Курсовая теория на тему Эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР 7
1.1 Особенности развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе 7
1.2 Задержка психического развития: понятие, классификация, симптомы 18
1.3 Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития 24
Вывод по 1 главе 30
Список литературы 32
Введение:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР 7
1.1 Особенности развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе 7
1.2 Задержка психического развития: понятие, классификация, симптомы 18
1.3 Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития 24
Вывод по 1 главе 30
Список литературы 32
Заключение:
Таким образом, эмоции, согласно П. Ильину, - психовегетативная рефлекторная реакция, базирующаяся на выражении субъективного (пристрастного) отношения человека в форме переживания к ситуации, ее исходу, либо событиям, которые предваряли данную ситуацию. Однако следует отметить, что данное определение и понимание эмоций является не единственным в современной науке. В настоящее время существует большое количество концепций функционирования и развития эмоциональной сферы человека. 
В онтогенезе развитие эмоциональной сферы начинается с самого раннего периода онтогенеза: эмоциональное общение с матерью является основной формой общения для него. Первая эмоциональная реакция – плач – является средством коммуникации, позволяя ребенку сигнализировать о своих потребностях. Постепенно формируется улыбка. Также знаковым периодом в формировании эмоциональной сферы является подростковый период развития, когда зачастую происходит перелом в формировании эмоциональной сферы человека, начинают формироваться высшие чувства. В целом совершенствование эмоциональной-сферы происходит на протяжении всей жизни субъекта. 
Задержка психического развития представляет собой особую форму нарушения психического развития ребенка. Современные исследователи называют несколько форм данного развития: конституционального, психогенного, соматогенного, церебрально-органического типа. Последний тип ЗПР характеризуется максимальной тяжестью и наиболее неблагоприятным прогнозом в плане коррекции. В качестве типичных признаков ЗПР выделяются нарушения умственного развития, нарушения поведения и формирования эмоциональной сферы. Как правило, это нарушения по типу замедленного развития, т. е. уровень сформированности выделенных показателей у ребенка соответствует более ранней стадии онтогенеза. 
Нарушения эмоционально-волевой сферы являются весьма значимым в структуре общего нарушения при ЗПР, более того, иногда именно нарушения такого типа являются доминирующими. Для детей данной категории являются характерными инфантилизм, неадекватность эмоциональных проявлений, чрезмерная эмоциональная бедность либо, напротив, крайняя интенсивность эмоциональных реакций, неумение контролировать собственные эмоциональные проявления. Изучение эмоциональной сферы детей с ЗПР является весьма важным по той причине, что эмоциональные состояния имеют огромное значение для эффективности обучения и воспитания таких детей. Эффективными методами развития и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР выступают средства арт-терапии и игротерапии.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР
1.1 Особенности развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе
Вопрос эмоционального развития личности изучался большим количеством зарубежных и отечественных исследователей, среди которых необходимо отметить Л.И. Божович, М.Э. Вайнер, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. 
С.Л. Рубинштейн сравнивал эмоции с восприятием: восприятие это процесс отражения состояния объекта, тогда как эмоции отражают состояние субъекта и его отношение к объекту.
А.Н. Леонтьев рассматривает эмоции как особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [14].
В.К. Вилюнас понимал эмоции как посредническое звено между потребностями и деятельностью. Он дифференцировал эмоции на две фундаментальные группы
1. Ведущие эмоции или переживания, окрашивающие в образе среды потребности и тем самым превращающие их в мотивы. Данные эмоции предваряют деятельность, отвечают за неё и в целом определяют направленность подобной деятельности. 
2. Ситуативные (производные от первых) — образуются процессе деятельности и являются проявлением отношения субъекта к данной деятельности, условиям ее реализации, а также к сложившимся или возможным интересам.
Е.П. Ильин на основе анализа существующих представлений об эмоциях выдвигает определенное интегрированное определение эмоций как психовегетативной рефлекторной реакции, основанной на выражении субъективного (пристрастного) отношения человека в форме переживания к ситуации, ее исходу, либо событиям, которые предваряли данную ситуацию. Это понимание указывает на роль эмоций в деятельности. Переживание не является целью поведения или деятельности человека, это сопутствующее состояние, отражающее отношение субъекта к объективно сложившейся ситуации, происходящим событиям [14].
Структура эмоциональных процессов представлена такими феноменами, как настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Наиболее мощными явлениями в представленной структуре являются аффекты – это эмоциональные реакции, которые характеризуются высокой интенсивностью, способностью тормозить все остальные психические процессы и кратковременностью их существования.
Настроение – это общее, устойчивое, неярко выраженное эмоциональное состояние, которое обеспечивает общую положительную или отрицательную окраску всем другим переживаниям и деятельности субъекта.
Эмоциональный стресс – это состояние, которое по интенсивности сходно с аффектами, однако по длительности протекания сходно с настроениями.
Чувства – это высшая форма существование эмоций, которая отражает устойчивое отношение субъекта к окружающим объектам и феноменам [30].
Также Е.П. Ильин обозначил характерные особенности эмоций, типичные только для них:
Эмоции – это реакция на ситуацию, а не на конкретный стимул;
Эмоции во многих случаях предваряют ситуацию, играя тем самым роль механизма предвидения значимости той ситуации, которая произойдет;
Эмоции представляют собой тонкую дифференцированию оценку ситуаций различного рода (тогда как, например, эмоциональное состояние позволяет проанализировать общий фон: «нравится – не нравится»);
Кроме того, что эмоции дают возможность оценить важность предстоящей ситуации, они также позволяют адекватно подготовится к ее наступлению, и соответственно, адекватно вести себя внутри ситуации;
Эмоции, пережитые в определенных ситуациях, позволяют зафиксировать положительный либо отрицательный опыт [14].
Функции эмоций в жизни человека также являлись предметом многочисленных исследований. Так Джон Дьюи приписывал эмоциям выполнение специфической сигнальной функции, которая позволяет субъекту осуществлять саморегуляцию поведения и деятельности организма на основании опознания значимости складывающейся ситуации. 
Этот вопрос изучали также Э. Клапаред, У. Пилзбари, Д. Рапапорт, Р. Шефер и др. На основании их исследований были выделены следующие функции эмоций:
Мотивационно-регулирующая функция. Она состоит в том, что эмоции способны мотивировать, стимулировать и направлять деятельность индивида. В некоторых ситуациях эмоции замещают собой мышление.
Коммуникативная функция эмоций состоит в том, что эмоции содержат в себе информацию о физическом и психическом состоянии субъекта. Благодаря пониманию данный информации существует возможность наладить продуктивное взаимодействие между субъектами, осуществлять успешную коммуникацию, даже если партнеры по общению принадлежат к разным культурам;
Сигнальная функция уже упоминалась ранее. Эмоции позволяют установить значимость той или иной ситуации для конкретного субъекта. Эмоционально-выразительные движения лица, тела сигнализируют о том, в каком состоянии находится конкретный субъект;
Защитная функция. Возникая как моментальная, быстрая реакция на ситуацию, эмоция помогает организму выбрать оптимальную стратегию поведения в опасной ситуации и защитить себя [34]. 
Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В качестве общепринятой принимается полярная дифференциация переживаний по знаку, где разграничиваются позитивные и негативные, иными словами, есть приятные и неприятные эмоциональные переживания. Именно подобное разграничение эмоций и чувств В.Н. Куликов и А.Г. Ковалев считают существенным для здоровья личности и ее деятельности. При этом позитивные (стенические) эмоции оказывают благоприятное воздействие на активную деятельность и функционирование субъекта. Соответственно, негативные (астенические) переживания детерминируют уменьшение способности к разумному мышлению, нарушают функционирование воли и восприятия [32].
По критерию интенсивности эмоции и чувства можно подразделять на слабые, умеренные и сильные, которые могут переходить друг в друга, меняя свою силу. Е.П. Ильин отмечает, что при дифференцировании эмоциональных переживаний по параметру интенсивности и глубины чаще всего используется линейный подход: на одном конце ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом - высокой интенсивности (аффекты).
В.Д. Небылицын предложил классифицировать эмоции в соответствии с тремя основными модальностями: радость, гнев, страх. Все другие эмоции следует считать их производными или сочетаниями. Существуют разногласия касательно отношения эмоции печали к основным модальностям. О.П Санникова считает эмоции «печали» и «радости» полярными проявлениями одной модальности эмоций, тогда как другие ученые, например, Л.М. Аболин, Н.М. Русалова, предполагают, что печаль следует выделять в как эмоцию отдельной модальности с характерными признаками [35]. 
Максимально разработанной, сосредоточенной на конкретных эмоциональных модальностях, считается «теория дифференциальных эмоций» К. Изарда, в которой он обозначает десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Современных ученых, которые исследовал соотношение чувств и эмоций, можно отнести к одному из четырех направлений. Первое направление идентифицирует чувства и эмоции; во втором чувства интерпретируются как один из типов эмоций (эмоциональных явлений); третье направление понимает чувства как родовое понятие, интегрирующее различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертое – дифференцирует чувства и эмоции [40].