Курсовая теория Экономические науки Микроэкономика

Курсовая теория на тему Экономическая эффективность рыночных структур

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения моделей рыночной
экономики. 5

1.1 Понятие рыночной экономики, ее основные характеристики. 5

1.2 Основные модели в рамках рыночной системы.. 8

Глава 2. Формирование функционально эффективной модели
рынка. 14

2.1
Недостатки рыночного саморегулирования. 14

2.2 Эффективная модель рынка: конкуренция и барьеры,
рыночная власть и государственная регуляция. 19

Заключение. 25

Список использованной литературы: 27

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Рынок — важнейшее понятие
микроэкономики. Он рассматривается как важный общественный институт,
который регулирует всю деятельность субъектов. Именно
его «невидимая рука», по образному выражению А. Смита, направляет частный
экономический интерес индивидов к достижению общественных целей. Понятие
«рынок» определяют по-разному: как место встречи покупателя и продавца; как
группу экономических субъектов, которые взаимодействуют между собой для обмена
товарами или услугами.

Важнейшим условием, обеспечивающим прозрачность рыночных
отношений, является конкуренция. Благодаря
ней «невидимая рука» рынка определяет то экономическое поведение всех
хозяйствующих субъектов, которое в конечном итоге обеспечивает экономическую
эффективность и максимизацию выгоды для всех и каждого. Степень развития
конкуренции отличает рыночные структуры и определяет особенности поведения
участников рынка.

В
реальной жизни потребителям и фирмам приходится действовать в чрезвычайно
разнообразных рыночных ситуациях, и досконально исследовать каждую из них
невозможно. Поэтому в экономической теории выделяют несколько основных рыночных
моделей или структур с характерными типами поведения микроэкономических
субъектов. В наиболее общем виде выделяют две группы рынков: рынок совершенной
(чистой или свободной) конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.

В процессе
формирования в России социально ориентированного
рыночного хозяйства возрастает интерес к тем научным идеям и
теоретико-методологическим положениям, которые позволяют глубже уяснить
проблемы конкуренции в экономике, обеспечивающей достижение высоких
социально-экономических результатов общественного воспроизводства.

Создание и
развитие конкурентной среды — неотъемлемая составляющая функционирования
рыночной экономики. Но они невозможны без определения концептуальных основ
функционально эффективной модели рынка.

Объектом
исследования является процесс функционирования рыночных структур.

Предметом
исследования является экономическая эффективность рыночной структуры.

Целью
курсовой работы является выявление сущности и специфики экономической
эффективности рыночных структур.

Для
достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:

1.
Рассмотреть сущность рынка.

2. Изучить основные
модели в рамках рыночной системы.

3.
Проанализировать основы формирования функционально эффективной модели рынка.

Структура
работы включает в себя введение, две главы, заключение и список
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На
основе проведенного исследования можно утверждать, что высокий уровень рыночной
власти на любом рынке приводит к негативным последствиям: возможность
монополиста влиять на условия оборота товара на рынка; не допускать,
устранять, ограничивать конкуренцию; ограничивать конкурентоспособность
других субъектов хозяйствования и т.п., объективно снижает уровень
экономической безопасности.

В
связи с этим с целью формирования функционально эффективной модели рынка
государство обязано разработать: эффективную систему государственного
регулирования, объективные и действенные механизмы формирования и
функционирования рыночных структур (конкурентную политику), эффективную
отраслевую политику. При этом все составляющие должны быть тесно
взаимосвязаны между собой и дополнять друг друга. Это объясняется тем, что
в трансформационных условиях регулирования, конкурентная и отраслевая политики
имеют общую цель — обеспечение устойчивого экономического роста и повышения
благосостояния населения — повышение уровня экономической безопасности
государства. Отличие между ними заключается только в средствах, которые
используются для ускорения темпов и повышения устойчивости экономического
развития.

При
этом за основу должны быть взяты следующие критерии и принципы формирования
функционально эффективной модели отечественного рынка:

— Структурные:


Количество продавцов (оно должно быть настолько большим, насколько позволяет
эффект масштаба);


Снижение барьеров мобильности (ресурсов) и входа на рынок новых фирм;


Умеренная и чувствительная к изменению цен дифференциация товаров по качеству;

— Поведенческие:


Создание таких условий, при которых ни один из производителей не будет
уверенным в том, что их ценовая инициатива будет подхвачена конкурентами;


Создание таких условий, при которых стремление достичь цели будет экономически
выгодным без сговора с другими участниками рынка;


Способствовать снижению несправедливой, исключительной, хищнической или
принудительной тактики поведения на рынке;


Ввести механизм предоставления достоверной информации о продукции на рынке;


Минимизировать уровень ценовой дискриминации;

— Функциональные:


Создать мотивационные условия для эффективной и рациональной относительно
ресурсов производственной и маркетинговой деятельности фирмы;


Обеспечение соответствия требованиям потребителей уровня выпуска продукции и ее
качества (разнообразие, срок использования, безопасность, надежность и т.д.);


Создание равных условий для получения прибыли, достаточной для окупаемости
инвестиций, обеспечения эффективности инвестиций;


Создание таких условий, при которых цены будут стимулировать рациональный
выбор, направлять рынок на достижение равновесия, а не усиливать циклическую
нестабильность;


Создание благоприятного климата для внедрения технически совершенных новых
продуктов и производств.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения моделей
рыночной экономики

1.1 Понятие рыночной экономики, ее основные
характеристики

Рынок
— это совокупность отдельных потребителей, определяющих спрос покупателей,
который формируется в результате объединения демографических, социальных и экономических
факторов. С другой стороны, рынок — это система экономических отношений, в ходе
которых возникает процесс производства, распределения и обращения товаров, а
также движения денег. К основным функциям рынка относят: ценообразующая,
санирующая (оздоровительная), ценообразующая, регулирующая и информационная. Рисунок
1 — Функции рынка

В
776 году А. Смит написал книгу «Исследование о природе и причинах богатства
народов». В этой книге он рассказал о так называемой невидимой руке рынка,
позволяющей координировать действия сотен миллионов людей и добиваться лучших
результатов, чем при плановой экономике. Он доказал, что именно цены служат для
всех продавцов и покупателей главным источником информации о положении дел на
рынке, о соотношении предложения товаров и спроса на них.

Если
цены повышаются, то товаров на рынок поступает гораздо меньше, чем покупателей,
готовых приобрести данный товар.

Если
цены снижаются, то товаров на рынок поступает больше, чем покупателей готовы
приобрести

Если
цены почти неизменны, то на рынок поступает примерно столько товара, сколько
покупатели готовы приобрести при этом уровне цен.

Рынок
представляет собой организованную структуру, в которую входят продавцы и
покупатели, производители различных товаров (услуг) и их потребители. Их
взаимодействие приводит к установлению рыночных цен [1]. Рисунок
2 — Структура рынка Также
рыночная инфраструктура включает в себя множество элементов, которые тесно
связаны между собой и в комплекции друг с другом играют огромную роль в
экономике в целом.

Рыночная
инфраструктура – это совокупность видов деятельности, которые обеспечивают
эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в
определенном реальном пространстве [2]. Также рыночная инфраструктура — это
совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено
на обеспечение деятельности рынка и его развитие. Данная деятельность
представлена совокупностью различных организаций и учреждений, которые
обеспечивают направленность различных отраслей экономики. Её предназначение
заключается в том, чтобы обслужить производителей и конечных потребителей
продукции. Инфраструктура рынка является звеном, связывающим производство и
потребление, и поэтому именно она в большой мере влияет на экономику и её
развитие в целом. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно
урегулировать временный дефицит товаров, так как информационные, сервисные,
банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной
инвестиционной среде и удовлетворению спроса.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы