Курсовая теория на тему Элементы истории математики при изучении младшими школьниками нумерации чисел
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАБОТА УЧАЩИХСЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НУМЕРАЦИИ 6
1.1.Общая характеристика работы учащихся с элементами истории математики……………………………………………………………………………6
1.2.Познавательный интерес при изучении нумерации чисел 9
Выводы к главе 1 14
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЗНАКОМСТВУ С НУМЕРАЦИЕЙ 15
2.1 Выявление уровня познавательного интереса школьников на уроках математики 15
2.2. Обучение школьников общим приемам работы с элементами истории математики 22
Выводы ко 2 главе: 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Введение:
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что введение элементов истории на уроках математики положительно сказывается на развитии обучающихся, способствует углублению понимания изучаемого фактического материала расширению кругозора школьников и повышению их общей культуры, что приводит к развитию познавательного интереса.
Использование исторического аспекта на уроках математики может быть весьма многогранным и играть свою положительную роль в становлении математического образования. Важно, чтобы дети поняли, что возникновение и развитие математики, её современное содержание, являются результатом деятельности многих поколений, что логическим выводам предшествовало опытное исследование связей между свойствами предметов и явлений.
В течение всей жизни человек постоянно пользуется числами, правилами, фигурами, сложившимися в математике. Привычным и естественным для нас стало использование основ математики. Мы не задумываемся о том, что когда-то, в глубокой древности люди этого не знали и большими усилиями открывали начала науки математики. Только осмыслив этот сложный путь становления математики как науки, дети могут осознать ценность математических знаний. Знаменитый немецкий математик Г.В. Лейбниц сказал: – «Кто хочет ограничиться настоящим, без знаний прошлого, тот никогда его не поймет». Действительно исторические знания и факты могут способствовать лучшему пониманию науки математики. Сопоставление истории возникновения математических знаний с изучаемыми фактами, будет способствовать не только увеличению познавательно интереса детей к предмету, но и углубленному пониманию усваеваемого материала, повышению общей культуры, расширению кругозора [1].
Математика, в отличие от других предметов, имеет отвлеченный, абстрактный характер. На уроках оперируют такими понятиями, как число, мера, пространственные формы. Они воспринимаются учащимися как формальные понятия, оторванные от жизни. Поэтому перед учителем начальных классов стоит задача: связать обучение с жизнью, показать, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека. С этой целью рекомендуется знакомить детей с некоторыми сведениями из истории математики, показывать отдельные явления в динамике, изменении [2, с. 50].
С учетом выявленных противоречий и недостаточной освещенностью вопросов определена проблема исследования, сформулированная следующим образом — каково влияние использования элементов истории математики при изучении младшими школьниками нумерации чисел.
Решение данной проблемы стало целью нашего исследования.
Цель: охарактеризовать элементы истории математики при изучении младшими школьниками нумерации чисел.
Объект исследования — познавательный интерес младших школьников.
Предмет исследования — элементы истории математики при изучении младшими школьниками нумерации чисел.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности работы учащихся с элементами истории математики.
2. Рассмотреть познавательный интерес при изучении нумерации чисел.
3. Выявить уровень развития познавательного интереса школьников на уроках математики.
4. Рассмотреть особенности обучение школьников общим приемам работы с элементами истории математики
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование элементов истории при изучении нумерации чисел будет способствовать развитию познавательного интереса.
Методы исследования:
1. Теоретические:
— изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы.
2. Эмпирические:
— тестирование;
— педагогическое наблюдение;
— обобщение результатов и интерпретация данных.
База исследования: МОУ СОШ № 4 «Б» и 4 «А» классы.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя вышеизложенное, можно акцентировать внимание на следующих положениях.
В последние годы все большую остроту приобретают проблемы созда¬ния эффективных средств повышения уровня интеллектуального развития обучающихся. В школьном образовании эффективным средством организации такой деятельности при изучении математики являются наглядные средства обучения, так как прослеживается обучение с жизнью, наблюдается положительная динамика развития познавательных процессов, личности, общей культуры школьников, что, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса.
Результатом образования и залогом успешности учащихся становится не только то, что они узнали по отдельным предметом или в чем напрактиковались, а еще и то, как именно изменились их личностные качества, техника мышления, способы осмысления себя и мира, насколько полифонично их восприятия культуры, каковы проявления в коммуникативной и творческих сферах с использованием предметно-практической деятельности.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у школьников на уроках математики с использованием дополнительного чтения математической литературы будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
-применяемые на уроках наглядные пособия будут изготавливаться с
учетом психо- физиологических особенностей школьников;
-учитель будет иметь для каждого урока необходимое и достаточное
количество наглядного материала;
-применение наглядных пособий на уроках математики будет систематическим;
-учитель творчески будет подходить к изготовлению самодельных
наглядных пособий и применению их на уроках.
Выдвинутые в гипотезе педагогические условия были доказаны.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РАБОТА УЧАЩИХСЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НУМЕРАЦИИ
1.1. Общая характеристика работы учащихся с элементами истории математики
Немалое обучающее и развивающее значение имеют также умения и навыки работы с математической литературой.
Опыт, приобретаемый школьниками в процессе работы с учебной литературой, оказывается недостаточным для успешной работы с элементами истории математики. Поэтому умения и навыки работы школьников с математической литературой необходимо целенаправленно развивать, причем развивать систематически. Этому, в частности, способствует:
1) возможно более полное соответствие изучаемой литературы направлениям познавательных интересов школьников;
2) систематическое использование учителем и учащимися дополнительной литературы в процессе обучения математике (на классных занятиях и в домашней работе учащихся);
3) целенаправленная деятельность учителя по обучению учащихся общим приемам работы с математической литературой;
4) постановка специальных заданий школьникам, требующих привлечения дополнительной литературы по математике и контроль за их выполнением;
5) постоянное использование дополнительной математической литературы на факультативных занятиях и т. д. [2, с.115].
Эффективность самостоятельной работы учащихся с учебной или с элементами истории математики вообще (и математической в частности) зависит и от некоторых психологических факторов (установка, вдохновение, интерес, волевое усилие, самостоятельность, трудолюбие и т.п.).
В нынешнее время остро встает вопрос о наличии исторического материала в учебниках по математике. В различные варианты учебников математики 1-4 классов включены исторические факты о величинах, возникновении цифр, доступные для учащихся младших классов. Но, к сожалению, не всегда на уроках математики оказывается достаточно времени для изучения таких фактов. В то же время включение исторических сведений в образовательное пространство младшего школьника способствует решению следующих методологические и педагогические задач: установление диалектической взаимосвязи между историей страны, края, человечества и историей развития математики; раскрытие причинно-следственных связей, закономерностей исторического процесса; углубление, расширение, конкретизация, повторение и закрепление знаний по предмету; активизация познавательной деятельности учащихся, установление взаимосвязи между учебной и внеучебной работой учащихся и приобщение их к самостоятельному добыванию знаний [11, с. 74].
Авторы методических пособий советуют проводить такую работу во внеурочное время. Введение элементов истории математики в доступной форме положительно сказывается на развитии познавательного интереса, способствует углублению понимания изучаемого материала.
Со временем меняются учебные программы, учебники и методики обучения, взгляды ученых на отдельные исторические явления и целые эпохи, но исторические документы обладают величайшей ценностью. С использованием исторического материала связываются две области знания – математика и история. Исторические сведения сближают эти школьные предметы, история обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление школьников. Математика в свою очередь, развивающая логическое и системное мышление, занимает достойное место в истории, помогая лучше ее понять. Н.А. Медникова рекомендует преподносить исторические сведения в занимательной форме, связанные с программным материалом краткие беседы, короткие сообщения учеников на заданную тему, а также в виде использования старинных математических игр, демонстрации решения старинных математических задач, сопровождаемых показом диафильмов, таблиц или рисунков [12, с. 50].
С помощью исторических «путешествий» учитель может дать возможность ученикам самостоятельно приходить к формулировкам математических правил, как бы вновь «открывая» их, доказывать свои высказывания и даже «спорить с древними людьми», побуждать в учениках желание самостоятельно выбирать любопытные факты истории, связанные с математическими открытиями, делиться ими со своими одноклассниками. Обычно всё это способствует обучению школьников умению находить нужную информацию, отстаивать собственные взгляды и убеждения. Особенно младшим школьникам интересны исторические сведения о том, как древние люди научились считать, записывать числа, измерять величины. Это отражается в научных исследованиях или проектах «маленьких ученых», с которыми они выступают на конференциях.
Человек все время пытался узнать что-то новое, стремился понять, измерить. До появления всех приборов, без которых мы в нашем времени не можем сейчас обойтись, люди создали систему мер, научились считать, по природным изменениям определять время, расстояние и т.д. Все это сквозь эпохи донеслось и до нас. Как они могли догадаться? Каким образом получилось так, что с развитием современных технологий и наук мы пользуемся всем тем, что зародилось глубоко в древности? Учащиеся с замиранием сердца слушают все эти увлекательные истории о том, как появилась математика, какими порой удивительными способами люди разгадывали тайны природы и учились изменять ее. Это несоизмеримая ни с чем информация, которую обязательно нужно донести до тех, кто должен знать, как появилось «все вокруг», и как увлекательна может быть математика, как нужна математика в практической деятельности, в жизни.
Таким образом, изучая фрагментарно на уроках математики и на внеурочных занятиях историю математики, учащиеся все больше проявляют интерес к этой науке, стараются лучше усвоить новый и незнакомый материал. Это позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и добиться хороших показателей в знаниях, учить применять их в жизни.