Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Эмоциональная созависимость в парах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Теоретический анализ проблемы созависимости 4
1.1. Общее представление и созависимости. 4
1.2. Признаки и особенности проявления созависимого поведения в супружеских парах 9
1.3. Социализация зависимой личности 11
Заключение 17
Список использованных источников 19

  

Введение:

 

Современные исследования в области семейной психотерапии, аддиктивной психологии, теории развития позволили определить суть межличностных конфликтов в паре под другим углом зрения. Причиной развития дисфункциональных отношений оказалось явление, названное «Созависимостью». В связи с широкой распространенностью этого явления, важность дальнейшего исследования аспектов данной проблемы вполне очевидна.
Проблема созависимости приобретает все большую актуальность в связи с расширением и углублением масштабов различных видов аддикций. Однако созависимость еще недостаточно изучена в мире, в том числе и в России. Феномен редко упоминается как непосредственный объект психотерапевтических практик, хотя специалистами обосновываются подходы к психотерапии данной категории лиц. В то же время в психологии созависимость не классифицируется как самостоятельная нозология, а трактуется только как сложное личностное расстройство. Исследование вопросов динамики развития созависимости остаются фундаментальными задачами психологической науки. Их решение открывает новые возможности для совершенствования социально-психологического моделирования и обоснования эффективной психологической работы.
Психологические границы личности — собственная психологическая территория, состоящая из тела, чувств, мыслей, потребностей, убеждений и желаний личности. Исследователи проблемы созависимости утверждают (Берри и Дженни Уайнхольд, С. Даулинг, С.Д. Москоленко, Е.В. Емельянов), что большинство созависимых личностей слабо осознают свои психологические границы и практически не имеют навыков в их определении и защите. В основе выявленной проблематики лежит недостаточная дифференциация «образа Я», ведь созависимые лица не имеют четких представлений о собственных желания, потребностях и чувствах, поэтому возможность адекватного выражения и реализации в паре затруднены.
Суть проблемы заключается именно в том, что понимание фундаментальных принципов становления феномена созависимости, а также выявления причин, характера и последствий структурных изменений личности способствует усилению адаптивности индивида, его личностных границ, автономии и индивидуальности.
Актуальность данной проблемы никогда не пропадёт, пока существует человеческий вид, потому как основа этого вида, семья. В семье закладываются основные принципы жизни и насколько здоров сам институт семьи, настолько здоровое общество нас окружает.
Объектом исследования: психологические особенности межличностного взаимодействия в созависимых отношениях в паре.
Предмет исследования: психологические особенности границ личности в созависимых отношениях в паре.
Цель исследования заключается в исследовании психологических особенностей границ личности в созависимых отношениях в паре.
Гипотеза исследования. В основу нашего исследования было положено гипотезу о том, что в созависимых отношениях в паре образ себя и партнера реальный и идеальный существенно отличается в содержательном плане.
Для решения поставленной задачи исследования был использован метод теоретического анализа научной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

У созависимых личностей, находящихся в отношениях зависимой любви, более выражены склонность к подчинению и к избеганию чувства вины, у них также более высокий уровень тревожности и напряженности, более высокий уровень самокритики и более низкий уровень артистичности. Высокая тревожность, напряженность и склонность к самокритике связанные со склонностью личностей, находящихся в отношениях зависимой любви, контролировать свои гедонистические импульсы, сдерживать их проявление.
 Таким образом, личности, которые вступают в отношения зависимой любви, стремятся перекладывать ответственность на других; у них внешний локус контроля и регуляция собственного поведения осуществляется не за счет зрелых механизмов Эго, а за счет инфантильных механизмов подавления
 гедонистических проявлений (очевидно, связанных со структурой Супер-Эго).
Лица с высоким уровнем созависимой модели поведения испытывают:
• психическое напряжение от неуверенности в себе,
• уныние, 
• Неуверенность в собственных силах, 
• зависимость от людей,
• ощущение пребывания в ловушке унижающих, контролирующих взаимоотношений.
Для того, чтобы почувствовать, что у них все хорошо, им необходимо постоянно удовлетворять потребность в одобрении, реализовывать ожидания поддержки.  Они переживают бессилие в изменениях тех особенностей общения с партнером, которые им не нравятся. Для снятия или ослабления психического напряжения, отвлечения от переживаний подавляют, они склонны обращаться к внешним стимуляторам, испытывают труд выстраивания собственного психологического пространства, его границ.
Большинство женщин и мужчин не пытаются скрывать обычные страхи, беспокойства или свою неуверенность.  Они стараются хорошо выглядеть в своих глазах и в глазах партнеров, не всегда требуют быть «правыми», испытывают недостаток доверия со стороны близкого человека и беспокойства при установлении близких, доверительных отношений.
 Результаты исследований подтверждают данные источников научной литературы, созависимым людям свойственно: отрицание, страх, тревога, стыд, вина, перфекционизм, навязчивые мысли, неумение соблюдать
 границы личности, склонность к манипулированию, ригидность.
 Исследование проблемы созависимости значимы для психологов, потому что данный вопрос требует более основательного теоретического изучения.
В преодолении созависимости люди нуждаются в профессиональной помощи, в том числе социально-психологической, предоставление которой происходит в форме индивидуальной или групповой работы.  Поэтому важным направлением профессиональной помощи является социально-психологическая работа с созависимостью.  Задачей психолога в помощи созависимым женщинам возможность заново выстроить свои отношения с собой, научиться чувствовать эмоции, переживания, осознавать и выражать свои потребности и желания, чувствовать комфортную дистанцию с другими и уметь отстаивать свои границы.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

В современной психологии существует несколько подходов к объяснению феномена созависимости. Но сих пор не создана исчерпывающая и убедительная концепция его возникновения и развития. Отсутствие единого теоретического подхода приводит к тому, что основное внимание исследователей сосредоточено на изучении отдельных аспектов развития созависимого поведения.
Психологическая составляющая созависимости, по нашему мнению, отражена в определениях Wegscheider — Crus и R. Subby, которые понимают созависимость как особенное психическое состояние. Так, R. Subby, в 1984 г. предложил определение созависимости – это «эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате длительного воздействия угнетающих правил, которые препятствовали открытому проявлению чувств и обсуждению личностных и межличностных проблем» [23, с. 31-44].
Тогда как, Wegscheider S.-Круз, расширил данное определение: «созависимость – это специфическое состояние, которое характеризуется сильной озабоченностью, а также крайней эмоциональной, социальной, а иногда и физической зависимостью от человека или предмета. В конечном счете, такая зависимость от другого человека становится патологическим состоянием, влияющим на все отношения созависимой личности» [24, с.14].
В современной психологии сформировались два основных подхода к изучению созависимости: медицинский и эволюционный. Авторы медицинского подхода (Н. Битти, В.Д. Москаленко, А.А. Шорохова) рассматривают созависимость как первичное стойкое, наследственное и прогрессирующее заболевание, которое не поддается терапии. В эволюционном подходе (Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд) созависимость является психологическим расстройством, в результате незавершенности одной из стадий развития в раннем детстве (в возрасте 2-3 лет) – стадии установления психологической автономии. Сторонники данного подхода установили, что наличие собственного «Я» позволяет находиться в близких отношениях с другими людьми, не теряя себя как личность.
Воспитание в дисфункциональной семье формирует психологические особенности, которые составляют почву созависимости. Современные авторы подчеркивают значение безусловной любви и принятия в воспитании гармоничной личности ребенка, поэтому именно отсутствие подлинной родительской любви, особенно в раннем детстве в период формирования базового доверия, способствует появлению «эмоционального голода». Во взрослом возрасте такая личность будет стремиться удовлетворить нехватку любви или в значимых близких отношениях, посягая на автономию другого, или вставая на путь алкогольной, табачной, наркотической и других видов зависимостей, которые приносят чувства счастья, но лишь на короткое время [1].
Созависимость – это нарушение личности, связанное с необходимостью чрезмерного контроля ситуации, чтобы избежать неблагоприятных последствий; невнимании к своим собственным нуждам; нарушение границ в области интимных и духовных взаимоотношений; слияние всех интересов с дисфункциональным лицом [4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы