Курсовая теория на тему Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как объект психологического исследования 5
1. Основные подходы исследования проблемы экологического воспитания детей в психологии 5
2. Общая характеристика экологического воспитания детей дошкольного возраста 7
2. Анализ факторов влияющих на экологическое воспитание детей-дошкольников 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Введение:
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды рассматривалась с различных точек зрения на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня педагогические учения, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Только всего несколько поэтических строк, дают нам понять суть серьёзнейших изменений, происходящих в природе Земли. Но экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Цель данной работы состоит в изучении экологического воспитания детей.
Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить историю становления экологического воспитания;
— изучить определение экологического воспитания;
— изучить становление экологического воспитания.
Объект исследования — процесс экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — методы и приемы осуществления экологического воспитания.
Теоретической основной работы послужили исследования отечественных педагогов, экологов, психологов: Менчинская Наталья Александровна, Выготский Лев Семенович, Б. Г. Ананьев, А Яблоков, Г. Смирнов, Д. Марковича и другие.
В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, двух основных частей, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
Экологическая культура личности является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанно-правильного отношения к окружающему миру, в том, что начинает выделять себя из окружающей среды. Развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему; интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной его картины, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем; завершается процесс формирования основ нравственно-экологической позиции личности до характерных проявлений ее во взаимодействии ребенка с окружающим.
Эффективным средством формирования экологической культуры личности дошкольника является его органичное включение в нерегламентированную деятельность экологической направленности, которая предполагает многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природной средой и направлена на становление нравственной гуманистической позиции в отношениях человека к природе, то есть имеющей в качестве приоритета, как благо человека, так и благо природы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как объект психологического исследования
1. Основные подходы исследования проблемы экологического воспитания детей в психологии
В 90-е годы в нашей стране появилось много программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Одни из них впоследствии получили широкое распространение, другие активно использовались дошкольными учреждениями в течение определенного времени. Опыт показал, что во многом успешность внедрения той или иной программы зависела от наличия методических рекомендаций, формы подачи материала, связи ее содержания с другими направлениями работы ДОУ.
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие .
В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в основу теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость:
1) усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности;
2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей .
Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН).
Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
Последнее десятилетие ХХ в. можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.
Экологическое образование осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Сегодня идет поиск новых форм, методов, используемых в экологическом воспитании детей.
При этом среди методов, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности, развивать способность ребенка справляться с новыми проблемами в постоянно меняющемся мире, действовать в новых, непривычных ситуациях, особое место занимает метод кейс-технологии .