Курсовая теория Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая теория на тему Эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава&nbsp1&nbspТеоретические&nbspосновы&nbspисследования&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspдошкольников&nbspс&nbspЗПР 7

1.1&nbspОсобенности&nbspразвития&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspв&nbspонтогенезе 7

1.2&nbspЗадержка&nbspпсихического&nbspразвития:&nbspпонятие,&nbspклассификация,&nbspсимптомы 18

1.3&nbspОсобенности&nbspразвития&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspдошкольников&nbspс&nbspзадержкой&nbspпсихического&nbspразвития 24

Вывод&nbspпо&nbsp1&nbspглаве 30

Список&nbspлитературы 32

  

Введение:

 

Введение 3

Глава&nbsp1&nbspТеоретические&nbspосновы&nbspисследования&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspдошкольников&nbspс&nbspЗПР 7

1.1&nbspОсобенности&nbspразвития&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspв&nbspонтогенезе 7

1.2&nbspЗадержка&nbspпсихического&nbspразвития:&nbspпонятие,&nbspклассификация,&nbspсимптомы 18

1.3&nbspОсобенности&nbspразвития&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspдошкольников&nbspс&nbspзадержкой&nbspпсихического&nbspразвития 24

Вывод&nbspпо&nbsp1&nbspглаве 30

Список&nbspлитературы 32

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким&nbspобразом,&nbspэмоции,&nbspсогласно&nbspП.&nbspИльину,&nbsp-&nbspпсиховегетативная&nbspрефлекторная&nbspреакция,&nbspбазирующаяся&nbspна&nbspвыражении&nbspсубъективного&nbsp(пристрастного)&nbspотношения&nbspчеловека&nbspв&nbspформе&nbspпереживания&nbspк&nbspситуации,&nbspее&nbspисходу,&nbspлибо&nbspсобытиям,&nbspкоторые&nbspпредваряли&nbspданную&nbspситуацию.&nbspОднако&nbspследует&nbspотметить,&nbspчто&nbspданное&nbspопределение&nbspи&nbspпонимание&nbspэмоций&nbspявляется&nbspне&nbspединственным&nbspв&nbspсовременной&nbspнауке.&nbspВ&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspсуществует&nbspбольшое&nbspколичество&nbspконцепций&nbspфункционирования&nbspи&nbspразвития&nbspэмоциональной&nbspсферы&nbspчеловека.&nbsp

В&nbspонтогенезе&nbspразвитие&nbspэмоциональной&nbspсферы&nbspначинается&nbspс&nbspсамого&nbspраннего&nbspпериода&nbspонтогенеза:&nbspэмоциональное&nbspобщение&nbspс&nbspматерью&nbspявляется&nbspосновной&nbspформой&nbspобщения&nbspдля&nbspнего.&nbspПервая&nbspэмоциональная&nbspреакция&nbsp–&nbspплач&nbsp–&nbspявляется&nbspсредством&nbspкоммуникации,&nbspпозволяя&nbspребенку&nbspсигнализировать&nbspо&nbspсвоих&nbspпотребностях.&nbspПостепенно&nbspформируется&nbspулыбка.&nbspТакже&nbspзнаковым&nbspпериодом&nbspв&nbspформировании&nbspэмоциональной&nbspсферы&nbspявляется&nbspподростковый&nbspпериод&nbspразвития,&nbspкогда&nbspзачастую&nbspпроисходит&nbspперелом&nbspв&nbspформировании&nbspэмоциональной&nbspсферы&nbspчеловека,&nbspначинают&nbspформироваться&nbspвысшие&nbspчувства.&nbspВ&nbspцелом&nbspсовершенствование&nbspэмоциональной-сферы&nbspпроисходит&nbspна&nbspпротяжении&nbspвсей&nbspжизни&nbspсубъекта.&nbsp

Задержка&nbspпсихического&nbspразвития&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspособую&nbspформу&nbspнарушения&nbspпсихического&nbspразвития&nbspребенка.&nbspСовременные&nbspисследователи&nbspназывают&nbspнесколько&nbspформ&nbspданного&nbspразвития:&nbspконституционального,&nbspпсихогенного,&nbspсоматогенного,&nbspцеребрально-органического&nbspтипа.&nbspПоследний&nbspтип&nbspЗПР&nbspхарактеризуется&nbspмаксимальной&nbspтяжестью&nbspи&nbspнаиболее&nbspнеблагоприятным&nbspпрогнозом&nbspв&nbspплане&nbspкоррекции.&nbspВ&nbspкачестве&nbspтипичных&nbspпризнаков&nbspЗПР&nbspвыделяются&nbspнарушения&nbspумственного&nbspразвития,&nbspнарушения&nbspповедения&nbspи&nbspформирования&nbspэмоциональной&nbspсферы.&nbspКак&nbspправило,&nbspэто&nbspнарушения&nbspпо&nbspтипу&nbspзамедленного&nbspразвития,&nbspт.&nbspе.&nbspуровень&nbspсформированности&nbspвыделенных&nbspпоказателей&nbspу&nbspребенка&nbspсоответствует&nbspболее&nbspранней&nbspстадии&nbspонтогенеза.&nbsp

Нарушения&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspявляются&nbspвесьма&nbspзначимым&nbspв&nbspструктуре&nbspобщего&nbspнарушения&nbspпри&nbspЗПР,&nbspболее&nbspтого,&nbspиногда&nbspименно&nbspнарушения&nbspтакого&nbspтипа&nbspявляются&nbspдоминирующими.&nbspДля&nbspдетей&nbspданной&nbspкатегории&nbspявляются&nbspхарактерными&nbspинфантилизм,&nbspнеадекватность&nbspэмоциональных&nbspпроявлений,&nbspчрезмерная&nbspэмоциональная&nbspбедность&nbspлибо,&nbspнапротив,&nbspкрайняя&nbspинтенсивность&nbspэмоциональных&nbspреакций,&nbspнеумение&nbspконтролировать&nbspсобственные&nbspэмоциональные&nbspпроявления.&nbspИзучение&nbspэмоциональной&nbspсферы&nbspдетей&nbspс&nbspЗПР&nbspявляется&nbspвесьма&nbspважным&nbspпо&nbspтой&nbspпричине,&nbspчто&nbspэмоциональные&nbspсостояния&nbspимеют&nbspогромное&nbspзначение&nbspдля&nbspэффективности&nbspобучения&nbspи&nbspвоспитания&nbspтаких&nbspдетей.&nbspЭффективными&nbspметодами&nbspразвития&nbspи&nbspкоррекции&nbspэмоциональной&nbspсферы&nbspдетей&nbspс&nbspЗПР&nbspвыступают&nbspсредства&nbspарт-терапии&nbspи&nbspигротерапии.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава&nbsp1&nbspТеоретические&nbspосновы&nbspисследования&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspдошкольников&nbspс&nbspЗПР

1.1&nbspОсобенности&nbspразвития&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspв&nbspонтогенезе

Вопрос&nbspэмоционального&nbspразвития&nbspличности&nbspизучался&nbspбольшим&nbspколичеством&nbspзарубежных&nbspи&nbspотечественных&nbspисследователей,&nbspсреди&nbspкоторых&nbspнеобходимо&nbspотметить&nbspЛ.И.&nbspБожович,&nbspМ.Э.&nbspВайнер,&nbspВ.К.&nbspВилюнас,&nbspА.Н.&nbspЛеонтьева,&nbspС.Л.&nbspРубинштейна&nbspи&nbspдр.&nbsp

С.Л.&nbspРубинштейн&nbspсравнивал&nbspэмоции&nbspс&nbspвосприятием:&nbspвосприятие&nbspэто&nbspпроцесс&nbspотражения&nbspсостояния&nbspобъекта,&nbspтогда&nbspкак&nbspэмоции&nbspотражают&nbspсостояние&nbspсубъекта&nbspи&nbspего&nbspотношение&nbspк&nbspобъекту.

А.Н.&nbspЛеонтьев&nbspрассматривает&nbspэмоции&nbspкак&nbspособый&nbspкласс&nbspпсихических&nbspпроцессов&nbspи&nbspсостояний,&nbspсвязанных&nbspс&nbspинстинктами,&nbspпотребностями&nbspи&nbspмотивами.&nbspЭмоции&nbspвыполняют&nbspфункцию&nbspрегулирования&nbspактивности&nbspсубъекта&nbspпутем&nbspотражения&nbspзначимости&nbspвнешних&nbspи&nbspвнутренних&nbspситуаций&nbspдля&nbspосуществления&nbspего&nbspжизнедеятельности&nbsp[14].

В.К.&nbspВилюнас&nbspпонимал&nbspэмоции&nbspкак&nbspпосредническое&nbspзвено&nbspмежду&nbspпотребностями&nbspи&nbspдеятельностью.&nbspОн&nbspдифференцировал&nbspэмоции&nbspна&nbspдве&nbspфундаментальные&nbspгруппы

1.&nbspВедущие&nbspэмоции&nbspили&nbspпереживания,&nbspокрашивающие&nbspв&nbspобразе&nbspсреды&nbspпотребности&nbspи&nbspтем&nbspсамым&nbspпревращающие&nbspих&nbspв&nbspмотивы.&nbspДанные&nbspэмоции&nbspпредваряют&nbspдеятельность,&nbspотвечают&nbspза&nbspнеё&nbspи&nbspв&nbspцелом&nbspопределяют&nbspнаправленность&nbspподобной&nbspдеятельности.&nbsp

2.&nbspСитуативные&nbsp(производные&nbspот&nbspпервых)&nbsp—&nbspобразуются&nbspпроцессе&nbspдеятельности&nbspи&nbspявляются&nbspпроявлением&nbspотношения&nbspсубъекта&nbspк&nbspданной&nbspдеятельности,&nbspусловиям&nbspее&nbspреализации,&nbspа&nbspтакже&nbspк&nbspсложившимся&nbspили&nbspвозможным&nbspинтересам.

Е.П.&nbspИльин&nbspна&nbspоснове&nbspанализа&nbspсуществующих&nbspпредставлений&nbspоб&nbspэмоциях&nbspвыдвигает&nbspопределенное&nbspинтегрированное&nbspопределение&nbspэмоций&nbspкак&nbspпсиховегетативной&nbspрефлекторной&nbspреакции,&nbspоснованной&nbspна&nbspвыражении&nbspсубъективного&nbsp(пристрастного)&nbspотношения&nbspчеловека&nbspв&nbspформе&nbspпереживания&nbspк&nbspситуации,&nbspее&nbspисходу,&nbspлибо&nbspсобытиям,&nbspкоторые&nbspпредваряли&nbspданную&nbspситуацию.&nbspЭто&nbspпонимание&nbspуказывает&nbspна&nbspроль&nbspэмоций&nbspв&nbspдеятельности.&nbspПереживание&nbspне&nbspявляется&nbspцелью&nbspповедения&nbspили&nbspдеятельности&nbspчеловека,&nbspэто&nbspсопутствующее&nbspсостояние,&nbspотражающее&nbspотношение&nbspсубъекта&nbspк&nbspобъективно&nbspсложившейся&nbspситуации,&nbspпроисходящим&nbspсобытиям&nbsp[14].

Структура&nbspэмоциональных&nbspпроцессов&nbspпредставлена&nbspтакими&nbspфеноменами,&nbspкак&nbspнастроения,&nbspчувства,&nbspаффекты,&nbspстрасти,&nbspстрессы.&nbspНаиболее&nbspмощными&nbspявлениями&nbspв&nbspпредставленной&nbspструктуре&nbspявляются&nbspаффекты&nbsp–&nbspэто&nbspэмоциональные&nbspреакции,&nbspкоторые&nbspхарактеризуются&nbspвысокой&nbspинтенсивностью,&nbspспособностью&nbspтормозить&nbspвсе&nbspостальные&nbspпсихические&nbspпроцессы&nbspи&nbspкратковременностью&nbspих&nbspсуществования.

