Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Экскурсии в природу как средство экологического воспитания младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 3

Глава 1.
Экскурсия как средство воспитания. 6

1.1. Сущность
экскурсии как формы воспитания. 6

1.2.
Классификация экскурсий. 8

1.3.
Организация учебных и тематических экскурсий. 11

Глава 2.
Экологическое воспитание младших школьников средствами экскурсии  16

2.1. Понятие
экологии и экологического воспитания. 16

2.2. Формы и
методы экологического воспитания младшего школьника. 21

2.3.
Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников  32

Заключение. 36

Список
использованной литературы.. 37

  

Введение:

 

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что осознание учащимися
школ экологических проблем является важным аспектом современного времени.
Применив систему целенаправленного влияния на личность по формированию чувств
гражданского долга и моральной ответственности за состояние природной среды,
бережного отношения к окружающей действительности и природным ресурсам − будет
являться важнейшей мерой в преодолении экологической проблемы.

Экологическая культура становится сегодня более значимой, является одной
из важных проблем человека и социума. Экологическую культуру можно отнести к
системе знаний, умений, ценностей и к чувству ответственности за принимаемые
решения по отношению к природе. Основные компоненты экологической культуры
человека выражены в экологических знаниях, экологическом мышлении, экологически
оправданном поведении и в чувстве любви к природе.

Формирование экологической культуры определено экологическим
образованием и экологическим воспитанием. Начинать обучение следует с раннего
возраста, так как именно в это время приобретаемые знания преобразовываются в
устойчивые убеждения. Учащиеся, которые получили определенные экологические
знания и представления, уже будут бережливы в своих отношениях к природе. В
будущем, возможно, это повлияет на оздоровление экологического состояния в
целом.

Проблема экологического воспитания младших школьников занимает важнейшее
место в педагогике и требует всеохватного изучения и глубокого рассмотрения и в
теоретическом плане, и в плане организации практической деятельности учащихся.
Проблематика
экологической культуры была рассмотрена Н.Н. Вересовым, С.Н. Глазачевым, Л.И.
Греховой, Л.П. Буевой, Н.С. Дежниковой, А.П. Сидельковским, И.Т. Суравегиной,
Л.С. Выготским, Э.В. Ильенковым, Г. Селевковым, М.И. Шиловой, Я.И. Габаевым,
И.Д. Зверевым, Б.Г. Иоганзеном, Е.Е. Письменной, которыми был разработан
принцип экологического образования современной школы. Сущность экологической
культуры, ее ведущие признаки и пути формирования были раскрыты учеными
педагогами: А.Н. Захлебным, А.П. Сидельковсковым Н.Н. Моисеевой и другими.

Умение школьников правильно относиться к природе является необходимым
минимумом знаний по экологии, который предусмотрен в программе по ознакомлению
с окружающей действительностью в начальных классах.

Строгие рамки уроков и содержательность программ не всегда дают
возможность ответить на естественнонаучные вопросы, которые интересуют
учеников. Экскурсии направлены на всестороннее развитие младшего школьника, на
содействие лучшему освоению изучаемого материала на уроках, а также на развитие
интереса к предметам, на самостоятельные умения и желания получать знания.

Проблему экологического
образования и воспитания исследовали И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Л.П. Симонова
и многие другие. Перечисленные авторы раскрывают цели, задачи, условия
экологического воспитания. Содержание, средства, формы и методы экологического
воспитания младших школьников отразили в своих учениях А.Н. Захлебный, Н.В.
Добрецова, А.В. Миронов, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и другие.

Специфику формирования у
учащихся младших классов экологической культуры раскрывали в работах Н.Ф.
Виноградова, А.В. Миронов, А.А. Плешаков, Л.П. Симонова, З.А. Клепинин и
другие.

Цель
исследования
заключается в изучении экскурсий как
средства экологического воспитания детей младшего школьного возраста.

Поставленная цель
предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:

1. Изучить сущность
экскурсии как формы воспитания.

2. Описать классификацию
экскурсий.

3. Охарактеризовать
особенности организации учебных и тематических экскурсий.

4. Изучить понятие
экологии и экологического воспитания.

5. Рассмотреть формы и
методы экологического воспитания младших школьников.

6. Исследовать
особенности экскурсии как средство экологического воспитания детей младшего
школьного возраста.

Объектом
исследования
выступает процесс экологического
воспитания младших школьников.

Предметом
исследования
является экскурсия как средство
экологического воспитания детей младшего школьного возраста.

Структура работы состоит
из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Проблема формирования экологических
представлений учащихся относится к числу коренных проблем теории воспитания и
имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Главная цель
экологического образования детей в младшем школьном возрасте – формирование
экологической культуры и экологического сознания детей, что предполагает
формирование навыков поведения в природе, предоставление экологических знаний и
формирование экологического мышления, которые базируются в отношении к природе.

Экологическое воспитание младших
школьников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание,
ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать
гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление
защитить, сберечь природу.

На сегодняшний день существуют
различные методы экологического воспитания обучающихся, среди которых в младшем
школьном возрасте выделяется метод интеллектуальной игры, который позволяет
обеспечивать формирование у младших школьников различных представлений о
взаимодействии человека с окружающим миром, понимание законов существования в
природе и социуме, тем самым осуществляя экологические образование в учебной
деятельности обучающихся.

Экскурсия может стать хорошим учителем и воспитателем, особенно это
актуально для школьников, у которых только начинают формироваться жизненная
позиция, интересы и вкусы. В экскурсиях, организованных для детей, должно быть
больше познавательных и воспитательных моментов.

Учебные организации пока недостаточно используют познавательный и
воспитательный потенциал экскурсий. В школах они проводятся редко и не являются
частью учебного процесса, выполняют лишь досуговую функцию. Но при этом именно
экскурсия является одной из наиболее активных форм включения учеников в
познавательную деятельность.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Экскурсия как средство воспитания

1.1. Сущность экскурсии как формы
воспитания

Экскурсионный метод использовался в образовательной
деятельности с конца XIX века. В наше время он также востребован современными
педагогами. Однако содержание работы по созданию экскурсий для детей отличается
использованием современных форм экскурсий.

Слово «экскурсия» происходит от латинского
«экскурсио». Под экскурсиями понимают коллективные осмотры музеев либо
внемузейных объектов, проводимые по намеченным темам и специальным маршрутам,
возглавляемые специалистами ‑ экскурсоводами с образовательной и воспитательной
целью.

Одна из задач экскурсии ‑
выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических
лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

«Экскурсия ‑ особая форма
учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность
учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе
изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод,
колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в
специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)» [4].

Экскурсия ‑ это специфическое
учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной
образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку,
в поле, на ферму и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию
взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями учащихся
используются рассказ, беседа, демонстрация и другие методы.

Методика проведения экскурсий для детей имеет целый ряд
особенностей, обусловленных, прежде всего, возрастом и степенью развития
ребёнка и предъявляющих повышенные требования к педагогу, работающему ними. Ему
необходимо хорошо знать учебные программы школьных дисциплин, опираться на знания
детской психологии. Это дает ему возможность понимать детскую аудиторию, быть
внимательным к их реакции, уметь быстро и легко устанавливать контакт с
аудиторией, поддерживать внимание школьников на протяжении всей экскурсии,
грамотно преодолевать кризисы внимания.

Экскурсии для детей младшего школьного возраста должны
продолжаться не более 45 минут (1 академический час), для среднего школьного
возраста ‑ 2 академических часа, для старших школьников ‑ 3 академических часа.
В экскурсиях следует предусматривать время (паузы) для самостоятельного осмотра
объектов, а также через каждые 30-45 минут устраивать санитарные остановки [38].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы