Педагогика\Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ.. 5
1.1.Развитие
эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста в
психолого-педагогической литературе. 5
1.2. Особенности
развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста в норме  11
2. ОСОБЕННОСТИ
ЭМОЦИ ОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕЕТЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 20
2.1.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического
развития  20
2.2. Особенности
эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 32
Список использованной литературы…………………………………………………………34

  

Введение:

 

Развитие
эмоциональной сферы — одно из важнейших условий развития личности ребенка, опыт
которой постоянно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья,
вся жизнь, которая окружает и постоянно влияет на ребенка. Эмоциональная сфера
признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в умственном
развитии человека.

Спектр нарушений психического развития у детей очень широк, но чаще
встречается психическое развитие.

 Задержка психического развития
(ЗПР) — синдром временной умственной отсталости в развитии психики в целом или
ее отдельных функций, замедляющей реализацию потенциала организма, часто обнаруживается
при поступлении в школу и характеризуется отсутствием общих знаний,
ограниченность идей, зрелость мышления, низкая интеллектуальная направленность,
преобладание игровых интересов, перенасыщение ситуации в интеллектуальной
деятельности.

Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития
развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких
ученых, как Т. А. Власова, В. М. Астапов В. М. Лубовский.

В современных школах, где проводятся занятия с детьми младшего
возраста, стали появляться специальные классы выравнивания, в которых учатся
дети с задержкой психического развития. Работу с этими детьми ведут не только
педагоги, но и психологи.

Актуальность. Поскольку поступление в школу для дошкольника является важным
жизненным этапом, а учебная деятельность играет решающую роль в развитии
личности, работа с детьми с задержкой психического развития в начальной школе
приобретает особую ценность. Вопросы, касающиеся сформированной эмоциональной
сферы в дошкольном возрасте, приобретают большое значение. И именно поэтому, эмоциональная
сфера дошкольников с задержкой психического развития стала объектом
эмпирического исследования в данной работе.

Задержкой психического развития характеризуется неравномерным
формированием процессов познавательной деятельности, обусловлен недоразвитием
речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоциональной сфере.
Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на
интеллектуальном развитии ребенка. Таким образом, задержка психического
развития проявляется как в эмоциональной сфере незрелости, так и в
интеллектуальной недостаточности. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если
он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его
жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию
окружающей среды.

Объект
исследования: эмоциональная
сфера.

Предмет
исследования: особенности
эмоциональной сферы у детей дошкольного возраст с ЗПР.

Цель работы состоит в исследовании
особенностей эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития.

В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть теоретические основы изучения эмоционально-волевой сферы у детей
дошкольного возраста в норме


определить особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного
возраста в норме;

— определить особенности эмоционально-волевой сферы
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

— дать клинико-психологическую характеристику детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Структура курсовой работы
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом,
проведенный нами теоретический анализ психолого-педагогической литературы эмоционально-волевой
сферы дошкольников с ЗПР позволил сделать такой вывод.

Теоретическое исследование проблемы
эмоционально-волевой сферы дошкольников с ограниченными интеллектуальными
возможностями. Особенности эмоционально-волевого поля в
психолого-педагогическом исследовании. Вопросы об особенностях
эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей — одна из самых острых и
актуальных проблем педагогики и психологии. Эта проблема особенно остро стоит в
последнее время перед ведущими исследователями: В.С. Мерлин, А. Усановой, И.М.
Соловьевым, И. Шифф, Л. Выготским и другими.

 Эмоционально-волевая
сфера ребенка имеет особое значение в умственном развитии. Итак, в современной
науке существуют терминологические расхождения при изучении эмоций и воли, и
эти различия связаны с тем фактом, что в разных концепциях, в разное время, в разных
школах психологии механизмы эмоций и воли интерпретируются с помощью тонкости.
Исследователи по-разному понимают, что такое эмоции и сила воли, и, кроме того,
изначально у них разные научные подходы к решению этой проблемы. Таким образом,
наука не определила общесистемного понимания эмоционально-волевой сферы
личности.

 Эмоции — это
особый класс психических процессов и состояний, которые формируют отношения
человека с объектами и явлениями реальной жизни в различных формах опыта. Воля
— это способность человека к саморегулированию и саморегулированию от различных
умственных действий и процессов .

Когда активность переходит с импульсивного уровня на
личный, эмоциональное регулирование становится произвольным. Действие
становится действием. Для человека характерна сложная иерархическая система
эмоций, регулирование которой осуществляется посредством многогранного
произвольного управления. Эти две системы переплетаются и становятся единой
эмоционально-волевой сферой.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников
с задержкой психического развития. В этом параграфе описываются типичные для
детей с задержкой психического развития особенности в эмоциональном развитии: 1.
Неустойчивость эмоционально-волевой сферы, при которой длительное время
невозможно сосредоточиться на целенаправленной деятельности. Психологическая
причина этого — низкий уровень произвольной психологической активности;

 2. Проявления
негативных черт развития кризиса, трудности установления связи;

3. Возникновение эмоциональных расстройств: дети
испытывают страх, склонный к аффективным действиям.

 Таким образом,
можно выделить ряд значимых черт, характеризующих эмоциональное развитие
умственно отсталых детей: эмоциональная зрелость, органический инфантилизм,
гиперактивность, несогласованность эмоциональных процессов, бездеятельность и
склонность к эмоциональным всплескам.

Исследователи пришли к выводу, что у детей с ЗПР
наблюдалась повышенная агрессия, неспособность реагировать на изменения условий
общения, трудности с усвоением эмоциональных переживаний, нарушенное
настроение, трудности с интерпретацией эмоциональных состояний, высокая
эмоциональная чувствительность и эмоциональный дистресс.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ

1.1. Развитие
эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста в
психолого-педагогической литературе Долгое время
основными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с детьми
были уровень когнитивного развития детей, их уровень знаний, навыков, умений,
которые можно использовать на более поздних этапах, например, в школьном
образовании. При этом, в отличие от интеллектуального развития детей, развитию
эмоционально-волевой сферы детей не всегда уделяется должное внимание. Однако
социальные процессы, происходящие в современном обществе, способствуют
возникновению новых целей образования, центром которых является человек и его
внутренний мир[1].

 На сегодняшний
день многочисленные исследования в области педагогики уже доказали, что
эмоциональное развитие современных детей является фундаментом, на котором
строится и формируется человеческая личность. Психологи считают, что все
изменения в познавательной деятельности на протяжении детства связаны с резкими
изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребенка.

 Эмоции влияют
на все психические процессы: восприятие, ощущения, память, внимание, мышление,
мышление, а также волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоциональной
сферы, ее роли в возникновении мотивов как регуляторов активности и поведения
детей — одна из важнейших и сложных проблем психологии и педагогики.

 Развитие
эмоционально-волевой сферы дошкольника привлекает внимание ученых и практиков.
Эта тема сегодня очень актуальна, потому что это фундамент эмоционального
развития и воспитания, на основе которого рождается зрелая личность. Эмоции
влияют на все психические процессы: восприятие, ощущения, память, внимание,
мышление, а также волевые процессы[2].

 Поэтому
проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как
регуляторов активности и поведения детей — одна из важнейших и сложных проблем
современной психологии и педагогики. Теоретический анализ научной литературы по
проблеме исследования позволяет рассматривать психическое развитие дошкольника как
одно из основных требований к своему общему психическому развитию, как ключ к
формированию личности и как один из основных внутренних факторов. От него
зависит психическое здоровье ребенка и форма его ума.

 В эмоционально-волевой сфере личности есть два
тесно связанных элемента, один из которых — человеческие эмоции и чувства, а
другой — воля. Это характеристики, которые

 

Содержание:

 

Введение 3

Глава&nbsp1&nbspТеоретические&nbspосновы&nbspисследования&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspдошкольников&nbspс&nbspЗПР 7

1.1&nbspОсобенности&nbspразвития&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspв&nbspонтогенезе 7

1.2&nbspЗадержка&nbspпсихического&nbspразвития:&nbspпонятие,&nbspклассификация,&nbspсимптомы 18

1.3&nbspОсобенности&nbspразвития&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspдошкольников&nbspс&nbspзадержкой&nbspпсихического&nbspразвития 24

Вывод&nbspпо&nbsp1&nbspглаве 30

Список&nbspлитературы 32

  

Введение:

 

Введение 3

Глава&nbsp1&nbspТеоретические&nbspосновы&nbspисследования&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspдошкольников&nbspс&nbspЗПР 7

1.1&nbspОсобенности&nbspразвития&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspв&nbspонтогенезе 7

1.2&nbspЗадержка&nbspпсихического&nbspразвития:&nbspпонятие,&nbspклассификация,&nbspсимптомы 18

1.3&nbspОсобенности&nbspразвития&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspдошкольников&nbspс&nbspзадержкой&nbspпсихического&nbspразвития 24

Вывод&nbspпо&nbsp1&nbspглаве 30

Список&nbspлитературы 32

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким&nbspобразом,&nbspэмоции,&nbspсогласно&nbspП.&nbspИльину,&nbsp-&nbspпсиховегетативная&nbspрефлекторная&nbspреакция,&nbspбазирующаяся&nbspна&nbspвыражении&nbspсубъективного&nbsp(пристрастного)&nbspотношения&nbspчеловека&nbspв&nbspформе&nbspпереживания&nbspк&nbspситуации,&nbspее&nbspисходу,&nbspлибо&nbspсобытиям,&nbspкоторые&nbspпредваряли&nbspданную&nbspситуацию.&nbspОднако&nbspследует&nbspотметить,&nbspчто&nbspданное&nbspопределение&nbspи&nbspпонимание&nbspэмоций&nbspявляется&nbspне&nbspединственным&nbspв&nbspсовременной&nbspнауке.&nbspВ&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspсуществует&nbspбольшое&nbspколичество&nbspконцепций&nbspфункционирования&nbspи&nbspразвития&nbspэмоциональной&nbspсферы&nbspчеловека.&nbsp

В&nbspонтогенезе&nbspразвитие&nbspэмоциональной&nbspсферы&nbspначинается&nbspс&nbspсамого&nbspраннего&nbspпериода&nbspонтогенеза:&nbspэмоциональное&nbspобщение&nbspс&nbspматерью&nbspявляется&nbspосновной&nbspформой&nbspобщения&nbspдля&nbspнего.&nbspПервая&nbspэмоциональная&nbspреакция&nbsp–&nbspплач&nbsp–&nbspявляется&nbspсредством&nbspкоммуникации,&nbspпозволяя&nbspребенку&nbspсигнализировать&nbspо&nbspсвоих&nbspпотребностях.&nbspПостепенно&nbspформируется&nbspулыбка.&nbspТакже&nbspзнаковым&nbspпериодом&nbspв&nbspформировании&nbspэмоциональной&nbspсферы&nbspявляется&nbspподростковый&nbspпериод&nbspразвития,&nbspкогда&nbspзачастую&nbspпроисходит&nbspперелом&nbspв&nbspформировании&nbspэмоциональной&nbspсферы&nbspчеловека,&nbspначинают&nbspформироваться&nbspвысшие&nbspчувства.&nbspВ&nbspцелом&nbspсовершенствование&nbspэмоциональной-сферы&nbspпроисходит&nbspна&nbspпротяжении&nbspвсей&nbspжизни&nbspсубъекта.&nbsp

Задержка&nbspпсихического&nbspразвития&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspособую&nbspформу&nbspнарушения&nbspпсихического&nbspразвития&nbspребенка.&nbspСовременные&nbspисследователи&nbspназывают&nbspнесколько&nbspформ&nbspданного&nbspразвития:&nbspконституционального,&nbspпсихогенного,&nbspсоматогенного,&nbspцеребрально-органического&nbspтипа.&nbspПоследний&nbspтип&nbspЗПР&nbspхарактеризуется&nbspмаксимальной&nbspтяжестью&nbspи&nbspнаиболее&nbspнеблагоприятным&nbspпрогнозом&nbspв&nbspплане&nbspкоррекции.&nbspВ&nbspкачестве&nbspтипичных&nbspпризнаков&nbspЗПР&nbspвыделяются&nbspнарушения&nbspумственного&nbspразвития,&nbspнарушения&nbspповедения&nbspи&nbspформирования&nbspэмоциональной&nbspсферы.&nbspКак&nbspправило,&nbspэто&nbspнарушения&nbspпо&nbspтипу&nbspзамедленного&nbspразвития,&nbspт.&nbspе.&nbspуровень&nbspсформированности&nbspвыделенных&nbspпоказателей&nbspу&nbspребенка&nbspсоответствует&nbspболее&nbspранней&nbspстадии&nbspонтогенеза.&nbsp

Нарушения&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspявляются&nbspвесьма&nbspзначимым&nbspв&nbspструктуре&nbspобщего&nbspнарушения&nbspпри&nbspЗПР,&nbspболее&nbspтого,&nbspиногда&nbspименно&nbspнарушения&nbspтакого&nbspтипа&nbspявляются&nbspдоминирующими.&nbspДля&nbspдетей&nbspданной&nbspкатегории&nbspявляются&nbspхарактерными&nbspинфантилизм,&nbspнеадекватность&nbspэмоциональных&nbspпроявлений,&nbspчрезмерная&nbspэмоциональная&nbspбедность&nbspлибо,&nbspнапротив,&nbspкрайняя&nbspинтенсивность&nbspэмоциональных&nbspреакций,&nbspнеумение&nbspконтролировать&nbspсобственные&nbspэмоциональные&nbspпроявления.&nbspИзучение&nbspэмоциональной&nbspсферы&nbspдетей&nbspс&nbspЗПР&nbspявляется&nbspвесьма&nbspважным&nbspпо&nbspтой&nbspпричине,&nbspчто&nbspэмоциональные&nbspсостояния&nbspимеют&nbspогромное&nbspзначение&nbspдля&nbspэффективности&nbspобучения&nbspи&nbspвоспитания&nbspтаких&nbspдетей.&nbspЭффективными&nbspметодами&nbspразвития&nbspи&nbspкоррекции&nbspэмоциональной&nbspсферы&nbspдетей&nbspс&nbspЗПР&nbspвыступают&nbspсредства&nbspарт-терапии&nbspи&nbspигротерапии.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава&nbsp1&nbspТеоретические&nbspосновы&nbspисследования&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspдошкольников&nbspс&nbspЗПР

1.1&nbspОсобенности&nbspразвития&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspв&nbspонтогенезе

Вопрос&nbspэмоционального&nbspразвития&nbspличности&nbspизучался&nbspбольшим&nbspколичеством&nbspзарубежных&nbspи&nbspотечественных&nbspисследователей,&nbspсреди&nbspкоторых&nbspнеобходимо&nbspотметить&nbspЛ.И.&nbspБожович,&nbspМ.Э.&nbspВайнер,&nbspВ.К.&nbspВилюнас,&nbspА.Н.&nbspЛеонтьева,&nbspС.Л.&nbspРубинштейна&nbspи&nbspдр.&nbsp

С.Л.&nbspРубинштейн&nbspсравнивал&nbspэмоции&nbspс&nbspвосприятием:&nbspвосприятие&nbspэто&nbspпроцесс&nbspотражения&nbspсостояния&nbspобъекта,&nbspтогда&nbspкак&nbspэмоции&nbspотражают&nbspсостояние&nbspсубъекта&nbspи&nbspего&nbspотношение&nbspк&nbspобъекту.

А.Н.&nbspЛеонтьев&nbspрассматривает&nbspэмоции&nbspкак&nbspособый&nbspкласс&nbspпсихических&nbspпроцессов&nbspи&nbspсостояний,&nbspсвязанных&nbspс&nbspинстинктами,&nbspпотребностями&nbspи&nbspмотивами.&nbspЭмоции&nbspвыполняют&nbspфункцию&nbspрегулирования&nbspактивности&nbspсубъекта&nbspпутем&nbspотражения&nbspзначимости&nbspвнешних&nbspи&nbspвнутренних&nbspситуаций&nbspдля&nbspосуществления&nbspего&nbspжизнедеятельности&nbsp[14].

В.К.&nbspВилюнас&nbspпонимал&nbspэмоции&nbspкак&nbspпосредническое&nbspзвено&nbspмежду&nbspпотребностями&nbspи&nbspдеятельностью.&nbspОн&nbspдифференцировал&nbspэмоции&nbspна&nbspдве&nbspфундаментальные&nbspгруппы

1.&nbspВедущие&nbspэмоции&nbspили&nbspпереживания,&nbspокрашивающие&nbspв&nbspобразе&nbspсреды&nbspпотребности&nbspи&nbspтем&nbspсамым&nbspпревращающие&nbspих&nbspв&nbspмотивы.&nbspДанные&nbspэмоции&nbspпредваряют&nbspдеятельность,&nbspотвечают&nbspза&nbspнеё&nbspи&nbspв&nbspцелом&nbspопределяют&nbspнаправленность&nbspподобной&nbspдеятельности.&nbsp

2.&nbspСитуативные&nbsp(производные&nbspот&nbspпервых)&nbsp—&nbspобразуются&nbspпроцессе&nbspдеятельности&nbspи&nbspявляются&nbspпроявлением&nbspотношения&nbspсубъекта&nbspк&nbspданной&nbspдеятельности,&nbspусловиям&nbspее&nbspреализации,&nbspа&nbspтакже&nbspк&nbspсложившимся&nbspили&nbspвозможным&nbspинтересам.

Е.П.&nbspИльин&nbspна&nbspоснове&nbspанализа&nbspсуществующих&nbspпредставлений&nbspоб&nbspэмоциях&nbspвыдвигает&nbspопределенное&nbspинтегрированное&nbspопределение&nbspэмоций&nbspкак&nbspпсиховегетативной&nbspрефлекторной&nbspреакции,&nbspоснованной&nbspна&nbspвыражении&nbspсубъективного&nbsp(пристрастного)&nbspотношения&nbspчеловека&nbspв&nbspформе&nbspпереживания&nbspк&nbspситуации,&nbspее&nbspисходу,&nbspлибо&nbspсобытиям,&nbspкоторые&nbspпредваряли&nbspданную&nbspситуацию.&nbspЭто&nbspпонимание&nbspуказывает&nbspна&nbspроль&nbspэмоций&nbspв&nbspдеятельности.&nbspПереживание&nbspне&nbspявляется&nbspцелью&nbspповедения&nbspили&nbspдеятельности&nbspчеловека,&nbspэто&nbspсопутствующее&nbspсостояние,&nbspотражающее&nbspотношение&nbspсубъекта&nbspк&nbspобъективно&nbspсложившейся&nbspситуации,&nbspпроисходящим&nbspсобытиям&nbsp[14].

Структура&nbspэмоциональных&nbspпроцессов&nbspпредставлена&nbspтакими&nbspфеноменами,&nbspкак&nbspнастроения,&nbspчувства,&nbspаффекты,&nbspстрасти,&nbspстрессы.&nbspНаиболее&nbspмощными&nbspявлениями&nbspв&nbspпредставленной&nbspструктуре&nbspявляются&nbspаффекты&nbsp–&nbspэто&nbspэмоциональные&nbspреакции,&nbspкоторые&nbspхарактеризуются&nbspвысокой&nbspинтенсивностью,&nbspспособностью&nbspтормозить&nbspвсе&nbspостальные&nbspпсихические&nbspпроцессы&nbspи&nbspкратковременностью&nbspих&nbspсуществования.

Настроение&nbsp–&nbspэто&nbspобщее,&nbspустойчивое,&nbspнеярко&nbspвыраженное&nbspэмоциональное&nbspсостояние,&nbspкоторое&nbspобеспечивает&nbspобщую&nbspположительную&nbspили&nbspотрицательную&nbspокраску&nbspвсем&nbspдругим&nbspпереживаниям&nbspи&nbspдеятельности&nbspсубъекта.

Эмоциональный&nbspстресс&nbsp–&nbspэто&nbspсостояние,&nbspкоторое&nbspпо&nbspинтенсивности&nbspсходно&nbspс&nbspаффектами,&nbspоднако&nbspпо&nbspдлительности&nbspпротекания&nbspсходно&nbspс&nbspнастроениями.

Чувства&nbsp–&nbspэто&nbspвысшая&nbspформа&nbspсуществование&nbspэмоций,&nbspкоторая&nbspотражает&nbspустойчивое&nbspотношение&nbspсубъекта&nbspк&nbspокружающим&nbspобъектам&nbspи&nbspфеноменам&nbsp[30].

Также&nbspЕ.П.&nbspИльин&nbspобозначил&nbspхарактерные&nbspособенности&nbspэмоций,&nbspтипичные&nbspтолько&nbspдля&nbspних:

Эмоции&nbsp–&nbspэто&nbspреакция&nbspна&nbspситуацию,&nbspа&nbspне&nbspна&nbspконкретный&nbspстимул;

Эмоции&nbspво&nbspмногих&nbspслучаях&nbspпредваряют&nbspситуацию,&nbspиграя&nbspтем&nbspсамым&nbspроль&nbspмеханизма&nbspпредвидения&nbspзначимости&nbspтой&nbspситуации,&nbspкоторая&nbspпроизойдет;

Эмоции&nbspпредставляют&nbspсобой&nbspтонкую&nbspдифференцированию&nbspоценку&nbspситуаций&nbspразличного&nbspрода&nbsp(тогда&nbspкак,&nbspнапример,&nbspэмоциональное&nbspсостояние&nbspпозволяет&nbspпроанализировать&nbspобщий&nbspфон:&nbsp«нравится&nbsp–&nbspне&nbspнравится»);

Кроме&nbspтого,&nbspчто&nbspэмоции&nbspдают&nbspвозможность&nbspоценить&nbspважность&nbspпредстоящей&nbspситуации,&nbspони&nbspтакже&nbspпозволяют&nbspадекватно&nbspподготовится&nbspк&nbspее&nbspнаступлению,&nbspи&nbspсоответственно,&nbspадекватно&nbspвести&nbspсебя&nbspвнутри&nbspситуации;

Эмоции,&nbspпережитые&nbspв&nbspопределенных&nbspситуациях,&nbspпозволяют&nbspзафиксировать&nbspположительный&nbspлибо&nbspотрицательный&nbspопыт&nbsp[14].

Функции&nbspэмоций&nbspв&nbspжизни&nbspчеловека&nbspтакже&nbspявлялись&nbspпредметом&nbspмногочисленных&nbspисследований.&nbspТак&nbspДжон&nbspДьюи&nbspприписывал&nbspэмоциям&nbspвыполнение&nbspспецифической&nbspсигнальной&nbspфункции,&nbspкоторая&nbspпозволяет&nbspсубъекту&nbspосуществлять&nbspсаморегуляцию&nbspповедения&nbspи&nbspдеятельности&nbspорганизма&nbspна&nbspосновании&nbspопознания&nbspзначимости&nbspскладывающейся&nbspситуации.&nbsp

Этот&nbspвопрос&nbspизучали&nbspтакже&nbspЭ.&nbspКлапаред,&nbspУ.&nbspПилзбари,&nbspД.&nbspРапапорт,&nbspР.&nbspШефер&nbspи&nbspдр.&nbspНа&nbspосновании&nbspих&nbspисследований&nbspбыли&nbspвыделены&nbspследующие&nbspфункции&nbspэмоций:

Мотивационно-регулирующая&nbspфункция.&nbspОна&nbspсостоит&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspэмоции&nbspспособны&nbspмотивировать,&nbspстимулировать&nbspи&nbspнаправлять&nbspдеятельность&nbspиндивида.&nbspВ&nbspнекоторых&nbspситуациях&nbspэмоции&nbspзамещают&nbspсобой&nbspмышление.

Коммуникативная&nbspфункция&nbspэмоций&nbspсостоит&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspэмоции&nbspсодержат&nbspв&nbspсебе&nbspинформацию&nbspо&nbspфизическом&nbspи&nbspпсихическом&nbspсостоянии&nbspсубъекта.&nbspБлагодаря&nbspпониманию&nbspданный&nbspинформации&nbspсуществует&nbspвозможность&nbspналадить&nbspпродуктивное&nbspвзаимодействие&nbspмежду&nbspсубъектами,&nbspосуществлять&nbspуспешную&nbspкоммуникацию,&nbspдаже&nbspесли&nbspпартнеры&nbspпо&nbspобщению&nbspпринадлежат&nbspк&nbspразным&nbspкультурам;

Сигнальная&nbspфункция&nbspуже&nbspупоминалась&nbspранее.&nbspЭмоции&nbspпозволяют&nbspустановить&nbspзначимость&nbspтой&nbspили&nbspиной&nbspситуации&nbspдля&nbspконкретного&nbspсубъекта.&nbspЭмоционально-выразительные&nbspдвижения&nbspлица,&nbspтела&nbspсигнализируют&nbspо&nbspтом,&nbspв&nbspкаком&nbspсостоянии&nbspнаходится&nbspконкретный&nbspсубъект;

Защитная&nbspфункция.&nbspВозникая&nbspкак&nbspмоментальная,&nbspбыстрая&nbspреакция&nbspна&nbspситуацию,&nbspэмоция&nbspпомогает&nbspорганизму&nbspвыбрать&nbspоптимальную&nbspстратегию&nbspповедения&nbspв&nbspопасной&nbspситуации&nbspи&nbspзащитить&nbspсебя&nbsp[34].&nbsp

Следует&nbspотметить,&nbspчто&nbspнеоднократно&nbspпредпринимались&nbspпопытки&nbspвыделить&nbspосновные,&nbsp«фундаментальные»&nbspэмоции.&nbspВ&nbspкачестве&nbspобщепринятой&nbspпринимается&nbspполярная&nbspдифференциация&nbspпереживаний&nbspпо&nbspзнаку,&nbspгде&nbspразграничиваются&nbspпозитивные&nbspи&nbspнегативные,&nbspиными&nbspсловами,&nbspесть&nbspприятные&nbspи&nbspнеприятные&nbspэмоциональные&nbspпереживания.&nbspИменно&nbspподобное&nbspразграничение&nbspэмоций&nbspи&nbspчувств&nbspВ.Н.&nbspКуликов&nbspи&nbspА.Г.&nbspКовалев&nbspсчитают&nbspсущественным&nbspдля&nbspздоровья&nbspличности&nbspи&nbspее&nbspдеятельности.&nbspПри&nbspэтом&nbspпозитивные&nbsp(стенические)&nbspэмоции&nbspоказывают&nbspблагоприятное&nbspвоздействие&nbspна&nbspактивную&nbspдеятельность&nbspи&nbspфункционирование&nbspсубъекта.&nbspСоответственно,&nbspнегативные&nbsp(астенические)&nbspпереживания&nbspдетерминируют&nbspуменьшение&nbspспособности&nbspк&nbspразумному&nbspмышлению,&nbspнарушают&nbspфункционирование&nbspволи&nbspи&nbspвосприятия&nbsp[32].

По&nbspкритерию&nbspинтенсивности&nbspэмоции&nbspи&nbspчувства&nbspможно&nbspподразделять&nbspна&nbspслабые,&nbspумеренные&nbspи&nbspсильные,&nbspкоторые&nbspмогут&nbspпереходить&nbspдруг&nbspв&nbspдруга,&nbspменяя&nbspсвою&nbspсилу.&nbspЕ.П.&nbspИльин&nbspотмечает,&nbspчто&nbspпри&nbspдифференцировании&nbspэмоциональных&nbspпереживаний&nbspпо&nbspпараметру&nbspинтенсивности&nbspи&nbspглубины&nbspчаще&nbspвсего&nbspиспользуется&nbspлинейный&nbspподход:&nbspна&nbspодном&nbspконце&nbspряда&nbspнаходятся&nbspэмоции&nbspнизкой&nbspинтенсивности&nbsp(настроение),&nbspна&nbspдругом&nbsp-&nbspвысокой&nbspинтенсивности&nbsp(аффекты).

В.Д.&nbspНебылицын&nbspпредложил&nbspклассифицировать&nbspэмоции&nbspв&nbspсоответствии&nbspс&nbspтремя&nbspосновными&nbspмодальностями:&nbspрадость,&nbspгнев,&nbspстрах.&nbspВсе&nbspдругие&nbspэмоции&nbspследует&nbspсчитать&nbspих&nbspпроизводными&nbspили&nbspсочетаниями.&nbspСуществуют&nbspразногласия&nbspкасательно&nbspотношения&nbspэмоции&nbspпечали&nbspк&nbspосновным&nbspмодальностям.&nbspО.П&nbspСанникова&nbspсчитает&nbspэмоции&nbsp«печали»&nbspи&nbsp«радости»&nbspполярными&nbspпроявлениями&nbspодной&nbspмодальности&nbspэмоций,&nbspтогда&nbspкак&nbspдругие&nbspученые,&nbspнапример,&nbspЛ.М.&nbspАболин,&nbspН.М.&nbspРусалова,&nbspпредполагают,&nbspчто&nbspпечаль&nbspследует&nbspвыделять&nbspв&nbspкак&nbspэмоцию&nbspотдельной&nbspмодальности&nbspс&nbspхарактерными&nbspпризнаками&nbsp[35].&nbsp

Максимально&nbspразработанной,&nbspсосредоточенной&nbspна&nbspконкретных&nbspэмоциональных&nbspмодальностях,&nbspсчитается&nbsp«теория&nbspдифференциальных&nbspэмоций»&nbspК.&nbspИзарда,&nbspв&nbspкоторой&nbspон&nbspобозначает&nbspдесять&nbspфундаментальных&nbspэмоций:&nbspинтерес,&nbspрадость,&nbspудивление,&nbspпечаль,&nbspгнев,&nbspотвращение,&nbspпрезрение,&nbspстрах,&nbspстыд,&nbspвина.

Современных&nbspученых,&nbspкоторые&nbspисследовал&nbspсоотношение&nbspчувств&nbspи&nbspэмоций,&nbspможно&nbspотнести&nbspк&nbspодному&nbspиз&nbspчетырех&nbspнаправлений.&nbspПервое&nbspнаправление&nbspидентифицирует&nbspчувства&nbspи&nbspэмоции;&nbspво&nbspвтором&nbspчувства&nbspинтерпретируются&nbspкак&nbspодин&nbspиз&nbspтипов&nbspэмоций&nbsp(эмоциональных&nbspявлений);&nbspтретье&nbspнаправление&nbspпонимает&nbspчувства&nbspкак&nbspродовое&nbspпонятие,&nbspинтегрирующее&nbspразличные&nbspвиды&nbspэмоций&nbspкак&nbspформы&nbspпереживания&nbspчувств&nbsp(эмоции,&nbspаффекты,&nbspнастроения,&nbspстрасти&nbspи&nbspсобственно&nbspчувства);&nbspчетвертое&nbsp–&nbspдифференцирует&nbspчувства&nbspи&nbspэмоции&nbsp[40].&nbsp

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы