Курсовая теория на тему Эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ.. 5
1.1.Развитие
эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста в
психолого-педагогической литературе. 5
1.2. Особенности
развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста в норме 11
2. ОСОБЕННОСТИ
ЭМОЦИ ОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕЕТЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 20
2.1.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического
развития 20
2.2. Особенности
эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 32
Список использованной литературы…………………………………………………………34
Введение:
Развитие
эмоциональной сферы — одно из важнейших условий развития личности ребенка, опыт
которой постоянно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья,
вся жизнь, которая окружает и постоянно влияет на ребенка. Эмоциональная сфера
признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в умственном
развитии человека.
Спектр нарушений психического развития у детей очень широк, но чаще
встречается психическое развитие.
Задержка психического развития
(ЗПР) — синдром временной умственной отсталости в развитии психики в целом или
ее отдельных функций, замедляющей реализацию потенциала организма, часто обнаруживается
при поступлении в школу и характеризуется отсутствием общих знаний,
ограниченность идей, зрелость мышления, низкая интеллектуальная направленность,
преобладание игровых интересов, перенасыщение ситуации в интеллектуальной
деятельности.
Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития
развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких
ученых, как Т. А. Власова, В. М. Астапов В. М. Лубовский.
В современных школах, где проводятся занятия с детьми младшего
возраста, стали появляться специальные классы выравнивания, в которых учатся
дети с задержкой психического развития. Работу с этими детьми ведут не только
педагоги, но и психологи.
Актуальность. Поскольку поступление в школу для дошкольника является важным
жизненным этапом, а учебная деятельность играет решающую роль в развитии
личности, работа с детьми с задержкой психического развития в начальной школе
приобретает особую ценность. Вопросы, касающиеся сформированной эмоциональной
сферы в дошкольном возрасте, приобретают большое значение. И именно поэтому, эмоциональная
сфера дошкольников с задержкой психического развития стала объектом
эмпирического исследования в данной работе.
Задержкой психического развития характеризуется неравномерным
формированием процессов познавательной деятельности, обусловлен недоразвитием
речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоциональной сфере.
Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на
интеллектуальном развитии ребенка. Таким образом, задержка психического
развития проявляется как в эмоциональной сфере незрелости, так и в
интеллектуальной недостаточности. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если
он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его
жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию
окружающей среды.
Объект
исследования: эмоциональная
сфера.
Предмет
исследования: особенности
эмоциональной сферы у детей дошкольного возраст с ЗПР.
Цель работы состоит в исследовании
особенностей эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть теоретические основы изучения эмоционально-волевой сферы у детей
дошкольного возраста в норме
—
определить особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного
возраста в норме;
— определить особенности эмоционально-волевой сферы
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
— дать клинико-психологическую характеристику детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Структура курсовой работы
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Таким образом,
проведенный нами теоретический анализ психолого-педагогической литературы эмоционально-волевой
сферы дошкольников с ЗПР позволил сделать такой вывод.
Теоретическое исследование проблемы
эмоционально-волевой сферы дошкольников с ограниченными интеллектуальными
возможностями. Особенности эмоционально-волевого поля в
психолого-педагогическом исследовании. Вопросы об особенностях
эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей — одна из самых острых и
актуальных проблем педагогики и психологии. Эта проблема особенно остро стоит в
последнее время перед ведущими исследователями: В.С. Мерлин, А. Усановой, И.М.
Соловьевым, И. Шифф, Л. Выготским и другими.
Эмоционально-волевая
сфера ребенка имеет особое значение в умственном развитии. Итак, в современной
науке существуют терминологические расхождения при изучении эмоций и воли, и
эти различия связаны с тем фактом, что в разных концепциях, в разное время, в разных
школах психологии механизмы эмоций и воли интерпретируются с помощью тонкости.
Исследователи по-разному понимают, что такое эмоции и сила воли, и, кроме того,
изначально у них разные научные подходы к решению этой проблемы. Таким образом,
наука не определила общесистемного понимания эмоционально-волевой сферы
личности.
Эмоции — это
особый класс психических процессов и состояний, которые формируют отношения
человека с объектами и явлениями реальной жизни в различных формах опыта. Воля
— это способность человека к саморегулированию и саморегулированию от различных
умственных действий и процессов .
Когда активность переходит с импульсивного уровня на
личный, эмоциональное регулирование становится произвольным. Действие
становится действием. Для человека характерна сложная иерархическая система
эмоций, регулирование которой осуществляется посредством многогранного
произвольного управления. Эти две системы переплетаются и становятся единой
эмоционально-волевой сферой.
2. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников
с задержкой психического развития. В этом параграфе описываются типичные для
детей с задержкой психического развития особенности в эмоциональном развитии: 1.
Неустойчивость эмоционально-волевой сферы, при которой длительное время
невозможно сосредоточиться на целенаправленной деятельности. Психологическая
причина этого — низкий уровень произвольной психологической активности;
2. Проявления
негативных черт развития кризиса, трудности установления связи;
3. Возникновение эмоциональных расстройств: дети
испытывают страх, склонный к аффективным действиям.
Таким образом,
можно выделить ряд значимых черт, характеризующих эмоциональное развитие
умственно отсталых детей: эмоциональная зрелость, органический инфантилизм,
гиперактивность, несогласованность эмоциональных процессов, бездеятельность и
склонность к эмоциональным всплескам.
Исследователи пришли к выводу, что у детей с ЗПР
наблюдалась повышенная агрессия, неспособность реагировать на изменения условий
общения, трудности с усвоением эмоциональных переживаний, нарушенное
настроение, трудности с интерпретацией эмоциональных состояний, высокая
эмоциональная чувствительность и эмоциональный дистресс.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ
1.1. Развитие
эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста в
психолого-педагогической литературе Долгое время
основными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с детьми
были уровень когнитивного развития детей, их уровень знаний, навыков, умений,
которые можно использовать на более поздних этапах, например, в школьном
образовании. При этом, в отличие от интеллектуального развития детей, развитию
эмоционально-волевой сферы детей не всегда уделяется должное внимание. Однако
социальные процессы, происходящие в современном обществе, способствуют
возникновению новых целей образования, центром которых является человек и его
внутренний мир[1].
На сегодняшний
день многочисленные исследования в области педагогики уже доказали, что
эмоциональное развитие современных детей является фундаментом, на котором
строится и формируется человеческая личность. Психологи считают, что все
изменения в познавательной деятельности на протяжении детства связаны с резкими
изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребенка.
Эмоции влияют
на все психические процессы: восприятие, ощущения, память, внимание, мышление,
мышление, а также волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоциональной
сферы, ее роли в возникновении мотивов как регуляторов активности и поведения
детей — одна из важнейших и сложных проблем психологии и педагогики.
Развитие
эмоционально-волевой сферы дошкольника привлекает внимание ученых и практиков.
Эта тема сегодня очень актуальна, потому что это фундамент эмоционального
развития и воспитания, на основе которого рождается зрелая личность. Эмоции
влияют на все психические процессы: восприятие, ощущения, память, внимание,
мышление, а также волевые процессы[2].
Поэтому
проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как
регуляторов активности и поведения детей — одна из важнейших и сложных проблем
современной психологии и педагогики. Теоретический анализ научной литературы по
проблеме исследования позволяет рассматривать психическое развитие дошкольника как
одно из основных требований к своему общему психическому развитию, как ключ к
формированию личности и как один из основных внутренних факторов. От него
зависит психическое здоровье ребенка и форма его ума.
В эмоционально-волевой сфере личности есть два
тесно связанных элемента, один из которых — человеческие эмоции и чувства, а
другой — воля. Это характеристики, которые
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР 7
1.1 Особенности развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе 7
1.2 Задержка психического развития: понятие, классификация, симптомы 18
1.3 Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития 24
Вывод по 1 главе 30
Список литературы 32
Введение:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР 7
1.1 Особенности развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе 7
1.2 Задержка психического развития: понятие, классификация, симптомы 18
1.3 Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития 24
Вывод по 1 главе 30
Список литературы 32
Заключение:
Таким образом, эмоции, согласно П. Ильину, - психовегетативная рефлекторная реакция, базирующаяся на выражении субъективного (пристрастного) отношения человека в форме переживания к ситуации, ее исходу, либо событиям, которые предваряли данную ситуацию. Однако следует отметить, что данное определение и понимание эмоций является не единственным в современной науке. В настоящее время существует большое количество концепций функционирования и развития эмоциональной сферы человека. 
В онтогенезе развитие эмоциональной сферы начинается с самого раннего периода онтогенеза: эмоциональное общение с матерью является основной формой общения для него. Первая эмоциональная реакция – плач – является средством коммуникации, позволяя ребенку сигнализировать о своих потребностях. Постепенно формируется улыбка. Также знаковым периодом в формировании эмоциональной сферы является подростковый период развития, когда зачастую происходит перелом в формировании эмоциональной сферы человека, начинают формироваться высшие чувства. В целом совершенствование эмоциональной-сферы происходит на протяжении всей жизни субъекта. 
Задержка психического развития представляет собой особую форму нарушения психического развития ребенка. Современные исследователи называют несколько форм данного развития: конституционального, психогенного, соматогенного, церебрально-органического типа. Последний тип ЗПР характеризуется максимальной тяжестью и наиболее неблагоприятным прогнозом в плане коррекции. В качестве типичных признаков ЗПР выделяются нарушения умственного развития, нарушения поведения и формирования эмоциональной сферы. Как правило, это нарушения по типу замедленного развития, т. е. уровень сформированности выделенных показателей у ребенка соответствует более ранней стадии онтогенеза. 
Нарушения эмоционально-волевой сферы являются весьма значимым в структуре общего нарушения при ЗПР, более того, иногда именно нарушения такого типа являются доминирующими. Для детей данной категории являются характерными инфантилизм, неадекватность эмоциональных проявлений, чрезмерная эмоциональная бедность либо, напротив, крайняя интенсивность эмоциональных реакций, неумение контролировать собственные эмоциональные проявления. Изучение эмоциональной сферы детей с ЗПР является весьма важным по той причине, что эмоциональные состояния имеют огромное значение для эффективности обучения и воспитания таких детей. Эффективными методами развития и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР выступают средства арт-терапии и игротерапии.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР
1.1 Особенности развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе
Вопрос эмоционального развития личности изучался большим количеством зарубежных и отечественных исследователей, среди которых необходимо отметить Л.И. Божович, М.Э. Вайнер, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. 
С.Л. Рубинштейн сравнивал эмоции с восприятием: восприятие это процесс отражения состояния объекта, тогда как эмоции отражают состояние субъекта и его отношение к объекту.
А.Н. Леонтьев рассматривает эмоции как особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [14].
В.К. Вилюнас понимал эмоции как посредническое звено между потребностями и деятельностью. Он дифференцировал эмоции на две фундаментальные группы
1. Ведущие эмоции или переживания, окрашивающие в образе среды потребности и тем самым превращающие их в мотивы. Данные эмоции предваряют деятельность, отвечают за неё и в целом определяют направленность подобной деятельности. 
2. Ситуативные (производные от первых) — образуются процессе деятельности и являются проявлением отношения субъекта к данной деятельности, условиям ее реализации, а также к сложившимся или возможным интересам.
Е.П. Ильин на основе анализа существующих представлений об эмоциях выдвигает определенное интегрированное определение эмоций как психовегетативной рефлекторной реакции, основанной на выражении субъективного (пристрастного) отношения человека в форме переживания к ситуации, ее исходу, либо событиям, которые предваряли данную ситуацию. Это понимание указывает на роль эмоций в деятельности. Переживание не является целью поведения или деятельности человека, это сопутствующее состояние, отражающее отношение субъекта к объективно сложившейся ситуации, происходящим событиям [14].
Структура эмоциональных процессов представлена такими феноменами, как настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Наиболее мощными явлениями в представленной структуре являются аффекты – это эмоциональные реакции, которые характеризуются высокой интенсивностью, способностью тормозить все остальные психические процессы и кратковременностью их существования.
Настроение – это общее, устойчивое, неярко выраженное эмоциональное состояние, которое обеспечивает общую положительную или отрицательную окраску всем другим переживаниям и деятельности субъекта.
Эмоциональный стресс – это состояние, которое по интенсивности сходно с аффектами, однако по длительности протекания сходно с настроениями.
Чувства – это высшая форма существование эмоций, которая отражает устойчивое отношение субъекта к окружающим объектам и феноменам [30].
Также Е.П. Ильин обозначил характерные особенности эмоций, типичные только для них:
Эмоции – это реакция на ситуацию, а не на конкретный стимул;
Эмоции во многих случаях предваряют ситуацию, играя тем самым роль механизма предвидения значимости той ситуации, которая произойдет;
Эмоции представляют собой тонкую дифференцированию оценку ситуаций различного рода (тогда как, например, эмоциональное состояние позволяет проанализировать общий фон: «нравится – не нравится»);
Кроме того, что эмоции дают возможность оценить важность предстоящей ситуации, они также позволяют адекватно подготовится к ее наступлению, и соответственно, адекватно вести себя внутри ситуации;
Эмоции, пережитые в определенных ситуациях, позволяют зафиксировать положительный либо отрицательный опыт [14].
Функции эмоций в жизни человека также являлись предметом многочисленных исследований. Так Джон Дьюи приписывал эмоциям выполнение специфической сигнальной функции, которая позволяет субъекту осуществлять саморегуляцию поведения и деятельности организма на основании опознания значимости складывающейся ситуации. 
Этот вопрос изучали также Э. Клапаред, У. Пилзбари, Д. Рапапорт, Р. Шефер и др. На основании их исследований были выделены следующие функции эмоций:
Мотивационно-регулирующая функция. Она состоит в том, что эмоции способны мотивировать, стимулировать и направлять деятельность индивида. В некоторых ситуациях эмоции замещают собой мышление.
Коммуникативная функция эмоций состоит в том, что эмоции содержат в себе информацию о физическом и психическом состоянии субъекта. Благодаря пониманию данный информации существует возможность наладить продуктивное взаимодействие между субъектами, осуществлять успешную коммуникацию, даже если партнеры по общению принадлежат к разным культурам;
Сигнальная функция уже упоминалась ранее. Эмоции позволяют установить значимость той или иной ситуации для конкретного субъекта. Эмоционально-выразительные движения лица, тела сигнализируют о том, в каком состоянии находится конкретный субъект;
Защитная функция. Возникая как моментальная, быстрая реакция на ситуацию, эмоция помогает организму выбрать оптимальную стратегию поведения в опасной ситуации и защитить себя [34]. 
Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В качестве общепринятой принимается полярная дифференциация переживаний по знаку, где разграничиваются позитивные и негативные, иными словами, есть приятные и неприятные эмоциональные переживания. Именно подобное разграничение эмоций и чувств В.Н. Куликов и А.Г. Ковалев считают существенным для здоровья личности и ее деятельности. При этом позитивные (стенические) эмоции оказывают благоприятное воздействие на активную деятельность и функционирование субъекта. Соответственно, негативные (астенические) переживания детерминируют уменьшение способности к разумному мышлению, нарушают функционирование воли и восприятия [32].
По критерию интенсивности эмоции и чувства можно подразделять на слабые, умеренные и сильные, которые могут переходить друг в друга, меняя свою силу. Е.П. Ильин отмечает, что при дифференцировании эмоциональных переживаний по параметру интенсивности и глубины чаще всего используется линейный подход: на одном конце ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом - высокой интенсивности (аффекты).
В.Д. Небылицын предложил классифицировать эмоции в соответствии с тремя основными модальностями: радость, гнев, страх. Все другие эмоции следует считать их производными или сочетаниями. Существуют разногласия касательно отношения эмоции печали к основным модальностям. О.П Санникова считает эмоции «печали» и «радости» полярными проявлениями одной модальности эмоций, тогда как другие ученые, например, Л.М. Аболин, Н.М. Русалова, предполагают, что печаль следует выделять в как эмоцию отдельной модальности с характерными признаками [35]. 
Максимально разработанной, сосредоточенной на конкретных эмоциональных модальностях, считается «теория дифференциальных эмоций» К. Изарда, в которой он обозначает десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Современных ученых, которые исследовал соотношение чувств и эмоций, можно отнести к одному из четырех направлений. Первое направление идентифицирует чувства и эмоции; во втором чувства интерпретируются как один из типов эмоций (эмоциональных явлений); третье направление понимает чувства как родовое понятие, интегрирующее различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертое – дифференцирует чувства и эмоции [40].