Курсовая теория на тему Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познавательное развитие».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 5
2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОУ 12
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Приложение 1 36
Введение:
Осуществление работы по ознакомлению детей с природой требует глубокого осознания комплекса задач, направленных на использование природы для всестороннего развития детей. Современный подход к содержанию ознакомления с природой характеризуется отсутствием жесткой адресности по возрасту детей, ориентацией на формирование у дошкольников достаточно широкого круга знаний об окружающей природе: интересных представителях биоценозов леса, лугов, водоемов, степи, парка и тому подобное. Это открывает перед воспитателями дошкольников широкие возможности для творческой работы по формированию любви к родному краю, экологическому воспитанию, основу которого составляют знания и деятельность ребенка. Всё это детерминировало выбор темы исследования и его актуальность.
Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения, эстетические и этические чувства, интерес к природе и проблемам ее охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе[4]. В контексте современного образования проблемы формирования экологической культуры и различные трактовки этого понятия приводятся в работах Н.Ф. Винокуровой, Н.С. Дежниковой, Б.Т. Лихачёва, С. Н. Николаевой, В.Н. Осокиной, Н.А. Рыжовой, Л.П. Симоновой, В.А. Ясвина и др..
Проблема исследования: совершенствование экологического воспитания детей, в соответствии с требованиями ФГОС ДО в современных условиях функционирования дошкольной организации в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Цель исследования – изучить и описать особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе организации занятий по ознакомлению с природой в рамках образовательной области «Познавательное развитие».
Объект исследования – экологическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации образовательной области «Познавательное развитие».
Предмет исследования – методы и формы экологического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативные документы и методическую литературу по экологическому воспитанию в соответствии с требованием ФГОС ДО;
2. Раскрыть базовые понятие темы: «экология», «экологическое воспитание»;
3 Раскрыть задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста;
4. Раскрыть особенности экологического воспитания старших дошкольников в процессе проведения занятий по ознакомлению с природой (в рамках образовательной области «Познавательное развитие»);
5. Описать основные методы и формы организации экологического воспитания дошкольников, в современном дошкольном учреждении, в процессе занятий по ознакомлению с природой в рамках образовательной области «Познавательное развитие».
Методы исследования:
— педагогическое наблюдение;
— анализ психолого-педагогической литературы;
— теоретический анализ педагогических идей;
Практическое значение работы заключается в возможности использования ее материалов в дальнейших разработках, посвященных заявленной тематике.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
Осуществление работы по ознакомлению детей с природой требует глубокого осознания комплекса задач, направленных на использование природы для всестороннего развития детей. Современный подход к содержанию ознакомления с природой характеризуется отсутствием жесткой адресности по возрасту детей, ориентацией на формирование у дошкольников достаточно широкого круга знаний об окружающей природе: интересных представителей биоценозов леса, лук, водоемов, степи, парка и тому подобное. Это открывает перед воспитателями дошкольников широкие возможности для творческой работы по формированию любви к родному краю, экологическому воспитанию, основу которого составляют знания и деятельность ребенка. Проведение этой содержательной работы требует от воспитателей широких знаний природы родного края, эмоциональной чувствительности, заинтересованности, наблюдательности.
Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет равнодушными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листа, запах цветов, движение животных и т. д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшем своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и разнообразии.
В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять их нравственное, физическое и эстетическое воспитание.
В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, которые ребенок ухаживает и следит, помогает воспитывать у нее такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.
Управляя процессом познания природы и приобретения детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.
Следует отдавать предпочтение тем формам работы, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким формам работы относятся наблюдение, эксперимент, работа, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, во время которых демонстрируются натуральные объекты или изображения их.
Методы и приемы, которые использует в работе педагог, сочетаются. Например, наблюдение – с беседой, рассказ воспитателя – с чтением художественного произведения, эксперимент – с трудом и т. д.
Фрагмент текста работы:
1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Экология — познание природы, исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. Экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе.
Идея экологической культуры тесно связана с идеями глобального эволюционизма, интегрального научного направления об эволюции неорганического, органического и социального миров и их тесной взаимосвязи. Проблематика близка идеям русского космизма, развиваемым В. Соловьевым, Н. Федоровым, П. Флоренским, Н. Лосским, Н. Бердяевым и др. Близка по духу экологической культуре и теория коэволюции, теория со-развития человека и природы, человека и биосферы. Звеном, объединяющим все эти концепции, безусловно, является идея единства развития человечества, цивилизации и природы, Космоса, идея теологически предопределенной эволюции Вселенной. Историко-философский бэкграунд проблемы гармонизации отношений природы и общества огромен, связан с именами выдающихся мировых философов и ученых.
В системе человеческих отношений, в культурологии, действуют по сути те же самые фундаментальные законы взаимовлияния всех членов сообщества на состояние устойчивости всей системы. Как человечество не существует вне биосферы, в отрыве от Космоса, от процессов, происходящих в них, так и сам человек является незаменимым составляющим общего круговорота обмена веществом, энергией и информацией. Задаче почувствовать свое истинное предназначение и место в этой био-гео-социо-системе были посвящены труды великого мыслителя В.И. Вернадского. Именно поэтому мы говорим о социальной экологии как о ключевой научной дисциплине, в сфере изучения которой взаимоотношения в системе «природа — человек».
Экологическая культура, в более формальной интерпретации, — это система особых взаимоотношений человека и природы. Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических принципов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В “Программе воспитания в детском саду” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.
Программа выдвигает две важные задачи:
1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. дИзменение старой, традиционной, антропоцентрической парадигмы на новую, биоцентричную, предполагает отказ от ряда стереотипов, сформировавшихся в предыдущие годы. К таким стереотипам Н. Рыжова относит, в частности, традиционное для методической и художественной детской литературы 50-80-х годов отношение к человеку как к хозяину, «царю» природы, который может изменять ее с целью создания наиболее комфортных для своей жизни условий, без учета природных закономерностей . Потребительский подход к природе отражается также в широко распространенной для ознакомления детей с природой классификацией живых организмов. В представленной классификации живые организмы делят на «вредные», «опасные» и «полезные»; применяют в отношении природных