Курсовая теория на тему Экологическое просвещение в сельской библиотеке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Роль сельских библиотек в экологическом просвещении населения 5
1.1. Понятие и сущность экологического просвещения 5
1.2. Особенности деятельности сельских библиотек в современных условиях 13
Глава 2. Основные направления работы сельских библиотек по экологическому просвещению населения 18
2.1. Пути и средства работы сельских библиотек по экологическому просвещению населения 18
2.2. Проблемы экологического просвещения в сельской библиотеке 22
Заключение 25
Литература 29
Введение:
Библиотеки — учреждения наиболее демократичные и доступные для всех слоев населения, одни из важных звеньев в системе экологического просвещения. Они могут поставлять экологическую информацию, вести популяризацию в интересах устойчивого развития, пропагандировать важность решения экологических проблем для настоящих и будущих поколений. Библиотеки — единственные учреждения, где можно бесплатно и оперативно получить новейшую информацию.
Даже минимальный книжный фонд любой библиотеки даёт возможность видеть экологическую проблему во всей ее многоаспектности, оказывать практическую помощь населению в осознании и решении местных экологических проблем.
Библиотеки вносят неоценимый вклад в экологическое просвещение населения. Библиотеки России включились в процесс экологического просвещения населения, начиная с 90-х г. прошлого века. Этому немало способствовало регулярное проведение, начиная с 1995 г. всероссийских смотров-конкурсов работы библиотек по экологическому просвещению населения.
Сеть библиотек, являясь уникальной отраслью культуры, охватывает значительную часть территории страны и оказывает влияние на все категории населения. Роль библиотек как носителей экологических знаний благодаря сосредоточенным в них ресурсам и высокому уровню подготовки библиотечных кадров непреходяща [6].
Библиотеки, располагая организованным фондом тиражированных документов в области экологии, обеспечивают всем желающим свободный доступ к экологической информации, что способствует повышению культурного, научного и образовательного уровня населения. При этом зачастую библиотеки выполняют роль не пассивного информатора о состоянии экологической обстановки в регионе, населенном пункте, а активного – все чаще библиотеки являются инициаторами и организаторами проведения исследовательских работ, издания пособий, буклетов, электронных презентаций по природе родного края. Обладая мощной информационной базой и доступностью для всех категорий населения, библиотека становится важнейшей государственной структурой для распространения экологической информации, в том числе в интересах устойчивого развития.
В рамках данной работы рассмотрим вопрос об экологическом просвещении населения в условиях сельской библиотеки.
Таким образом, цель данной работы – изучить особенности организации и проблематику экологическое просвещение в сельской библиотеке.
Объект исследования – работа сельской библиотеки в современных условиях.
Предмет исследования – процесс экологического просвещения в условиях библиотек.
Задачи работы:
— раскрыть сущность понятия «экологическое просвещение» и специфику его реализации в социокультурной сфере,
— рассмотреть особенности деятельности сельских библиотек в современных условиях развития общества,
— выделить и описать пути и средства работы сельских библиотек по экологическому просвещению населения,
— изучить проблемы экологического просвещения в сельской библиотеке.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.
Заключение:
Итак, в ходе работы над исходной проблемой настоящей курсовой работы было выявлено, что работа современных библиотек по формированию экологической культуры разнообразна и позволяет пользователям понять злободневность экологических проблем. Реализуя цели и задачи экологического просвещения населения, библиотеки постоянно откликаются на происходящие социальные изменения и отводят важное место социальному партнёрству, так как активно сотрудничают с органами местной власти, с общественными движениями и организациями, учебными заведениями района, с экологом. Такая совместная информационная работа даёт положительный результат: показывает значимость проблемы охраны окружающей среды, повышает имидж библиотеки и показывает связь с органами местного самоуправления.
Библиотеки не только занимают активную эколого-просветительскую позицию, но и являются инициаторами конкретных природоохранных дел. Это, прежде всего, акции по благоустройству и очищению от мусора населённых пунктов.
Экологическая культура является частью общечеловеческой культуры, без которой невозможно полноценное, гармоничное и целостное развитие личности. И библиотеки являются одним из основных центров, оказывающих помощь пользователям в работе с литературой по освоению и осмыслению экологических знаний, а также грамотного экологического поведения в обществе. Экологическая грамотность, заложенная сегодня, — это долгая жизнь нашей планеты и человечества в будущем.
Экологическое просвещение — это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. В настоящее время библиотеки как никто имеют хорошую материальную базу, которая позволяет успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению.
Экологическая деятельность библиотек уже имеет свою историю. Более 20 лет они ищут эффективные пути формирования экологической культуры населения. Для решения этой задачи в распоряжении библиотечного сообщества находятся:
• информационные базы на бумажных и электронных носителях;
• разветвленная библиотечная сеть, в которой работают специалисты, способные собирать и систематизировать информацию, обеспечивать к ней доступ, создавать новые информационные ресурсы по заданной тематике;
• бесплатный, демократичный доступ граждан к информации, возможность знакомиться с различными точками зрения на решение экологических проблем.
Библиотеки как наиболее доступные населению информационно-культурные центры, предоставляющие возмож¬ность широкого и открытого пользования инфор¬мацией, могут многое сделать для пропаган-ды экологических принципов и распространения экологических знаний.
Фундамент для массового вовлечения библиотекарей в экологическую проблематику,
В библиотеках муниципальных образований (в том числе и на селе) приняты и действуют перспективные планы и программы экологического просвещения, что прибавило систематичности и целенаправленности в их работе.
Большое внимание в библиотеках уделяется формированию справочно-библиографического аппарата по экологии, создаются тематические картотеки.
Библиотекари самостоятельно разрабатывают интересные, насыщенные информацией сценарии по экологическому просвещению населения, учитывая при этом запросы современной читательской аудитории. Такие формы работы как: экологические суды, экологические экспедиции, экологические часы, эколого-краеведческие марафоны пользуются интересом читателей.
Деятельность клубов направлена на пропаганду литературы об окружающей природе, а также привлечение к чтению литературы природоведческой тематики, привитие любви к Родине, к родной природе. В работе клубов используются различные формы работы: книжные выставки, обзоры, беседы, громкие чтения, викторины, конкурсы, информационно-познавательные часы, утренники, праздники, заочные путешествия, кроссворды и т.д. Тематика занятий разнообразна: от поделок из природного материала до исследовательских работ по экологии.
Формы работы в библиотеках по экологическому просвещению самые разнообразные. Главное то, что и у библиотекарей, и у населения есть чувство сопричастности к распространению знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды.
Проанализировав работу по экологическому просвещению в сельских библиотеках области можно сделать вывод:
Во-первых, экологическое просвещение населения — одно из основных направлений библиотечной работы;
Во-вторых, происходит расширение диапазона сотрудничества социально значимых организаций и библиотек области;
В-третьих, осознание важности роли библиотекарей в развитии и становлении личности привлекло особое внимание общественности и органов власти к экологической деятельности библиотек.
Методическая основа экологического просвещения определяется многоаспектностью самой экологии. Экология — это «перекресток» многих научных исследований и научных знаний. Вот почему следует представлять читателю всю эту сферу познания окружающего мира и как систему знаний о биологических основах жизни, и как учение, затрагивающее одновременно социальную, экономическую, культурную стороны жизнедеятельности, а также духовное и эстетическое состояние человека.
Особое внимание надо обратить на имеющийся опыт информационно-библиографического обеспечения читателей. Главную роль здесь играет умение библиотекарей находить и в полном объеме представлять читателям информацию, несущую экологические знания.
С годами миссия библиотек значительно усложняется. Оставаясь центрами поддержки и развития чтения, формирования читательских интересов, они стали учреждениями культурного, научного, образовательного, просветительского и коммуникационного назначения. Сегодня именно библиотеки выступают в роли безальтернативных каналов распространения природоохранной информации, формирования экологического мировоззрения населения.
Библиотекам принадлежит особая роль в непрерывном экологическом образовании местного сообщества. Даже минимальный книжный фонд любой библиотеки дает возможность видеть экологическую проблему во всей ее многоаспектности, оказывать практическую помощь населению в осознании и решении местных экологических проблем.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Роль сельских библиотек в экологическом просвещении населения
1.1. Понятие и сущность экологического просвещения
Среди многообразия направлений, которые сегодня актуализируются в социокультурной среде, существует необходимость в создании экологосообразного образовательного пространства, которое представляет собой среду нового типа, позволяющую эффективно осуществлять рассмотрение теоретических и практических аспектов экологизации мировоззрения старшеклассников в рамках формирования экологической культуры у населения. Если рассматривать процесс воспитания у подрастающего поколения природоохранного восприятия окружающей природной среды при осуществлении экологического обучения, то важно отметить, что в последнее время данная работа реализуется не в полном объеме, а ведется весьма фрагментарно. Так, например, старшеклассники имеют возможность получить некоторые представления в области экологических знаний в условиях образовательного учреждения, однако этого недостаточно, поэтому необходимо планомерно вести работу по развитию личностных учебных универсальных действий посредством педагогического влияния на духовно-нравственную сферу личности, а также обеспечить формирование ответственности и внутренней мотивации в области природоохранной деятельности [6].
Большое значение имеют умения и навыки осуществлять наблюдение за окружающим природным пространством, умение вести экологический мониторинг, опыт организации акций, проектов и иных мероприятий, позволяющие повысить эффективность воспитательной работы в области экологизации личности старшеклассников.
В целом анализ целеполагания в экологическом образовании позволяет раскрыть следующие аспекты: развить экологическое сознание и мышление, сформировать экологическую культуру личности, создать условия для развития ответственности по отношению к природой среде.
Под процессом формирования экологической культуры понимается необходимость в развитии следующих компонентов:
— развитие экологических представлений и углубление знаний обучаемых в области безопасной среды обитания людей;
— формирование умения осуществлять взаимодействия с природной средой, основанное на интеграции системы знаний, умений и навыков;
— воспитание нравственных установок и эмоционально-эстетических переживаний, которые станут основой для развития положительного отношения к окружающему природному пространству.
Экологическое просвещение — это, прежде всего, распространение экологической информации, с чем связан процесс гармонизации вза-имодействия общества и природы. При этом экологизация социокультурной сферы заключается не столько в расширении экологической информации, сколько в формировании экологического мышления и, как следствие, — принятии экологического императива, то есть совокупности запретов, нарушение которых приведет к ухудшению и даже разрушению благо¬приятных для жизни свойств окружающей среды.
В последнее время все большей популярностью пользуется эколого-практическая деятельность. Это новая форма досуга молодежи, в которой каждый получает возможность стать лидером экологического направле-ния, проявить свою инициативу, увидеть самому и продемонстрировать окружающим практический результат своей деятельности, найти социаль-но-полезное воплощение своих амбициозных планов. Успешность в этом процессе обеспечивается экологической информацией, которую пред-ставляют различные социальные институты, в том числе и библиотеки.
В настоящее время во многих библиотеках сложилась целостная система по формированию экологического мировоззрения, разрабатываются и реализуются экологопросветительские программы, действуют экологические клубы, формируются фонды экологических изданий и проводится выставочная деятельность.
Традиционно составляющей работы библиотек является проведение массовых эколого-просветительских мероприятий с читателями, в первую очередь со школьниками. Многие библиотеки живут заботами и проблемами населения. Учреждения культуры реально становятся эколого-просветительскими центрами, объединяющими учреждения образования и культуры, органы исполнительной власти, экологов и т. д.
Библиотекари инициируют проведение экологических конференций, круглых столов, конкурсов и иных массовых мероприятий по проблемам своей местности с участием всех тех, кто заинтересован в деле охраны природы. Используя различные формы и методы библиотечной деятельности, библиотеки стараются пробудить в людях экологическое сознание, привлечь к чтению литературы по экологической тематике.
Мероприятия проводятся с использованием познавательных и интересных материалов с привлечением художественных (поэзии, музыки, изобразительного искусства, фотографии и пр.), видео и электронных средств (фильмы, электронные презентации). Они находятся в постоянном поиске новых форм и методов работы с населением, в первую очередь со школьниками, ищут и находят инновационные формы общения с населением и организациями, заинтересованными в оздоровлении экологической ситуации. Во многих регионах России библиотеки интенсивно развиваются как информационные и культурные центры в области экологических знаний. Появляются и экологической библиотеки. Так, в Вологодской области с 2006 г. действуют экобиблиотеки Сокола, Череповца, Великого Устюга [20].
В детской экобиблиотеке ЦБС г. Вологды были созданы все условия для воспитания экологической культуры детей: и фонды, и мебель, и живой уголок, и информационный центр, сочетающий наглядные формы работы с использованием новых информационных материалов. Имея универсальный фонд, экобиблиотеки усиленно комплектуются литературой по всем аспектам экологической науки. Если не хватает информации, собирают, привлекая к этой работе читателей, свои местные материалы, создают рукописные книги об истории края, его природных особенностях, редких и исчезающих видов растений и животных. Получается своеобразный «народный архив», содержащий большое количество документов, воспоминаний, фотографий, даже целые летописи.
Признав экологическое просвещение самостоятельным направле¬нием работы, многие библиотеки перешли на его организацию в форме комплексных целевых программ и проектов. Рассмотрим конкретный пример: Смоленская областная юношеская библиотека (СОЮБ). Эко-логическое просвещение стало одним из наиболее актуальных направ-лений ее деятельности. Первоначально эта деятельность не носила про-граммного характера. Вместе с тем СОЮБ стремилась перейти от разовых мероприятий, приуроченных, как правило, к природоохранным празд-никам, к определенным циклам этого направления. К 2009 году была разработана целевая комплексная программа «Экология в XXI веке». В рамках этой программы стало возможным широкое использование ар-сенала информационно-библиотечных средств и методов для раскрытия экологических проблем [14].
Занимаясь эколого-просветительской работой, СОЮБ использует са-мые разнообразные как традиционные, так и новые формы деятельности со своими читателями.
Регулярно оформляются тематические стенды с информацией о на-учных достижениях в области экологических исследований, об экологи-ческом состоянии Смоленска, разных регионов России и всей планеты. В качестве примера можно привести стенды «Экология Смоленска», «В судьбе природы — наша судьба» или выставку-стенд «Большие проблемы нашего города», на которых была представлена информация об экологи-ческой ситуации в Смоленске и о деятельности городских природоох-ранных организаций. Такие выставки несут в себе элементы патриотиз¬ма, гражданской ответственности, призывают не оставаться равнодуш¬ными к своему городу, помочь ему сохранить свою уникальность.
В библиотеке стали обычными дни экологической информации, на-пример «Полезная информация о вредных привычках», и эко-обзоры пе-риодических изданий, в частности «Нам жить на этой планете», «Зем¬ля — наш общий дом». Такие мероприятия заставляют задуматься моло¬дых людей не только о своем будущем, но и о будущем региона, страны, планеты в целом.
Работники библиотеки участвуют в организации встреч, бесед («От-крыть неведомые земли» — к 175-летию Н.М. Пржевальского, «Я и мое здоровье»), круглых столов («Природа — дар бесценный»). По возмож-ности организуются встречи читателей и их родителей со специалиста¬ми, связанными в своей практической деятельности с решением эколо¬гических проблем или охраной природы. Так, например, на беседу «Не укоряйте, не принуждайте, не потворствуйте», организованную СОЮБ вместе с образовательными учреждениями для родителей читателей, был приглашен специалист-нарколог В.В. Евстафьев, квалифицированно от-ветивший на все возникшие вопросы. На беседу «Сохраним пчелу — со-храним планету» пришли сотрудники компании «Тенториум» [15].
Проведение викторин «Пятьдесят вопросов о природе», «Знатоки экологии родного края», конкурса на лучший рассказ «Любимый уголок природы моего города», конкурса плакатов «Человек и природа: кон-фликт или гармония», выставки-пейзажа «Разноцветная палитра живой природы», несомненно, способствует повышению интереса к окружаю¬щей нас природе, экологии.
Обычным стало проведение в библиотеке цикла часов экологии («Ве-ликие тайны Земли»), практикумов («Экологические ситуации»), уроков экокультуры («Землянам — чистую планету»), на которых читатели не только получают определенный объем информации, но и учатся прини-мать правильные решения. Как это было сделано на эколого-краеведче-ском уроке «От заботы о природе, от полезных, добрых дел — к челове-ческой культуре и духовной красоте», проведенном в октябре 2011 года.
Организация СОЮБ литературно-экологических вечеров и ток-шоу позволяет читателям в свободной увлекательной форме познавать и красоту нашей природы, и задумываться над решением экологических проблем. Так, на вечере «Природа! Она вечно говорит с нами» не толь¬ко прозвучали стихи Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других поэтов, воспевающих красоту русской природы, но и были прове-дены конкурсы, викторина, участие в которых требовало демонстрации знаний о растениях и животных. Активное участие в проведении ток-шоу «Суд над табаком» приняли сами подростки, откровенно выразившие свое отношение к курению. После проведения ток-шоу был выпущен буклет «Для тех, кто хочет быть здоровым» [15].
Издание буклетов, информирующих читателей о новинках литерату-ры, о проведении мероприятий, дает им возможность быть в курсе собы-тий и своевременно принимать необходимые решения.
Совместно с учащимися старших классов школы №14 г. Смоленска СОЮБ провела научно-практическую конференцию «Земля — наш дом, и мы не одни в нем живем». На конференции обсуждались не только про-блемы, связанные с загрязнением окружающей среды, но и пути их практи¬ческого решения [16].
Организация на базе СОЮБ семинара «Роль библиотеки в формиро-вании экологического мировоззрения» (май 2013г.), в котором приняли участие библиотекари ЦБС Смоленской области, позволила расширить круг единомышленников, обменяться опытом работы, скорректировать дальнейшую деятельность.
На базе экологической кафедры СОЮБ была сформирована экологи-ческая агитбригада, в которую вошли сотрудники библиотеки, учащиеся и участники коллектива эстрадно-сатирического театра «ЭКСПРЕСС» Дома культуры железнодорожников г. Смоленска (режиссер Г. В. Костенич). Деятельность агитбригады способствует как оперативному и эф-фективному распространению экологических знаний, так и обращает внимание на конкретные экологические проблемы, актуальные для на¬шего региона и города [14].
Организация сотрудниками библиотеки акций «Чистый город» и «Экологический десант» (оз. Ключевое), привлекла молодежь к реально¬му решению проблемы мусора, пусть и на небольших территориях.
Регулярная подготовка экологической кафедрой СОЮБ рекоменда-тельных списков и библиографических указателей облегчает читателям поиск нужной литературы.
Организация СОЮБ традиционных выставок, на которых можно познакомиться с книжными новинками, рисунками читателей, являет¬ся логическим завершением конкурсов, наглядным подведением итогов разных мероприятий [16].
Сотрудники библиотеки принимают активное участие в меропри-ятиях, касающихся экологической тематики, которые организуются в школах г. Смоленска, Смоленских медицин¬ском, строительном, педагогическом колледжах, колледже современных технологий и спорта. В зависимости от тематики и формы проведения в мероприятиях принимают участие от десятка до двух сотен человек.
Можно отметить, что СОЮБ не только транслирует экологическую информацию, но и учит своих читателей задумываться о современном мире и способах его сохранения и улучшения.
В результате с учетом хорошего опыта работы сотрудников библиоте¬ки по экологическому просвещению молодежи 14 декабря 2012 года на базе Смоленской областной юношеской библиотеки был открыт эколо¬гический центр просвещения для юношества «Молодежь. Библиотека. Экология» [14].
Целью всех мероприятий, проводимых сотрудниками центра, являет-ся разъяснение современной экологической ситуации в родном городе, стране и мире в целом, привлечение внимания к экологическим пробле-мам, побуждение к действиям в области охраны всего, что живет и растет вокруг нас, благодаря не только знакомству с литературой о природе, но и конкретной деятельности.
Хорошим дополнением к традиционным источникам информации СОЮБ являются автоматизированные базы данных. Для получения фе-деральных и местных природоохранительных законодательных актов используются справочные поисковые системы «Гарант» и «Консультант Плюс». К услугам читателей — глобальная сеть Интернет и собственный сайт библиотеки.
Создание экологических разделов библиотечных сайтов позволяет не только вести экологическое просвещение, информировать читателей об акциях и мероприятиях, ресурсах библиотеки по экологической темати¬ке, но и формировать сам дискурс, экологическое обсуждение, влиять на развитие дискуссии. Сетевое взаимодействие экологически настроенных молодых людей, организация виртуальных экосообществ — это развитая реальность сегодняшнего дня.
Приведенный пример показывает, насколько разнообразной по форме и содержанию может быть работа библиотек по экологической тематике. Но следует заметить, что для библиотек, расположенных на территории городов решить многие вопросы проще и легче, в том числе и в сфере экологического просвещения читателей, а вот как эта работа реализуется в условиях сельской библиотеке рассмотрим далее.
Итак, любовь к природе можно формировать посредством создания условий для восприятия природной среды при взаимодействии с ней. Такое осмысление окружающего пространства позволит развить у обучаемых такие качества как ответственность, бережное отношение к взаимодействию с окружающим миром, познавательный интерес к явлениям в природе, желание осуществлять природосберегающую деятельность.