Курсовая теория Экономические науки Макроэкономика

Курсовая теория на тему Экономическая роль государства в рыночной экономике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования экономики 5
1.1. Цели, задачи, формы и нормативно-правовые основы ГРЭ 5
1.2. Политика государственного регулирования экономики 12
2. Практические аспекты антимонопольного регулирования в России 18
2.1. Оценка уровня монополизации экономики России 18
2.2. Оценка эффективности деятельности органов государственной
власти в области антимонопольного регулирования России 22
Заключение 29
Список использованных источников 31

 

  

Введение:

 

Важную роль в обеспечение нормального функционирования каждой экономической системы играет государство. В течение всей истории своего существования оно выполняло наряду с задачами организации обороны, поддержания законности, порядка выполняло функции в экономической сфере. Государственное регулирование экономики существовало еще в период раннего капитализма в Европе, когда имелся централизованный контроль над качеством услуг и товаров, цен, внешней торговли и процентных ставок. Любое государство в современных условиях осуществляет регулирование национальной экономики, но с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Во второй половине ХХ века в развитии экономики стали обозначаться тенденции к расширению масштабов деятельности государства, а также усилению его значения в экономической сфере. В качестве общепризнанного при этом выступает то, что в наибольшей степени экономическая эффективность будет достигаться при конкурентном рыночном механизме. В рыночной экономике цель государства состоит в том, чтобы создавать условия для свободного функционирования рыночного механизма, а не его корректировки. Конкуренция должна быть обеспечена везде, где возможно регулирующее воздействие государства, а также там, где это необходимо.
Сущность государственного управления имеет четкое проявление в тех функциях, на выполнение которых оно направлено. Эти функции составляют содержание государственного управления как самостоятельной формы деятельности, имеющей определенную цель. Функции государственного управления, в свою очередь, определяют его структуру. Итак, проблема функций государственного управления позволяет создать оптимальную и эффективную систему и структуру государственного управления, определить объективно необходимые полномочия органов государственного управления для их реализации.
Функции государственного управления осуществляются посредством конкретных форм государственного управления (принудительные механизмы, издание правовых актов управления). Содержание функций государственного управления в их совокупности отражает сущность и характер государственного управления. Функции представляют собой определенное направление организационно-правового воздействия субъектом государственного управления на объект управления.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер исполнительного, законодательного и контролирующего характера, которые направлены на решение различных задач. Возможность государственного регулирования экономики будет проявляться по достижению некоторого уровня развития экономики и концентрации капитала и производства. Необходимо это по той причине, что увеличиваются трудности и проблемы, с которыми государственное регулирование экономики и должно справляться.
Таким образом, цель данного исследования заключается в том, чтобы провести изучение такого вопроса, как экономическая роль государства в рыночной экономике.
Объект исследования: государственное регулирование экономики.
Предмет исследования: содержание, формы и модели осуществления государственного регулирования экономики на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования экономики;
2. Описать практические аспекты антимонопольного регулирования в России.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Механизм государственного экономического регулирования – одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами.
В качестве традиционных форм регулирования современной смешанной экономики выступают: конкурентно-рыночная, корпорационная, государственная, межгосударственная.
Особенность современного этапа сводится к развитию новых форм взаимодействия четырех форм регулирования, то есть появление различных форм координации деятельности государств, мелкого, среднего и крупного бизнеса, а также совместных их действий в области реализации и разработки целевых программ.
Очевидным является то, что в Конституции закреплены способы регулирования экономики и разграничения полномочий многих уровней государственной власти в самом общем виде. Федеральное законодательство устанавливает более подробные нормы.
Среди составляющих правового обеспечения экономической деятельности важное место отводится Налоговому и Бюджетному кодексу. Бюджетным кодексом фиксируется компетенция органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования бюджетных отношений, определения полномочий исполнительных и законодательных органов субъектов РФ по формированию доходов региональных бюджетов.
Антимонопольная политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных компаний во всех сферах экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям.
Отвечая на задачи, поставленные в данной работе, можно сделать следующие выводы. Особенность российских монополий оказала влияние на особенности правового регулирования их деятельности. В западных странах монополии возникли, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, начало принимать ограничительные меры.
Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при мощных монополиях и едва складывающихся рыночных отношениях. Именно поэтому для нашей страны немаловажно не только ограничивать монополизм и злоупотребления господствующим положением, но и создавать конкурентную сферу, проявляя политическую волю.
На сегодняшний день антимонопольное законодательство России необходимо усовершенствовать, преимущественно на базе обобщения правоприменительной практики. Необходимо так усовершенствовать законодательную базу, чтобы она позволяла вернее прекращать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять различные виды штрафных санкций к физическим и юридическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, эффективнее регулировать безопасность и качество товаров и услуг.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы государственного регулирования экономики
1.1. Цели, задачи, формы и нормативно-правовые основы ГРЭ

Цели и задачи ГРЭ
Механизм государственного экономического регулирования – одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами. Структура данного механизма не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально-экономического развития, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в проводимой ими экономической политике, эволюцией теоретических идей.
Механизм регулирования экономики включает: ресурсы регулирования, объекты регулирования, формы регулирования, методы регулирования, концепции регулирования, инструменты регулирования.
К ресурсам регулирования относятся: государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления в бюджет); государственный сектор экономики; денежная масса под контролем центрального банка; законодательное право; возможность сбора и обработки информации .
Объекты регулирования – первичные звенья сферы производства и услуг отрасли, региона; социально-экономические процессы, то есть, то на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики: совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, занятость, доходы населения, инвестиционная активность, темпы социально-экономического развития, его пропорции и т.п.
Субъекты представляют собой национальные, наднациональные, федеральные, центральные, местные и муниципальные органы управления.
В качестве исполнителей экономических интересов выступают органы трех ветвей власти и Центробанк. В понимании механизма государственного регулирования экономики отводится больше значение таким вопросам, как формы и методы, принципы и задачи, инструменты регулирования.
Среди основных экономических инструментов, которые обеспечивают основную цель государственного регулирования рыночной экономики, принято относить:
– налоги, финансовые санкции и налоговые льготы;
– государственные субсидии и инвестиции;
– ставка процента по межбанковскому кредиту, операции на открытом рынке и государственные инвестиции;
– государственные заказы, которые размещаются на договорных и конкурсных началах;
– государственные товарные резервы, которые используются для того, чтобы стабилизировать рынок товаров и услуг;
– прямое управление государственными предприятиями, которые принадлежат государству при родном имуществе, ресурсах, пакетами ценных бумаг;
– целевые научно-технические и социально-экономические программы;
– хозяйственное законодательство и т.д.
Особенность административных средств регулирования экономики состоит в следующем:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы