвортс и личностного З.Фрейд, Н.Ах, Г.Мюррейидр [12, с.45].

 

Содержание:

 

Annotation 3
Введение 4
Теоретическая часть
Изучение концепта «эмоциональный интеллект». 5
Структура эмоционального интеллекта 10
Проблемы изучения эмоционального интеллекта 17
Заключение 21
Список используемой литературы 22

  

Введение:

 

Сейчас наше государство переживает беспокойный период, нервно-эмоциональная система находится в постоянном напряжении, необходимость контролировать свое эмоциональное состояние и чувствовать настроение окружающих актуальна как никогда. Если человек умеет разбираться в своих эмоциональных переживаниях и управлять ими, ему значительно легче решать жизненные проблемы, межличностные конфликты, общаться с другими людьми. Развитие эмоционального интеллекта – одна из очевидных потребностей нашего времени.
Эмоциональный интеллект стал предметом психологического исследования благодаря трудам зарубежных исследователей Г. Гарднера (Gardner, 1993), Д. Гоулмана (Goleman,1995), Дж. Майера и П. Саловея (Mayer & Salovey,1993) и других. Ученые акцентируют внимание на необходимости и целесообразности развития эмоционального интеллекта, который признан фактором обеспечения успешного личностного и профессионального роста.
Постановка задачи исследования требует глубокого научного осмысления такого психологического феномена, как эмоциональный интеллект, понимание предпосылок его возникновения и рассмотрения способов его развития.
Цель работы – изучение проблемы эмоционального интеллекта.
Задачи курсовой работы:
— изучить что такое эмоциональный интеллект, его дефиниции;
— рассмотреть теории исследования эмоционального интеллекта;
— проанализировать психологические особенности развития эмоционального интеллекта;
— изучить модели эмоционального интеллекта.
Методы исследования. Комплекс методов исследования определяется многоплановым характером поставленных задач. Использовались следующие методы: анализ первоисточников по проблеме исследования; сравнение, систематизация, аналогия и классификация позиций различных исследователей.
Работа состоит из двух аннотаций, введения, трех теоретических подразделений, списка использованной литературы (25 источников). Текст содержит 23 страницы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Феномен «эмоциональный интеллект» становится все более популярным в научном мире. Различные толкования аспектов этого понятия имели место в все времена при изучении проблемы эмоциональной культуры человека, общества.
Определений эмоционального интеллекта сегодня достаточно много, поскольку в этой области работает много ученых. Безусловно, что идея эмоционального интеллекта чрезвычайно привлекательна именно из-за своей глубинной правильности. Лучше позволяет понять сущность эмоционального интеллекта утверждение: эмоциональный интеллект позволяет быть разумным со своими чувствами.
Под эмоциональным интеллектом понимается как способность личности распознавать, контролировать, регулировать собственные эмоции и эмоции других и использовать эти способности для достижения жизненно важных целей. На наш взгляд, это определение наиболее полно отражает сущность понятие «эмоциональный интеллект», раскрывает пути его развития и значимость для жизнедеятельности человека.
Теоретические подходы к пониманию эмоционального интеллекта значительно отличаются среди авторов. Анализ авторских концепций эмоционального интеллекта свидетельствует о том, что его структурные компоненты соотносятся с определенной группой способностей – когнитивных, эмоциональных, личностных, социальных.
Чтобы развить в себе способность к самому ощущение счастья и успешной самореализации, человеку следует развивать свой эмоциональный интеллект. Ведь благодаря ему мы можем найти баланс между разумом и чувствами и приблизиться к ощущению гармонии в жизни.

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретическая часть
Изучение концепта «эмоциональный интеллект»

Человек отображает окружающую действительность не автоматически, не пассивно. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек одновременно субъективно переживает собственно отношение к предметам и явлениям реального мира. Сферу психики, связанную с переживаниями собственно отношения к действительности, к своему кругу общения, называют эмоциональной сферой, сферой эмоций и чувств.
Как неотъемлемая часть человеческой жизни, эмоции привлекают постоянное внимание исследователей разных отраслей науки. Психологи, психиатры, физиологи и философы на протяжении нескольких веков изучали природу эмоций, но так и не пришли к единому мнению об их роли в психическом развитии, их генезисе и структуре.
Каждый человек, ориентируясь в течение жизни в окружающей среде, определенным образом отображает свое отношение к ней через призму собственных эмоций.
Эмоции человека являются продуктом общественно-исторического развития и влияния социальной среды, в которой он развивается, и они связаны со всем разнообразием явлений и сторон действительности, a не только с инстинктивными потребностями и их удовлетворением.
Эмоции (от фр. emotion — «волнение», «возбуждение») – это психический процесс, сложное состояние организма средней продолжительности, которое отображает субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру, приводит к действию симпатической нервной системы и повышению жизнедеятельности организма. Вследствие этого повышается ритм дыхания, пульса и железо-выделение на ментальном уровне, состояние возбуждения или волнения, что определяется сильными чувствами, и обычно импульсом относительно определенной формы поведения (Panksepp, 2005).
Очевидно, что значимость эмоциональных процессов в жизни человека всегда притягивает к ним большое внимание исследователей. С давних времен и в современности исследование эмоциональных процессов остается одной из центральных проблем психологической науки. Однако до недавнего можно было наблюдать снижение интереса исследователей к научным разработкам по личностным эмоциям. Это особенно заметно после экспериментального «достатка» 1950-1980-х гг. в психологии эмоций. Внимание исследователей 1990-2000-х гг. ограничивается в основном изучением внешнего выражения эмоций, их телесных и знаковых составляющих, a также влиянием отдельных эмоциональных состояний на деятельность человека. В последние годы все реже выдвигают серьезные теоретические модели эмоциональных явлений, претендующих на объяснение всех явлений эмоциональной сферы. Как правило идет речь о моделях, построенных на каком-то одном принципе, механизме или понятии. Однако несмотря на это, главной проблематикой современных практических психологов выступают именно исследования эмоционального интеллекта и возможностей его развития, что, в свою очередь, побуждает исследователей взглянуть нa действующие теории эмоций личности под другим углом. (Андреева, 2011).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы