Лингвистика-стилистика Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Эмоционально-экспрессивный модус языковых единиц в современной сатирической поэзии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКСПРЕССИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ 6
1.1. Современные подходы к изучению экспрессивной лексики 6
1.2. Оценочная лексика в художественном произведении 13
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТОСФЕРА ЭКСПРЕССИВНОСТИ В ЛИРИКЕ Д. ПРИГОВА 21
2.1. Закономерности создания экспрессивного эффекта в современной сатирической поэзии 21
2.2. Колористика как основа экспрессивной составляющей сатирической поэзии Дмитрия Пригова 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы определяется ее согласованием с общей направленностью современных литературоведческих исследований на углубленное изучение функционирования средств формирования образности в рамках художественного произведения.
Эмоции неоднократно привлекали к себе внимание лингвистов. С лингвокультурологической точки зрения исследования эмоциональной лексики принадлежат А. А. Зализняку, С. Г. Воркачеву, В. А. Масловой, Ю. Ю. Шамаеву. Несмотря на наличие определенных достижений, вопрос о том, как называть невербальные компоненты коммуникации, обозначающие эмоциональные состояния, взаимодействие между вербальными и невербальными средствами их обозначения, является актуальным в лингвистическом дискурсе.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные лингвистические исследования направлены на то, чтобы устанавливать особенности поведения коммуниканта в речи, руководствуясь его эмоциональными состояниями.
Учитывая это, очень важно изучить вопрос и исследовать прагматическую значимость, которую имеет репертуар средств, с помощью которых в языке обозначаются эмоции, провести анализ того, как соотносятся вербальные и невербальные средства, которые актуализируют эмоциональные состояния, прибегая к эмотиологическим и прагмалингвистическим позициям.
В художественных произведениях эти средства являются характеристиками персонажа и в своей совокупности образуют словесно-художественные портреты, которые служат основным средством раскрытия образов этих персонажей. Стереотипизация представляет собой обобщение объектов реальности, характеризующееся стандартностью, канонической образов. Процесс стереотипизации выполняет интегрирующую функцию, синтезируя предметный и функциональный смысл, семантическую и оценочную, прагматическую и эстетическую направленность произведения художественной литературы, который может рассматриваться как определенная информационная система. Эта система не только предоставляет достоверность явлениям действительности, которая отображается, но и представляет собой реализацию канона соответствующего вида коммуникативной деятельности автора по созданию произведения, конструкции его образов. То есть авторское оценочное отношение к образу персонажа, формирует определенную модель, схему литературного воплощения этого персонажа. Так что в художественном тексте реализуется осознанный тщательный подбор средств характеристики персонажа. Организация материала описаний и ее использование в произведении зависят от конкретной цели писателя, которая тесно связана с сущностью образа действующего лица.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить ключевые механизмы формирования экспрессивности в современной сатирической поэзии (на примере лирики Д. Пригова). Поставленная общая цель обуславливает поэтапное решение следующих задач:
1. Рассмотреть современные подходы к изучению экспрессивной лексики;
2. Охарактеризовать функциональность оценочной лексики в художественном произведении;
3. Выделить закономерности создания экспрессивного эффекта в современной сатирической поэзии;
4. Проанализировать функциональность колористики в формировании экспрессивного эффекта в сатирической поэзии Д. Пригова.
Объектом исследования являются средства создания экспрессивности в художественном тексте.
Предмет исследования – функциональность средств создания экспрессивности в сатирической поэзии Д. Пригова.
Методика исследования носит комплексный характер: аналитический или описательный метод используется при идентификации жанровых доминант и описании их основных признаков; количественный метод и метод компонентного анализа – для определения объективных показателей исследуемого явления, сравнительный (компаративный) метод – для сопоставления характера формирования экспрессивности в различных эстетических системах.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования полученных результатов в курсе лекций и семинарских занятий по литературоведению, специальных курсов, посвященных творчеству Д. Пригова и концептуалистов.
Структура исследования соответствует его целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одним из главных различий концепта и значения является их внутренний объем, содержание. Значение – семантическая единица , элемент совокупности, системы значений определенного слова. Значение состоит из сравнительно небольшого набора семантических признаков (сем), общеизвестных для данной социальной группы и связанных с соответствующей звуковой оболочкой (лексемой).
Концепт в сфере литературоведения можно определить как единицу сознания поэта-писателя, представленную в художественном произведении или множестве произведений и выражающую индивидуально-авторское понимание сущности предметов и явлений. Также концепт является воплощение и культурных и этнических единиц сознания определенного социума.
Для термина «концепт» характерна значительная закрепленность в аппарате понятий современной гуманитаристики. Однако каждая из попыток изучения данной категории приводит к возникновению противоречивых взглядов относительно ее сущности. Среди исследователей на данный момент нет единства относительно того, как должен содержательно наполняться и структурно организоваться концепт, как именно следует изучать данные единицы, а также каким образом они взаимодействуют с иными единицами, представляющими гуманитарное знание. Теоретико-интеграционная природа концепта порождает множество дискуссий о том, как именно должны определяться смысловые границы концепта, что приводит к тому, что данный феномен определяют как интердисциплинарный. Для того, чтобы подтвердить, что концепт правомерно использовать в качестве литературоведческого термина, необходимо определить, на чем основано изучение исследуемого явления в литературоведении, выделить его признаки, которые являются основополагающими и конститутивными.
В стихотворных произведениях Дмитрия Пригова очень важной является цветовая экспрессивность. Употребление определений, предикатов и объектов с колористическим значением представляет собой необходимое условие экспрессии художественного образа. Так, в стихах Пригова упоминаются белый, черный, золотой, красный, синий цвета.
Входящий в колористическую концептосферу произведений Дмитрия Пригова белый цвет выполняет в ее составе следующие функции. Преимущественно данный колористический концепт может быть соотнесен с чистотой, девственностью и наивностью людей и их помыслов. Не менее важным является соотносимость указанного цветового концепта и с концептом «смерть», в частности, определение человеческой кожи именно как «мертвенно белой».
В стихотворных произведениях Дмитрия Пригова семантика синего цвета представлена такими направлениями: холодность изображаемого; мундир представителя власти; глубина цвета глаз.
Чернота в концептосфере поэзии Д. Пригова зачастую обозначает негативную семантику, связанную с болезнями, оказываемым на лирического героя давлением.
Красный цвет является важной составляющей колористической концептосферы лирики Дмитрия Пригова. Чаще всего этот цвет ассоциируется с кровью, следовательно, насилием. Реже он обозначает красоту описываемых явлений.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЭКСПРЕССИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Современные подходы к изучению экспрессивной лексики
Интерес к проблеме экспрессивности объясняется вниманием к языковой личности, а точнее, к описанию языка как средства воздействия на языковую личность, на ее поведение и внутреннюю духовную деятельность. Как следствие, основной функцией экспрессивности является усиление воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности реципиента. Она обладает способностью выражать всевозможные отношения, связывающие обозначения действительности с эмоциональным в своей основе восприятием действительности и стремлением передать это восприятие реципиенту, влияя на его деятельность с той или иной целью. Экспрессивность меняет эмоциональное состояние носителя языка, влияя, таким образом, на его целенаправленную деятельность [1].
Основоположником современных концепций экспрессивности речи является Ш. Балли. В основе его исследования экспрессивность находится в сфере проблематики стилистики. И это — не случайно, поскольку в центре внимания стилистики всегда были закономерности выбора средств, способных удовлетворить определенные социально-ролевые или эмоционально-окрашенные потребности говорящего как субъекта речи [9, c. 231].
Под понятием экспрессивности понимают совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают ее способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи [8, c. 71].
Многие ученые отождествляют понятие экспрессивности с выраженностью (в переводе с латинского expressio — выражение, ехpresso — четко произношу, изображаю). Ряд работ определяет экспрессивность как одно из средств усиления выразительности, усиления выразительности, изобразительности, увеличение влиятельной силы выраженного, как интенсификацию выразительности, придание ему особой психологически мотивированной возвышенности, «особую и нарочитую выразительность», как «построение речи, наилучшим образом реализующее цели и задачи общения и достигающее эффективности этого общения [10, c. 108], как выразительно-изобразительные качества речи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы