Курсовая теория на тему Экономическая природа налогов и их роль в современном обществе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАЛОГОВ 5
1.1. История развития налоговой системы в мире и России 5
1.2. Общая характеристика налогов. Виды и принципы налогов 9
ГЛАВА 2. РОЛЬ НАЛОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Проблемы и недостатки налоговой системы Российской Федерации 13
2.2. Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Актуальность темы. Любое современное государство способно влиять на все аспекты своего существования, прежде всего на функционирование экономики, только при наличии финансовых ресурсов, которые в виде законодательно регламентированных налогов, то есть комплекса обязательных платежей государству, предоставляются физическими и юридическими лицами.
Чтобы налоги «предоставлялись» государству, а не «взимались» ею, налоговая система должна быть в первую очередь экономически обоснованной, сбалансированной, максимально эффективной, стабильной и обязательно прозрачной.
Несоответствие налоговой системы сформулированным требованиям, в первую очередь, объясняется отсутствием надежной концептуальной, фундаментальной базы в области налогообложения. Подтверждением этого служат дискуссии о природе налога, имеет основополагающее значение для обеспечения общих условий становления элементов налогообложения. Знание генезиса категории «налог» в истории финансовой науки дает возможность осмыслить исторический опыт мировой и отечественной науки,
в свою очередь будет способствовать результативности нашего исследования.
Сейчас налоги — это эффективный инструмент воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие науки и техники, масштабы социальных гарантий населению [7].
Государство не может существовать за счет лишь добровольных, благотворительных поступлений. Она должна иметь бюджет со стабильным источником поступлений, роль которых выполняют, в первую очередь, налоги.
В ходе исследования было обработано научные работы российских ученых, законодательные и правительственные материалы, статистические данные. Использованы следующие общенаучные методы: метод познания, метод системного анализа, метод анализа и синтеза, а также метод сравнения. Результаты исследования. Налоговая система является одной из самых сложных в правовой системе Российской Федерации. При этом наблюдается тенденция ее нестабильности. Однако, как показывает практика право применения налогового законодательства, изменения, вносимые в законы Российской Федерации по вопросам налогообложения, достаточно часто вызывают новые проблемы [8].
Целью курсовой работы является характеристика экономической природы налогов и их роль в современном обществе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить историю развития налоговой системы в мире и России;
Рассмотреть виды и принципы налогов;
Охарактеризовать проблемы и недостатки налоговой системы Российской Федерации;
Проанализировать перспективы развития налоговой системы Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В условиях экономической нестабильности, существования различного рода механизмов, сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов совершенствования системы налогообложения в Российской Федерации и повышение ее эффективности должно идти по пути поиска наиболее надежных и стабильных источников уплаты налогов.
Итак, система налогообложения — это продукт деятельности государства, его важный атрибут. Каждое государство формирует свою систему налогообложения с учетом опыта других стран, состояния экономики, развития рыночных отношений, необходимости решения конкретных экономических и социальных задач, собственных национальных особенностей. Научная новизна этой работы заключается в том, что был проведен системный комплексный анализ начиная с состояния современной налоговой системы Российской Федерации, выявление ее недостатков и определения необходимости ее реформирования исходя из стратегических целей Российской Федерации — построения социально-ориентированной конкурентоспособной рыночной экономики и интеграции в европейское сообщество, обнаруженные проблемы системного характера на основе которых выделены основные стратегические цели, задачи и принципы реформирования налоговой системы Российской Федерации.
Анализ системы налогообложения в Российской Федерации, ее становления и развития позволяет сделать вывод о серьезных недостатках, что ей присущи. Во-первых, это нестабильность налоговой системы. Частые изменения в законодательных актах по отдельным налогам негативно влияют на развитие предпринимательской деятельности. Во-вторых, основным является фискальное направление налоговой системы, недостаточное выявление регулирующей функции основных налогов. В-третьих, система в целом слишком громоздкая, расчеты отдельных налогов неоправданно усложнена. Регулирования современных экономических отношений требует гибкой налоговой политики, которая позволила бы оптимально связать интересы государства с интересами предпринимательства, рядовых налогоплательщиков. С переходом к рыночной экономике имеют меняться как налоговая система, так и методы расчетов и уплаты налогов. При этом не стоит бросаться из одной крайности в другую.
Итак, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что целью реформирования налоговой системы является приведение ее в соответствие с приоритетами государственной политики социально-экономического развития, содействие устойчивому экономическому росту на основе взвешенной инвестиционно-инновационной политики, обеспечение достаточности совокупных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и государственные целевые фонды. Все это только подтверждает мысль о том, что действующая налоговая система нужно реформировать и делать это как можно быстрее.
Итак, к теоретическим рекомендациям, по нашему мнению, следует отнести следующее:
1) проводить более стабильную налоговую политику;
2) упростить саму организационную структуру налоговой системы;
3) уменьшить количество обязательных налогов и платежей.
Налоговая политика должна обеспечить решение двуединой задачи. С одной стороны — это установление оптимальных налогов, не сдерживать развитие предпринимательства, с другой — обеспечение поступления в бюджет средств, достаточных для удовлетворения государственных нужд.
К практическим рекомендациям этой работы следует отнести, что реформирование налоговой системы должно происходить не только на общегосударственном уровне, но и на региональном, основным направлением которого является совершенствование системы местного налогообложения, имеет ликвидировать дисбаланс между доходной и расходной частями бюджета регионов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАЛОГОВ
1.1. История развития налоговой системы в мире и России
Появление налогов связано с возникновением государства, используемых для финансирования ее расходов. Суть налогов, их структура, назначение, роль и характер самого процесса налогообложения определяются экономическим и политическим строем конкретного общества. Налоги составляют основную часть государственных финансов. Истоки налогообложения кое-кто видит в древних жертвоприношениях, практиковавшиеся как почти добровольная дань высшим силам. Первыми источниками налогов были облагаемые базовые ценности: земля, скот, рабы. И сами налоги были «прямыми», справлялись непосредственно с граждан, получающих прибыль от имущества [1].
Первое известное нам налоговое законодательство относится к середине XVIII в. до н.э. Это законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. До н.э.). Пример для организованной налоговой системы была и налоговая система Римской империи. Такие понятия, как «ценз», «акциз», «фискал», «откупщик» сформировались еще в его времена. В мирное время налоги не справлялись вовсе, а расходы покрывались путем предоставления в аренду общественных земель. А вот в военное время (который практически продолжался постоянно) граждане Рима облагались налогами в соответствии с их состоянием, для чего раз в пять лет подавали избранным чиновникам-цензорам отчеты о своем имущественном и семейном положении (эти документы вполне можно рассматривать как простейшие образцы современных налоговых деклараций).
С преобразованием Римского государства в империю налоговая система усложнялась. На завоеванных землях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности, причем ожесточеннее сопротивление оказывали римским легионерам жители покоренных земель, тем больше налогом их облагали. В Византийской империи производили уже 21 разновидность только прямых налогов, а также всевозможные косвенные, а также всевозможные косвенные и совсем странные, например налоговым платежом «аериконом» облагалось воздуха. Введен налог на воздух (аерикон) был во времена правления Юстиниана И. Этот налоговое бремя привел, как известно, не к процветанию, а к ослаблению государства. С развитием разделения труда и развитием городов налоговая система существенно «обогатилась» по сравнению с образцово-показательной налоговой системой Римской империи. Государства приближались к рубежу средневековья [13].
На этом этапе возникли налоги на производство (или промышленные налоги), на все виды деятельности, кроме сельскохозяйственной (земельный налог справлялся отдельно). В торговле распространились таможенные сборы и косвенные налоги.
Итак, основные принципы налогообложения (со своими минусами и плюсами) сформировались еще в древности [3, с. 12]. Как видим, налогообложения имеет устойчивую историческую традицию и прошло длительную эволюцию. Одним из тех, кто попытался создать первую научную теорию налогообложения, стал выдающийся шотландский экономист и ученый XVIII века, Адам Смит. Работа «Исследование о природе и причине богатства народов», наконец, определила основные принципы налогообложения, которые актуальны и сейчас.
Как известно, принципы (от лат. Рrиncиpиum — основа, первоначало) — это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, фундаментальные начала определенной сферы. Поэтому принципами налогообложения следует считать базовые идеи и положения, лежащие в основе налоговой сферы. Смит выделил четыре принципа налогообложения, которые позже были названы «Декларацией прав плательщика»[4, с. 125].
С развитием общества происходит постоянное совершенствование системы налогообложения, то есть идет процесс постоянного изменения структуры налогов, рост их роли в доходах государства. Однако есть определенные положения, определяющие подход государства к этой сфере деятельности. Для того, чтобы эта деятельность давала положительные результаты, необходимо научное обоснование основ налоговой системы. Налог должен правовую, экономическую и общественную характеристики. Правовое содержание налогов проявляется через систему правовых норм. Налоги устанавливаются исключительно государством на основании закона по юридически закрепленным правилам. При реализации сущности налога как правовой категории основой является изменение формы собственности, то есть переход собственности к государству и использования ее для удовлетворения общественных потребностей. По экономическому содержанию налоги — это инструмент государственного распределения и перераспределения доходов и финансовых ресурсов.
Налог — это обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с налогоплательщиков. Выступая особой формой взаимосвязей государства и субъектов экономики, налоги играют важную роль в государственном регулировании их деятельности. Для того, чтобы платеж получил название «налог», отвечал его содержания и отличался от неналоговых доходов, он должен иметь соответствующие черты или признаки. К ним относятся:
1) законность — право на установление и введение налогов имеет только государство;
2) императивность (обязательность) — соответствие категорическим распоряжением, содержащиеся в нормах налогового права, независимо от усмотрения субъекта налогообложения;
3) налоги вносятся в бюджет;
4) налог — это отчуждение части собственности субъектов в пользу государства; — нецелевой характер — налоги не имеют целевого назначения;
5) бесплатное (без эквивалентностей) — государство не обязано предоставить плательщику любой эквивалент внесенному платежу;
6) односторонний характер установления — налоговые отношения имеют одностороннюю направленность — от плательщика к государству;
7) необратимость — налог поступает в бюджет и остается там для финансирования потребностей государства.
Однако налогоплательщики, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, имеют право на бюджетное возмещение НДС, на налоговую скидку по налогу на доходы физических лиц, на возврат излишне уплаченных сумм налога в бюджет; регулярность внесения — налог вносится в бюджет периодически, в четко установленные законодательством сроки, в отличие от других налоговых платежей, которые характеризуются разовым внесением при определенных условиях; денежная форма внесения в бюджет [5, с. 34].
Основные ставки налогов в странах мира приведены Особенности налогообложения во Франции, связаны с историческим развитием политической системы и экономики страны. Налоговая система отличает, прежде всего, системность на широкой законодательной основе, которая базируется на положении о том, что все меры по налогообложению находятся в компетенции парламента.
Итак, рассмотрев налоговую систему различных стран, их реформы и принципы, можно сказать, что в системе налогообложения каждой отдельной страны есть свои особенности, которые можно и нужно перенимать, используя накопленный опыт. Ведь строить налоговую систему самостоятельно очень трудно, поэтому целесообразно использовать опыт других стран; подробно рассмотреть реформы, которые были проведены и концепции их проведения. То есть необходимо учиться на ошибках других стран. Исследование эволюции налоговой системы должно использоваться для создания эффективной системы налогообложения, поскольку часто сегодня повторяются те же ошибки и просчеты, которые уже не раз негативно влияли на экономическое развитие государства.