Настроение&nbsp–&nbspэто&nbspобщее,&nbspустойчивое,&nbspнеярко&nbspвыраженное&nbspэмоциональное&nbspсостояние,&nbspкоторое&nbspобеспечивает&nbspобщую&nbspположительную&nbspили&nbspотрицательную&nbspокраску&nbspвсем&nbspдругим&nbspпереживаниям&nbspи&nbspдеятельности&nbspсубъекта.

Эмоциональный&nbspстресс&nbsp–&nbspэто&nbspсостояние,&nbspкоторое&nbspпо&nbspинтенсивности&nbspсходно&nbspс&nbspаффектами,&nbspоднако&nbspпо&nbspдлительности&nbspпротекания&nbspсходно&nbspс&nbspнастроениями.

Чувства&nbsp–&nbspэто&nbspвысшая&nbspформа&nbspсуществование&nbspэмоций,&nbspкоторая&nbspотражает&nbspустойчивое&nbspотношение&nbspсубъекта&nbspк&nbspокружающим&nbspобъектам&nbspи&nbspфеноменам&nbsp[30].

Также&nbspЕ.П.&nbspИльин&nbspобозначил&nbspхарактерные&nbspособенности&nbspэмоций,&nbspтипичные&nbspтолько&nbspдля&nbspних:

Эмоции&nbsp–&nbspэто&nbspреакция&nbspна&nbspситуацию,&nbspа&nbspне&nbspна&nbspконкретный&nbspстимул;

Эмоции&nbspво&nbspмногих&nbspслучаях&nbspпредваряют&nbspситуацию,&nbspиграя&nbspтем&nbspсамым&nbspроль&nbspмеханизма&nbspпредвидения&nbspзначимости&nbspтой&nbspситуации,&nbspкоторая&nbspпроизойдет;

Эмоции&nbspпредставляют&nbspсобой&nbspтонкую&nbspдифференцированию&nbspоценку&nbspситуаций&nbspразличного&nbspрода&nbsp(тогда&nbspкак,&nbspнапример,&nbspэмоциональное&nbspсостояние&nbspпозволяет&nbspпроанализировать&nbspобщий&nbspфон:&nbsp«нравится&nbsp–&nbspне&nbspнравится»);

Кроме&nbspтого,&nbspчто&nbspэмоции&nbspдают&nbspвозможность&nbspоценить&nbspважность&nbspпредстоящей&nbspситуации,&nbspони&nbspтакже&nbspпозволяют&nbspадекватно&nbspподготовится&nbspк&nbspее&nbspнаступлению,&nbspи&nbspсоответственно,&nbspадекватно&nbspвести&nbspсебя&nbspвнутри&nbspситуации;

Эмоции,&nbspпережитые&nbspв&nbspопределенных&nbspситуациях,&nbspпозволяют&nbspзафиксировать&nbspположительный&nbspлибо&nbspотрицательный&nbspопыт&nbsp[14].

Функции&nbspэмоций&nbspв&nbspжизни&nbspчеловека&nbspтакже&nbspявлялись&nbspпредметом&nbspмногочисленных&nbspисследований.&nbspТак&nbspДжон&nbspДьюи&nbspприписывал&nbspэмоциям&nbspвыполнение&nbspспецифической&nbspсигнальной&nbspфункции,&nbspкоторая&nbspпозволяет&nbspсубъекту&nbspосуществлять&nbspсаморегуляцию&nbspповедения&nbspи&nbspдеятельности&nbspорганизма&nbspна&nbspосновании&nbspопознания&nbspзначимости&nbspскладывающейся&nbspситуации.&nbsp

Этот&nbspвопрос&nbspизучали&nbspтакже&nbspЭ.&nbspКлапаред,&nbspУ.&nbspПилзбари,&nbspД.&nbspРапапорт,&nbspР.&nbspШефер&nbspи&nbspдр.&nbspНа&nbspосновании&nbspих&nbspисследований&nbspбыли&nbspвыделены&nbspследующие&nbspфункции&nbspэмоций:

Мотивационно-регулирующая&nbspфункция.&nbspОна&nbspсостоит&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspэмоции&nbspспособны&nbspмотивировать,&nbspстимулировать&nbspи&nbspнаправлять&nbspдеятельность&nbspиндивида.&nbspВ&nbspнекоторых&nbspситуациях&nbspэмоции&nbspзамещают&nbspсобой&nbspмышление.

Коммуникативная&nbspфункция&nbspэмоций&nbspсостоит&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspэмоции&nbspсодержат&nbspв&nbspсебе&nbspинформацию&nbspо&nbspфизическом&nbspи&nbspпсихическом&nbspсостоянии&nbspсубъекта.&nbspБлагодаря&nbspпониманию&nbspданный&nbspинформации&nbspсуществует&nbspвозможность&nbspналадить&nbspпродуктивное&nbspвзаимодействие&nbspмежду&nbspсубъектами,&nbspосуществлять&nbspуспешную&nbspкоммуникацию,&nbspдаже&nbspесли&nbspпартнеры&nbspпо&nbspобщению&nbspпринадлежат&nbspк&nbspразным&nbspкультурам;

Сигнальная&nbspфункция&nbspуже&nbspупоминалась&nbspранее.&nbspЭмоции&nbspпозволяют&nbspустановить&nbspзначимость&nbspтой&nbspили&nbspиной&nbspситуации&nbspдля&nbspконкретного&nbspсубъекта.&nbspЭмоционально-выразительные&nbspдвижения&nbspлица,&nbspтела&nbspсигнализируют&nbspо&nbspтом,&nbspв&nbspкаком&nbspсостоянии&nbspнаходится&nbspконкретный&nbspсубъект;

Защитная&nbspфункция.&nbspВозникая&nbspкак&nbspмоментальная,&nbspбыстрая&nbspреакция&nbspна&nbspситуацию,&nbspэмоция&nbspпомогает&nbspорганизму&nbspвыбрать&nbspоптимальную&nbspстратегию&nbspповедения&nbspв&nbspопасной&nbspситуации&nbspи&nbspзащитить&nbspсебя&nbsp[34].&nbsp

Следует&nbspотметить,&nbspчто&nbspнеоднократно&nbspпредпринимались&nbspпопытки&nbspвыделить&nbspосновные,&nbsp«фундаментальные»&nbspэмоции.&nbspВ&nbspкачестве&nbspобщепринятой&nbspпринимается&nbspполярная&nbspдифференциация&nbspпереживаний&nbspпо&nbspзнаку,&nbspгде&nbspразграничиваются&nbspпозитивные&nbspи&nbspнегативные,&nbspиными&nbspсловами,&nbspесть&nbspприятные&nbspи&nbspнеприятные&nbspэмоциональные&nbspпереживания.&nbspИменно&nbspподобное&nbspразграничение&nbspэмоций&nbspи&nbspчувств&nbspВ.Н.&nbspКуликов&nbspи&nbspА.Г.&nbspКовалев&nbspсчитают&nbspсущественным&nbspдля&nbspздоровья&nbspличности&nbspи&nbspее&nbspдеятельности.&nbspПри&nbspэтом&nbspпозитивные&nbsp(стенические)&nbspэмоции&nbspоказывают&nbspблагоприятное&nbspвоздействие&nbspна&nbspактивную&nbspдеятельность&nbspи&nbspфункционирование&nbspсубъекта.&nbspСоответственно,&nbspнегативные&nbsp(астенические)&nbspпереживания&nbspдетерминируют&nbspуменьшение&nbspспособности&nbspк&nbspразумному&nbspмышлению,&nbspнарушают&nbspфункционирование&nbspволи&nbspи&nbspвосприятия&nbsp[32].

По&nbspкритерию&nbspинтенсивности&nbspэмоции&nbspи&nbspчувства&nbspможно&nbspподразделять&nbspна&nbspслабые,&nbspумеренные&nbspи&nbspсильные,&nbspкоторые&nbspмогут&nbspпереходить&nbspдруг&nbspв&nbspдруга,&nbspменяя&nbspсвою&nbspсилу.&nbspЕ.П.&nbspИльин&nbspотмечает,&nbspчто&nbspпри&nbspдифференцировании&nbspэмоциональных&nbspпереживаний&nbspпо&nbspпараметру&nbspинтенсивности&nbspи&nbspглубины&nbspчаще&nbspвсего&nbspиспользуется&nbspлинейный&nbspподход:&nbspна&nbspодном&nbspконце&nbspряда&nbspнаходятся&nbspэмоции&nbspнизкой&nbspинтенсивности&nbsp(настроение),&nbspна&nbspдругом&nbsp-&nbspвысокой&nbspинтенсивности&nbsp(аффекты).

В.Д.&nbspНебылицын&nbspпредложил&nbspклассифицировать&nbspэмоции&nbspв&nbspсоответствии&nbspс&nbspтремя&nbspосновными&nbspмодальностями:&nbspрадость,&nbspгнев,&nbspстрах.&nbspВсе&nbspдругие&nbspэмоции&nbspследует&nbspсчитать&nbspих&nbspпроизводными&nbspили&nbspсочетаниями.&nbspСуществуют&nbspразногласия&nbspкасательно&nbspотношения&nbspэмоции&nbspпечали&nbspк&nbspосновным&nbspмодальностям.&nbspО.П&nbspСанникова&nbspсчитает&nbspэмоции&nbsp«печали»&nbspи&nbsp«радости»&nbspполярными&nbspпроявлениями&nbspодной&nbspмодальности&nbspэмоций,&nbspтогда&nbspкак&nbspдругие&nbspученые,&nbspнапример,&nbspЛ.М.&nbspАболин,&nbspН.М.&nbspРусалова,&nbspпредполагают,&nbspчто&nbspпечаль&nbspследует&nbspвыделять&nbspв&nbspкак&nbspэмоцию&nbspотдельной&nbspмодальности&nbspс&nbspхарактерными&nbspпризнаками&nbsp[35].&nbsp

Максимально&nbspразработанной,&nbspсосредоточенной&nbspна&nbspконкретных&nbspэмоциональных&nbspмодальностях,&nbspсчитается&nbsp«теория&nbspдифференциальных&nbspэмоций»&nbspК.&nbspИзарда,&nbspв&nbspкоторой&nbspон&nbspобозначает&nbspдесять&nbspфундаментальных&nbspэмоций:&nbspинтерес,&nbspрадость,&nbspудивление,&nbspпечаль,&nbspгнев,&nbspотвращение,&nbspпрезрение,&nbspстрах,&nbspстыд,&nbspвина.

Современных&nbspученых,&nbspкоторые&nbspисследовал&nbspсоотношение&nbspчувств&nbspи&nbspэмоций,&nbspможно&nbspотнести&nbspк&nbspодному&nbspиз&nbspчетырех&nbspнаправлений.&nbspПервое&nbspнаправление&nbspидентифицирует&nbspчувства&nbspи&nbspэмоции;&nbspво&nbspвтором&nbspчувства&nbspинтерпретируются&nbspкак&nbspодин&nbspиз&nbspтипов&nbspэмоций&nbsp(эмоциональных&nbspявлений);&nbspтретье&nbspнаправление&nbspпонимает&nbspчувства&nbspкак&nbspродовое&nbspпонятие,&nbspинтегрирующее&nbspразличные&nbspвиды&nbspэмоций&nbspкак&nbspформы&nbspпереживания&nbspчувств&nbsp(эмоции,&nbspаффекты,&nbspнастроения,&nbspстрасти&nbspи&nbspсобственно&nbspчувства);&nbspчетвертое&nbsp–&nbspдифференцирует&nbspчувства&nbspи&nbspэмоции&nbsp[40].&nbsp

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы