Курсовая теория на тему Экзаменационные стрессы как фактор суицидального риска у молодежи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое исследование суицидального поведения молодежи 4
1.1 Причины и социальные факторы суицидального поведения молодежи 4
1.2 Социально-психологические факторы и факторы риска суицидов среди лиц молодого возраста 11
Глава 2. Исследование влияния экзаменационного стресса на эмоциональное состояние личности 15
2.1 Понятие о стрессе. Экзаменационный стресс 15
2.2 Анализ проблемы влияния экзаменационного стресса на возникновение суицидального риска у молодежи 19
Заключение 25
Список литературы 27
Введение:
Актуальность темы. Проблема стресса в последнее время является одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике, а проблема экзаменационного стресса, в частности, ежегодно затрагивает значительные контингенты учащейся молодежи. Экзаменационное волнение является фактором, препятствующим успешной сдачи экзамена. Это характерно для 80% студентов, так как возникающий при этом страх блокирует интеллект, парализует волю, ухудшает память и снижает способность к концентрации внимания.
Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Изучение особенностей эмоционального напряжения, возникающее у студентов под влиянием учебных стресс-факторов, показало, что экзаменационный стресс оказывает значительное влияние на различные функциональные системы, вплоть до возбуждения механизмов саморегуляции на физиологическом уровне. Большинство студентов перед экзаменами чувствует сильное волнение. Меняется и структура языка. Таким образом, по данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов. Поэтому некоторые специалисты высшей школы вообще ставят под сомнение необходимость экзаменов, предлагая заменять их или программируемой формой обучения, или аттестационной системой с определением итоговой оценки студента по результатам промежуточных результатов [1].
Среди проблем, связанных с сохранением здоровья нации, внимание привлекает вопрос о подростковом и юношеском суициде. По данным ВОЗ ежегодно от самоубийства умирает около 800 тыс. человек, почти 170 тыс. — в европейском регионе. Самоубийство стоит на втором месте среди причин смерти лиц в возрасте 15-29 лет. На каждый случай совершенного суицида приходится множество неудачных попыток, в дальнейшем лица, имеющие в анамнезе попытку самоубийства, оказываются в группе риска. Самоубийство присуще не только для развитых стран с высоким уровнем дохода, но и является глобальным явлением во всех регионах мира [2].
Объект исследования: фактор суицидального риска у молодежи.
Предмет исследования: экзаменационные стрессы.
Цель курсовой работы: рассмотреть экзаменационные стрессы как фактор суицидального риска у молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить причины и социальные факторы суицидального поведения молодежи.
2. Определить социально-психологические факторы и факторы риска суицидов среди лиц молодого возраста.
3. Рассмотреть понятие о стрессе, экзаменационном стрессе.
4. Провести анализ проблемы влияния экзаменационного стресса на возникновение суицидального риска у молодежи.
Гипотеза: исследование предполагает, что молодежь имеет сильное эмоциональное потрясение во время экзаменационной сессии.
Заключение:
Таким образом, учитывая вышеизложенное:
— Россия относится к странам со средним уровнем суицидальной активности. Угрожающими в плане прогноза являются темпы прироста уровня суицидов в подгруппе населения в возрасте до 15-29 лет.
— в образовательных учреждениях необходимо организовать профилактическую и коррекционную работу по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп, нацеленную на формирование у школьников и студентов положительной адаптации к жизни.
— оценка факторов риска позволяет определить категории людей, которые являются наиболее уязвимыми и подверженными аутодеструктивного поведения.
— поведенческие изменения часто носят неспецифический характер, однако обращая на них внимание, можно предотвратить суицид.
— оценка суицидального риска у конкретного индивида проводится специалистом, на основе данных, полученных в ходе беседы, делает вывод о степени сформированности намерений, оцениваются имеющиеся ресурсы для решения проблемы и возможности эффективно использовать эти ресурсы на благо пациента.
Необходимость постоянной адаптации к условиям учебной деятельности, к потоку информации, который увеличивается с каждым этапом обучения, провоцирует появление и развитие у студентов систематических учебных стрессов. Особое внимание привлекает проблема экзаменационного стресса, особенностей проведения экзаменов и их влияния на эмоциональное состояние студентов.
Экзаменационный стресс — это событие в учебной деятельности, которое охватывает промежуток от подготовки к экзаменам в пост экзаменационный период, а также психологические и поведенческие реакции субъекта в настоящее время, отражающие состояние внутреннего беспокойства перед сдачей экзаменов или его подавления.
В результате данного исследования, выдвинутая нами гипотеза о том, что студенты имеют сильное эмоциональное потрясение во время экзаменационной сессии, нашла свое подтверждение.
Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
Анализ теоретических данных расширил знания об эмоциях человека и специфику их проявлений.
Теоретические исследования позволили глубже изучить проявления стресса в целом и, в частности, экзаменационного стресса, как его особого проявления. Во время экзаменационной сессии, последний меняется в негативную сторону, переходя от радостного, приятного, спокойного до печального и тревожного.
Учитывая эти критерии, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что студенты имеют сильное эмоциональное потрясение во время экзаменационной сессии, полностью подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое исследование суицидального поведения молодежи
1.1 Причины и социальные факторы суицидального поведения молодежи
О заостренной экзистенциально важной для развития человечества актуальности проблематики молодежного суицида говорится в фундаментальных исследованиях многих ученых. В частности, А. Адлер, К. Горни, Э. Дюркгейм, Э. Кюблер-Росс, К. Меннингер, В. Роменец, Г. Салливан, Н. Фейбероу, Фрейд, Дж. Хиллмен, К. Юнг и др.
Как отмечают Каримова Р. Б., Казахбаева Г. И. и Шалабаева Л. Молодым людям свойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания. В юном возрасте смерть оценивается как временное явление [11]. Представление о смерти в течение взросления проходят несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти в формальное знание о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни, то есть похоронами близких. Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью одного из близких; не сформировано представление о необратимости смерти, понимается как длительное отсутствие или иное существование.
Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих, быть свидетелем собственных похорон и при этом наблюдая за котятами своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличной чертой психологии детей. Ошибочно относить попытки аутоагрессии детей и подростков только в демонстративные действия. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности, а не могут использовать метод выбора. Отсутствие знаний и способности просчитывать последствия, создают повышенную угрозу смерти независимо от формы и средств суицидальной попытки.
Опасность увеличивают также возрастные особенности. У подростка формируется страх смерти. Однако он еще не базируется на осознанном представлении ценности жизни. «Философская интоксикация», свойственная психологии подростка, выражается в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и смерти. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации, создает предпосылки для аутоагрессивного поведения.