Курсовая теория на тему Экзистенциалы человеческого бытия: любовь, вера, счастье, надежда
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА 5
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ, ОСОБЕННОСТИ ТАКИХ ЭКЗИСТЕНЦИАЛОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ КАК ЛЮБОВЬ, ВЕРА, СЧАСТЬЕ, НАДЕЖДА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Введение:
Актуальность исследования. В современную nocтмодернистскую эпоху очевиден глобальный кризис основополагающих бытийных и ценностных параметров человеческого существования, которое оказалось под угрозой распада и даже уничтожения Важнейшим условием укоренения современного человека в свою сущность является целостное сочетание традиционных, фундаментальных основ бытия с духовно-нравственными особенностями современного человека.
Именно поэтому бытие современного человека остро нуждается в осмыслении и сохранении традиционных экзистенциальных ценностей и понятий, для чего требуется, прежде всего, их этический анализ Таким образом, актуальность исследования заключается в определении новых форм человеческого существования на основе переосмысления фундаментальных экзистенциальных категорий в контексте постмодернистской философии и культуры.
Объектом исследования в данной работе выступают экзистенциалы человеческого бытия: любовь, вера, счастье, надежда.
Предметом исследования является этический анализ таких категорий экзистенциальной философии как любовь, вера, счастье, надежда в контексте русской и западноевропейской философии.
Цель исследования: рассмотреть такие экзистенциалы как любовь, вера, счастье, надежда в историко-философском аспекте.
Задачи исследования:
– рассмотреть теоретические основы понятия экзистенциализма;
– дать общую характеристику экзистенциалов человеческого бытия;
– проанализировать особенности таких экзистенциалов человеческого бытия как любовь, вера, счастье, надежда.
Методология исследования основана на системном подходе к данной проблеме, что предполагает исследование феномена человеческой экзистенции в различных контекстах – этико-философском, социально-психологическом, культурологическом, литературоведческом, религиоведческом.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования можно использовать в составлении и разработках учебных программ по курсам этики, философии, философии образования, философской антропологии, истории философии, онтологии, культурологи, эстетики, в практике нравственного воспитания молодежи, в диагностике формирования современных экзистенциальных качеств личности, в преподавании всех гуманитарных наук.
Заключение:
В XXI в. проблема человека, его сущности и назначения, стала центральной проблемой. Кризис традиционных ценностей, усиливающееся отчуждение личности, рост насилия и терроризма и другие тревожные симптомы поставили вопрос о самом существовании человека, его социальном, нравственном и духовном выживании. На рубеже тысячелетий человечество потеряло ориентиры своего развития, что закономерно приводит к попыткам осуществить рефлексию целе- и смыслополагания человека, выявить мировоззренческие основания существования индивидов.
В современном мире экзистенциальная проблематика становится узловой темой философско-антропологических исследований. Впервые экзистенциальные состояния человека, т.е. состояния жизненного самоопределения и выбора, стали объектом концептуальной рефлексии.
Вера, надежда, счастье и любовь – важнейшие «положительные» экзистенциала, выражающие фундаментальные характеристики нашей жизни. Это не только эмоционально-психологические состояния и мировоззренческие конструкции личности, но и конституанты общественного и индивидуального бытия. Они укореняют человека в мироздании, формируют «жизненный мир» личности. Вера человека может породить надежду. Надежда понимается как акт веры, уверенности. Надежда, так же, как и вера, – один из важнейших экзистенциалов, характеризующих человеческую жизнь.
Таким образом, экзистенциал любви является завершающей ступенькой «восходящей диалектики» веры, надежды и любви (Г. Марсель), в определенном смысле преодолевающей, «снимающей» «отрицательные» характеристики таких экзистенциалов, как одиночество, смерть, страх. Вера, надежда и любовь укоренены в экзистенциальном опыте, опыте «встречи» человека и бытия и углубленного общения индивидов, ведущего к свободному познанию себя изнутри интерсубъективности.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
Экзистенциализм рассматривает бытие как некоторую целостность индивида и внешнего мира. Проблему становления человеческой сущности, определения места ее существования (экзистенции) изучается вместе с внешней объективностью. Философы рассматривают бытие субъективно, сквозь призму неповторимой индивидуальной личности, как переживание человеком своего существования. Таким образом, возникает понимание личной истины, в рамках которой раскрывается бытие. Возникает вопрос о смысле жизни. Философы направления зачастую рассматривают человека в положении пограничного состояния. Проблема определения человеческой экзистенции тесно связана с вопросом смерти, временности существования субъекта. Отсюда два подхода к решению проблемы: религиозный и атеистический.
Понятие «смысл жизни» имеет одну философскую интерпретацию – это есть процесс самоактуализации в бытии как духовной личности с целью и сутью жизни, в результате этого процесса человек должен оказаться внутри самого ракурса, названного «смыслом жизни». Этот процесс осознания смысла жизни интересовал философов различных периодов истории .
Ими были разработаны методы познания онтологической и аксиологической сущности смысла жизни, которые носили своеобразный характер: восточные философы брали за основу смысла жизни духовное начало, а западная философия в основном оперировала материальными категориями бытия. Но каждая идея философов о смысле жизни является уникальной, так как дает нам альтернативный путь-метод в поиске своего смысла в этой жизни.
Живому присуще движущее начало – это душа (энтелехия) как принцип, имеющий цель в самом себе. Растение реагирует на внешний источник, ему присущи раздражимость, обмен веществ. У животных имеются органы чувств. Целесообразность человека, кроме всего перечисленного, определяется разумом. В философии Нового времени выдвигается теория гилозоизма (от греч. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь).
Так, с точки зрения Д. Дидро, вся материя обладает движением и способностью ощущения. Подобная методология исходила из законов классической науки. Сложился принцип механицизма, опираясь на который, сознание как более высокий уровень движения материи сводилось к неорганической природе. В данном наивном предположении содержалась и важная для того исторического периода атеистическая и познавательная идея: сознание не является актом божественного творения, а содержится в самой природе. Следует согласиться, что вся материя обладает свойством, близким ощущению, это свойство отражение, но психические процессы присущи только высокоорганизованной материи.
Для преодоления гилозоизма необходимы были соответствующие научные и социокультурные предпосылки. Постоянную изменчивость мира, с точки зрения Ницше, определяет понятие «жизнь». Для человека жизнь – это единственная доступная субъективная реальность, которая определяется бессознательно-инстинктивными устремлениями. Физики-материалисты механизмом изменений всего бытия обосновывают понятие «сила» и игнорируют понятие «воля». Поэтому, утверждает Ницше, в действие силы «должна быть внесена некоторая внутренняя воля, которую я называю «волей к власти», т. е. ненасытное стремление к проявлению власти или применение власти, пользование властью как творческий инстинкт и т. д.» .
В укреплении в воле силы власти Ницше видит конечный смысл жизненного порыва. «Жизнь не имеет иных ценностей, кроме степени власти – если мы предположим, что сама жизнь есть воля к власти», которая применительно к человеку понимается, прежде всего, как инстинктивно- иррациональное начало, которому подчинены мысли, чувства и поступки. Воля наполняется энергией власти и заставляет человека выполнять те или иные действия, главным из которых выступает борьба за существование.
Немецкий философ Риккерт стремился преодолеть иррациональное понимание жизни. Жизнь одно, отмечал он, а мышление о жизни другое. В философии дело идет не о жизни, а о мышлении, предметом которого является жизнь. Мышление по самому своему существу всегда нечто большее, чем только созерцающая жизнь .
Интуитивизм в философии жизни отвергает понятие рассудка, так как он умерщвляет непосредственную земную жизнь. Интуиция противопоставляется рассудочному познанию, логическому мышлению. Трудно отрицать, отмечает Риккерт, что интуитивно человек способен прозревать истину, которую он не в состоянии облечь в форму обоснованного знания, и такой способностью обладает не только гений, но и всякий человек, которого случайно что-либо «осеняет». Но это относится к психологии познания, из чего не может получиться никакой интуитивной философии.
В основе любой философии, в том числе философии жизни, считает Риккерт, не может лежать никакая интуиция. Рассудок из философии никогда не может быть изгнан. Поэтому следует отказаться от логически необоснованного преувеличения интуитивного восприятия и обратиться снова к научной философии. Человеческая радость не может ограничиваться способностью переживать только свою текучесть жизни. Именно такой взгляд отстаивается некоторыми представителями философии жизни, Для преодоления подобной односторонности, подчеркивает Риккерт, следует опять сделать попытку превратить наше чувство в нечто значимое для рассудка, ибо, будучи живыми существами, мы можем размышлять о нашей жизни и таким образом вступать в мир человеческих отношений.