Экспериментальные методы исследования в астрономии Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Экспериментальные методы астрономии во внеурочной деятельности в старших классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Эксперимент как метод исследования в астрономии. 5

2. Виды и направления внеурочной деятельности в
школе. 9

3. Особенности преподавания астрономии во
внеурочной деятельности в старших классах. 12

Заключение. 19

Список использованной литературы.. 22

Приложение. 25

 



  

Введение:

 

Внедрение в 2017-2018 учебном году дисциплины «Астрономия» в перечень
обязательных к изучению для среднего общего образования (СОО) вызвало ряд
вопросов для разных субъектов образовательного процесса. [3] Учителя,
преподающие естественнонаучные дисциплины, с одной стороны, были рады
увеличению количества часов, а с другой, растеряны, так как полноценной и
современной учебно-методической базы в первое время почти не существовало. У
администрации образовательных организаций СОО выявилась проблема в выборе
учебно-методического комплекса (учебники, методические пособия, рабочие тетради
и т.д.) и технического оснащения кабинета (демонстрационные модели,
астрономические приборы, программное обеспечение и т.д.) для преподавания
астрономии. Со стороны учащихся и их родителей возникало непонимание
необходимости изучения астрономии, в большинстве случаев, старшие школьники не
соотносили свои образовательные потребности и результаты обучения данного предмета.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) [1, .с.37]
определил ряд предметных результатов обучения для естественных дисциплин,
наиболее раскрытым результатом обучения астрономии является «
сформированность
основ целостной научной картины мира; формирование понимания взаимосвязи и
взаимозависимости естественных наук; сформированность понимания влияния
естественных наук на окружающую среду, … этическую сферы деятельности человека
». [2] Данные
предметные результаты должны отражаться в ходе всего образовательного процесса
изучения астрономии, в особенности в разделе «Практические основы астрономии».
Вследствие того, что данный раздел изучает сферическую астрономию и включает в
себя большинство понятий, затруднительных для усвоения.

Наиболее практико-ориентированным, чем остальные разделы учебника,
является раздел «Практические основы астрономии» благодаря тому, что содержит
те астрономические понятия, которые связаны с нашей планетой (созвездия, фазы
Луны, эклиптика, календарь). Для построения взаимосвязи образовательных
потребностей школьников старшей школы с результатами обучения необходимо
рационально использовать теоретическое и практическое содержание раздела
«Практические основы астрономии», то есть сочетать различные формы и методы обучения,
беседу с лабораторными работами, словесный метод с демонстрацией наглядных
моделей.

Объект исследования:

Предмет исследования: анализ экспериментальных методов астрономии во внеурочной
деятельности в старших классах.

Цель исследования: анализ экспериментальных методов астрономии во внеурочной деятельности в
старших классах.

Задачи:

1. Охарактеризовать эксперимент как метод исследования в астрономии.

2. Выделить виды и направления внеурочной деятельности в школе.

3. Охарактеризовать особенности преподавания астрономии во внеурочной
деятельности в старших классах.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованной литературы и приложения.

 

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

На занятиях
по экспериментированию используется большое количество иллюстративного
материала (фотографии небесных объектов, сделанные известными астрофотографами
мира, а также снимки, сделанные в крупных обсерваториях, особенно снимки
космического телескопа Хаббла и т. д.). используются также фотографии неба и
отдельных небесных объектов, сделанные детьми.

Обучающиеся
имеют возможность полноценно работать с новейшим оборудованием для визуальных
астрономических наблюдений — малыми отражателями (Sky-Watcher). Дистанционные
телескопы, установленные в обсерваториях по всему миру, могут быть использованы
для ПЗС-наблюдений. Изображения звезд, комет, астероидов и объектов в глубоком
космосе могут быть сделаны с помощью ПЗС-камер.

Основная
форма работы — практические занятия продолжительностью 180 минут с элементами
лекции и обсуждения изучаемого материала. Обучающиеся выполняют практические
работы, учатся работать с небольшими звездными атласами, мобильной картой
звездного неба, астрономическими справочниками.

Во время
наблюдений можно прикоснуться к тем предметам, о которых говорили учителя в
теоретической части урока. Наиболее простыми с организационной точки зрения
являются наблюдения за Солнцем, что помогает в освоении тем "Солнце",
"солнечно-земные отношения", "жизнь звезд". Объектами
наблюдения, доступными в городских условиях, являются Луна, планеты, некоторые яркие
астероиды и кометы, то есть "живой" иллюстративный материал по темам
раздела "Солнечная система". Нетрудно подобрать объекты для
наблюдений и темы, связанные с изучением звезд и галактик. Это могут быть яркие
цветные звезды (например, красные гиганты), двойные звездные системы, шаровые и
рассеянные звездные скопления, а также некоторые галактики. Во время
пригородных наблюдений обучающиеся могут наблюдать полосу Млечного пути, то
есть чувствовать себя частью нашей галактики.

Астрономическое
образовательное общество создало благоприятные условия для индивидуальной
исследовательской работы обучающихся под руководством преподавателей
университета.

 Уже сейчас некоторые обучающиеся участвуют в
областных олимпиадах по астрономии, занимаются научной работой, выступают на
научных конференциях. В ходе этой работы они знакомятся с методами научных
исследований, а также получают возможность углубленного изучения отдельных
областей астрономии.

В первые годы
эксплуатации были выявлены определенные проблемы:

1. различные
уровни подготовки обучающихся.

2. выбранный
возрастной диапазон слишком широк. Более приемлемо разделить учащихся на две
возрастные группы: младшую (с 8-го по 9-й класс), старшую (с 10-го по 11-й
класс), которые, к сожалению, пока не могут быть организованы по финансовым
причинам.

3. трудности
в организации практических занятий, в частности визуальных наблюдений за
небесными объектами. Эта проблема включает в себя несколько компонентов:

— большинство
астрономических наблюдений приходится делать в более позднее время, что
особенно трудно для младшей группы. Проблему можно решить, привлекая родителей
к участию в астрономических наблюдениях, что было реализовано при наблюдении
ряда лунных затмений, парада планет. В современных условиях в период с октября по
начало марта наблюдения можно проводить во время занятий или сразу после них;

 — мощное городское освещение, которое мешает
наблюдениям, особенно объектов в глубоком космосе и комет. Эта проблема может
быть решена путем организации наблюдательных школ в выходные дни, которые также
могут посещать родители учащихся;

— невозможно
прогнозировать наблюдения даже на несколько дней (из-за нестабильности погоды).
Эта проблема решается с помощью онлайн SMS рассылки;

— ясная
погода обычно коррелирует с холодной погодой, что делает невозможным длительное
пребывание на открытом воздухе.



 

Фрагмент текста работы:

 

1.
Эксперимент как метод исследования в астрономии

 

Эксперимент (от лат. experimental- «проба», «опыт», «испытание») наиболее
сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем более точный и
полезный в познавательном плане. «
Психолого-педагогический эксперимент
– комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и
доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы
» [11].

Эксперимент — наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но
вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Известные
психологи-экспериментаторы П. Фресс и Ж. Пиаже писали: «Экспериментальный»
метод — это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические
требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даже некоторой
громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но зато
окончательной»

Виды эксперимента можно выделить следующие: Естественный эксперимент –
проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании нескольких из
них исследователем. Лабораторный эксперимент – проводится в специально
организованных условиях, отличающихся от реальных [12].

Констатирующий эксперимент – предусматривает выявление существующих
психических особенностей или уровень развития соответствующих качеств, а также
констатацию отношений причин и следствий. Формирующий эксперимент –
предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых
для того, чтобы выработать определенные свойства или качества.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для
получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного
вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется
неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс
разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент,
наблюдение, опрос, тестирование)[1]. Однако традиционно в экспериментальной
психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

В рамках психологического консультирования, психологическим экспериментом
называют специально созданную ситуацию, предназначенную для более целостного (в
различных модальностях) переживания клиентом собственного опыта.

В процессе экспериментального исследования происходит целенаправленное
изменение разнообразных факторов с целью закрепить их в исследуемом объекте или
процессе. Посредством эксперимента ученым удается определить и исследовать
причинно-следственные связи того или иного психического процесса, объекта,
явления. При этом, экспериментальная деятельность выполняет важное научное
значение, поскольку, эксперимент может быть проведен многократно. Можно
проводить одно и то же исследование несколько раз, сохраняя исходные условия,
либо, меняя их, дабы выявить ошибки, недочеты, найти оптимальное решение,
поставленной проблемы или разрешения психологической задачи.

Специфика экспериментальных методов исследования состоит в следующем:
Данные методы исследования базируются на организации особых условий пребывания
объекта исследования и реализации его деятельности, которые оказывают решающее
воздействие на изучаемые психологические параметры объектов изучения; В
процессе прохождения эксперимента, первоначальные условия пребывания объекта
преобразуются в различных направлениях.

В процессе экспериментального исследования происходит целенаправленное
изменение разнообразных факторов с целью закрепить их в исследуемом объекте или
процессе. Посредством эксперимента ученым удается определить и исследовать
причинно-следственные связи того или иного психического процесса, объекта,
явления. При этом, экспериментальная деятельность выполняет важное научное
значение, поскольку, эксперимент может быть проведен многократно. Можно
проводить одно и то же исследование несколько раз, сохраняя исходные условия,
либо, меняя их, дабы выявить ошибки, недочеты, найти оптимальное решение,
поставленной проблемы или разрешения психологической задачи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы