Основы коммуникаций Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему Эмоциональная коммуникация в межличностном деловом взаимодействии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ  2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ   5

1. 1. Виды
и формы межличностной деловой коммуникации  5

1.2. Эмоциональное взаимодействие как основа коммуникации  10

ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ДЕЛОВОЙ
КОММУНИКАЦИИ   15

2. 1. Особенности делового межличностного общения  15

2. 2. Эмоциональная составляющая делового общения  19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  24

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В последнее время вопросы построения гармоничной команды с
комфортными условиями работы ставятся все чаще перед исследователями и
предпринимателями.

Общение, осознанное и оформленное
речью, специфическая деятельность человека. Личность актуализируется в общении,
оно происходит во всех сферах человеческой жизни и деятельности.  Выделяют разные виды коммуникации, которые
характеризуются разными целями, содержанием и формами.

Одним из основных видов коммуникации
является деловое общение. У этой сферы общения существуют строгие и формально
определенные правила поведения, во многом определяющие успешность трудовой
деятельности личности
этика делового общения.

Она основывается на таких правилах и
нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию
сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих
правил и норм
укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих
намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Общаясь в
деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником или коллегами,
каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти правила.

Казалось бы, деловое общение наиболее формально
определенная сфера общения, в которой нет места эмоциональности. Но во многом
успешность трудовой деятельности зависит от того, какова атмосфера в
коллективе, как подчиненные относятся к начальству, насколько они способны
взаимодействовать при решении различных проблем, какие типы темперамента и
эмоциональные типы объединяются в одном коллективе.

Культура взаимоотношений состоит из
“совокупности эмоциональных и духовных качеств личности”[1], а без общей культуры общения
невозможно овладеть культурой делового общения. Для обеспечения высокого уровня
общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения,
основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в
процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и
даже конфликтная ситуация из-за эмоциональной составляющей общения.

Степень научной разработанности.
Проблема недостаточно разработана, так как в многочисленных учебных пособиях по
деловому общению трудно найти упоминания о его эмоциональной составляющей. Э.
Клапаред еще в начале
XX века писал о том, что изучение эмоциональной жизни человека
наиболее трудная психологическая проблема, в ней присутствуют самые
значительные расхождения между психологами[2].
В отечественной психологии полное описание достижений психологии в изучении
эмоций дает Е. П. Ильин в своем труде «Эмоции и чувства». Так как эмоции
являются неотъемлемой частью жизни человека, они играют роль и в нормативной
деловой коммуникации. Этот вид общения вызывает интерес у ученых, это
подтверждается наличием соответствующих дисциплин в вузах и появлением
современных учебных пособий на эту тему.

Теоретико-методологическая основа
работы: исследования психологов Р. С. Немова, М. И. Еникеева, учебные пособия
по деловому общению и социальной коммуникации под авторством М. Б. Жернаковой,
Л. И. Чернышова.

Гипотеза исследования: развитие
эмоциональных отношений и личностного восприятия всех проблем деятельности
трудового коллектива способствует успешности его деятельности.

Объект курсовой работы — межличностное деловое
взаимодействие

Предмет исследования — эмоциональная
коммуникация

Цель исследования состоит в выявлении
значения эмоционального взаимодействия в деловых отношениях.

Для достижения поставленной цели
необходимо выполнить ряд задач:

               
ознакомиться
с теоретической литературой по теме;

               
определить
место делового общения в общей системе социальной коммуникации;

               
проанализировать
основные принципы делового этикета;

               
выявить
психологические аспекты эмоциональной жизни личности;

               
определить
эмоциональную составляющую делового общения.

Практическая значимость работы
состоит в том, что рассмотрение особенностей эмоциональной коммуникации в
деловом общении может способствовать формированию научно обоснованных путей
развития эмпатии и эмоционального восприятия общего дела у сотрудников одного
коллектива.

Курсовая работа состоит из введения,
двух глав и заключения.



[1]
Мусинов А.А., Пятикопова А.Г. Особенности формирования культуры взаимоотношений
в педагогическом коллективе общеобразовательной организации // Диалог культур и
толерантность общения: сборник статей по материалам III межрегиональной
студенческой научно-практической конференции, 2017. С. 239-243.

[2] Ильин Е. П. Эмоции
и чувства. — СПб: Питер, 2001. — С. 10.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Коммуникация строится на объединении
двух элементов: информирование и взаимодействие. Информирование — это тот объем информации,
который подлежит передаче от одного лица другому, то есть реализация содержания
общения. Взаимодействие — это более сложная категория, в нее входит
сотрудничество и доверие. Успешность коммуникации зависит от соединения этих
двух элементов. При этом взаимодействие основано на переживаемых эмоциях от
общения, от сотрудничества и доверия в процессе выполнения совместной
деятельности. Это важно и в деловом общении.

Деловое общение — это сфера
регламентированных отношений, в которой учитывается социальная роль
коммуникантов, их статус в трудовых отношениях, нормы поведения в организации.
Данный вид коммуникации подробно рассматривается во второй главе настоящей
работы. Общие положения делового общения описаны в деловом этикете.

Он
устанавливает такие правила, которые делают коммуникацию легкой и комфортной.
Эти правила сводятся к тому, чтобы не доставить собеседнику дискомфорта, даже
если он не прав или ошибся. Правила эти основываются на взаимоуважении и
принятии, поэтому развитие эмоционального взаимодействия в коллективе, его
сплочение, повышение общей культуры личности способствует успеху деятельности.

В последние десятилетия
эмоциональное взаимодействие в деловых отношениях интересует исследователей и
бизнесменов гораздо больше, чем раньше. Предприниматели начали понимать, что
трудовые отношения выходят на новый уровень тогда, когда каждый их участник
принимает общее дело, как свое собственное, переживает его эмоционально. Этим
объясняется популярность так называемого тимбилдинга.

Руководство организацией требует и
мероприятий по установление положительной эмоциональной атмосферы в коллективе:
создание условий для активизации совместной деятельности сотрудников,
выстраивание отношений с подчиненными на основе взаимоуважения,
совершенствование условий труда, мероприятия по совершенствованию
продуктивности сотрудников, их сплочению, повышению их квалификации и
эмоционального взаимодействия в коллективе.

Работа с сотрудниками
предусматривает различные тренинги, нерабочие мероприятия, совместную деятельность,
поддержание гармоничных отношений, учет эмоциональных типов. Деловые отношения
должны строиться на основе положительных эмоций, неравнодушия к коллегам и к
общему делу.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1.
1. Виды и формы межличностной
деловой коммуникации

 

Коммуникационная деятельность
разнообразна по своему содержанию и имеет различные проявления взаимодействия
между людьми. Определений общения существует множество, одно из самых общих и
емких дает психолог Б. Г. Мещеряков, считая, что это “целенаправленный процесс
передачи при помощи языка (языкового кода) некоторого мысленного содержания”[1].

С точки зрения нашего исследования
уместно будет использовать определение, касающееся теории деловой коммуникации:
“процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями
совместной деятельности”[2]

Следует сказать, что в данной
работе, вслед за авторами учебников по деловым коммуникациям[3], мы
понимаем термины “общение” и “коммуникация” как синонимы.

Общение свойственно всем живым
существам в разных формах, но только человек способен осознавать и осуществлять
коммуникацию в речевой форме.

Общение всегда имеет цель и
содержание. Цель общения — это тот результат, на который рассчитывает
говорящий, осуществляя свое коммуникативное намерение. Содержание общения — это
информация, которая в межличностном общении передается от одного индивида
другому[4].

Коммуникация делится, в первую
очередь, на два типа: вербальная и невербальная. Вербальная

Общение может происходить
непосредственно или опосредованно, в зависимости от способа общения. В
непосредственном общении два индивида коммуницируют друг с другом, воспринимая
невербальные и вербальные сигналы от собеседника. Такое общение породило
общение опосредованное, в котором люди находятся не в прямом контакте друг с
другом, а используют какие-либо средства связи: интернет, письменную форму
общения, телефон.

Коммуникация происходит не всегда
между двумя людьми. Существует понятие массового общения. Это контакты людей,
не близких друг другу, общение, рассчитанное на определенную массу людей.
Массовая коммуникация — “систематическое распространение специально
подготовленных, имеющих социальную значимость сообщений, с целями
удовлетворения информационных потребностей массовой аудитории”[5].
Массовое общение имеет направленность влияния на общественное мнение и
поведение. Опосредованными формами массового общения можно назвать
радиопередачи, телевизионные шоу и т.д. Массовое общение предполагает какое-либо
техническое обеспечение, большую аудиторию, разнообразные каналы получения
информации.



[1] Большой психологический словарь / под
ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – СПб. :
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – с. 204.

[2] Жернакова М. Б., Румянцева И. А. Деловые
коммуникации: теория и практика. Учебник для бакалавров — М.: Юрайт, 2019. — с.
10.

[3] Лавриненко, В. Н. Психология и этика
делового общения : учебник и практикум для вузов / В. Н. Лавриненко, Л. И.
Чернышова ; под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — 7-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.

[4]Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.
высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003 — Кн. 1: Общие основы психологии. — с. 512

[5]Большой психологический словарь / под
ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – СПб. :
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – с. 378.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы