Курсовая теория на тему Экологические архетипы в русских народных сказках
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1.Понятие архетипа и экологического архетипа 5
2.Сказка как жанр фольклора 12
3. Анализ экологического архетипа в народных сказках 14
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение:
Проблема взаимосвязи человека и окружающей его природы давно волновала философов, но специальный интерес к ней возник не так давно, в связи с формированием в обществе экологического сознания, пробудившего экологический архетип, до этого «дремавший» на уровне бессознательного. Согласно К.Г. Юнгу, архетипы как структурные единицы коллективного бессознательного являются первобытными прототипами экологического сознания.
А.И. Янчий, опираясь на учение К.Г. Юнга, к основным архетипам, рожденным в результате взаимодействия человека с природой и определявшим сознание древнего человека, относит следующие:
• архетип целостности, всесвязности, космичности, сопричастности.
• архетип отсутствия собственности. Отношение древнего человека к природе напоминает состояние временного пользования с согласия истинного владельца, под которым подразумевается природа.
• архетип ответственности.
• архетип «героя борьбы». Древний человек не был пассивным наблюдателем, ему надо было выжить [2,с.43].
Архетипы относятся к группе природных символов, которые происходят из неосознаваемых содержаний психики и представляют огромное число вариаций на тему первичного архетипичного образа целостности личности.
В современных условиях развития цивилизации проблема взаимодействия человека и окружающей среды является наиболее важной. Поэтому обращение к «природным» архетипам и формирование на их основе экологического сознания современного человека являются опорными не только в преодолении экологического кризиса, но и кризиса внутренней природы самого человека [3, с.43].
Русские народные сказки, как и сказки других народов, характеризуются достаточно малым набором главных героев и наличием достаточно прочной схемы построения, а также, как и былина, наличием большого количества постоянных эпитетов. Как схема построения, так и многие стандартные речевые обороты помогают рассказчику воссоздавать сказку.
Помимо характерных оборотов, используются стандартные схемы структуризации рассказа: так, например, используется прием троекратного повторения: большинство событий происходит последовательно в трех вариантах, и эмфаза нарастете градуировано. Построение сказки, таким образом, получается хорошо организованным и легко запоминающимся. Слова «сказка» – более позднего происхождения, чем само явление сказки: в разговорном русском языке оно активно стало использоваться только в ХVII веке. До этого было другое — «басень» (от слова «баяти» — говорить, откуда пошли «бахарь», «баюн»- рассказчик, сказочник).
Целью работы является охарактеризовать особенности экологического архетипа в русских народных сказках.
Объект исследования: русские народные сказки.
Предмет исследования: особенности экологического архетипа в русских народных сказках.
Задачи:
1.Охарактеризовать понятие архетипа и экологического архетипа.
2. Рассмотреть особенности сказки как жанр фольклора.
3. Провести анализ экологического архетипа в народных сказках.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Народные сказки занимают значительное место в устном народном творчестве. Из поколения в поколение в форме причудливых рассказов несут они культуру народа. В сказках отражаются народные идеалы, народный характер, определяется, какие ценности для человека выходят на передний план. Менталитет народа отражается в сказках.
Сказки как неисчерпаемый источник мудрости всегда несут в себе знания о мире, которые хочет передать рассказчик. Помимо увлекательного сюжета — плана внешнего, в них скрыт план символический, смысл произведения.
Сказки изображают основной закон природы, единение мужского и женского начала, в символах света и добра (Иван-царевич как образ защищающей силы, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая — любовь и мудрость). Сказочная птица Феникс, возрождающаяся из пепла, как символ воскрешения, говорит о возможностях внутреннего очищения человека в процессе духовного путешествия в неизвестные глубины своего сердца («Пойди туда, не знаю куда»). Самобытность сказок определяется, прежде всего, уникальностью каждого отдельно взятого народа. В связи с этим В. П. Аникин отмечает: «Национальная самобытность бытовых сказок в фольклоре и широкая распространённость их у народов мира заставляют нас искать их жизненные корни в исторических обстоятельствах, единых для развития всех народов, но взятых в конкретном национально-самобытном проявлении»[8].
Необходимо отметить, что идеальным сказочным героем является персонаж умный, смекалистый, способный найти выход из любой ситуации. Он должен уметь постоять не только за себя, но и за невинно обиженных, слабых, угнетенных. Любимым персонажем оказывается «дурак». Его ценят за нестандартное мышление, свободно от условностей поведение, за то, что он не боится говорить правду в глаза.
Общим оказалось и отношение к духовным ценностям. Их ставят на первое место. Счастье оказывается не в богатстве и власти, а в любви, семье, взаимопонимании. К богатству отношение однозначное. Жадность считается большим пороком. Бедность воспринимается как достоинство. Но это не значит, что отсутствуют мечты о достатке, но богатство – это не цель, оно дается в награду за терпение, честную жизнь, доброту. Итак, в результате изучения народных сказок оказалось, что в менталитете русского и дагестанских народов больше общих черт, чем различий. Дошедший до нашего времени сказочный материал, переданный через десятки поколений, обогащенный национальными традициями различных эпох, позволяет однозначно судить о высоком уровне художественного мышления народа. Это убеждает нас в том, что народная сказка это не просто развлекательное произведение, насыщенное фантазией. Она складывалась в определенных условиях и отражала твердую веру человека в осуществимость своих мечтаний в конфликтах добра со злом, света над тьмой, правды с ложью. Сказки настоящие сокровища – в них много житейской мудрости, веры в жизнь. Человек, когда сочинял и рассказывал сказки, старался вложить в них всё самое ценное, что должно было пройти сквозь поколения.
Подземный лес — мир инстинктивного знания, помогает обрести силу и стойкость, выносливость. Спуск в этот лес, находки и обретения отображают потаенную внутреннюю жизнь души, приобретение необходимых жизненных качеств. Творческая природа помогает воспринимать различные состояния бытия и познания, не натыкаться на непроходимые заросли, а научиться проходить сквозь них, вбирая мысли и впечатления, пригодные для питания, и воплощая творческие замыслы.
При внешней способности созерцать природу и внутреннем видении мира душа выполняет обработку идей и использует полученную энергию. Физическая красота, ум и внутренний свет открывают сердцу свою значимость и возможности использования.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие архетипа и экологического архетипа
Архетип — прообраз, первичная форма, образец. Термин получил распространение благодаря работам швейцарского психолога К.Г. Юнга. Архетип – это врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества, представляющие собой «коллективное бессознательное». Оно находит воплощение в сновидениях и мифах, сказках, выступает исходным материалом для художественной литературы и искусства. В аналитической психологии К.Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип – это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества [4, с.43].
Экологический архетип является одним из самых важных в структуре коллективного бессознательного, потому что он нацелен «на само существование человеческого рода в окружающем пространстве, заставляя человека в различных формах деятельности оставаться в рамках системы “общество (человек) — окружающая среда (первая и вторая природа)”» [2, с. 98]. Ожидание покровительства в своем родном доме со стороны внешних сил, Бога и т.д. выражается в присутствии во многих мифах духа — хозяина дома. Затем с расширением границ появляются боги-покровители отдельных местностей (селения, горы, скалы, долины). Здесь экологический архетип пересекается с архетипом матери, когда ее символом является город, селение, которые охраняют своих жителей. Особое место в мифологии уделяется образу «древа жизни», «древа плодородия», «древа рода», «древа восхождения», «небесного древа» и т.д. Этот символ дерева одновременно является характеристикой экологического архетипа и архетипа матери (многие мифы рассказывают о деревьях, в которых обитают духи-хозяйки местности, о происхождении людей от деревьев). Далее границы расширяются на всю природу в целом, появляются духи, боги-покровители природы и окружающего мира (леса, рек, морей, звезд, сторон света и т.д.).
Самые древние доступные нам общемировые мифологические образы (первозданный хаос, подземный мир, рождение жизни, отделение Неба от Земли, Матери, Солнца, Бога, Дерева, Ада и Рая, Гармонии и Угрозы, конца света и воскрешения и др.), представленные в сознании как в персонифицированной форме, так и в виде трансформаций ситуаций, — это проявления экологического архетипа.
К основным характеристикам (свойствам) экологического архетипа относятся следующие:
• Экологический архетип находит отражение в фольклоре, мифах и верованиях, в произведениях литературы и искусства и т.д.
• Экологический архетип составляет содержание коллективного бессознательного и несет в себе свойства всего человечества.
• Экологический архетип относится к врожденным психическим структурам, которые не возникают в процессе научения, но наполняются со временем конкретным содержанием, материалом сознательного опыта человека.
Экологический архетип находит выражение в архетипических образах Матери, Отца, Гармонии, Угрозы, Родины, Дома, Рая, Неба и Земли, образа Единства с природой и др.
Экологический архетип имеет два полюса, положительный и отрицательный. Положительный полюс составляют представления о желаемом состоянии окружающего мира, идеал (архетип гармонии), отрицательный — представления о различных экологических угрозах и связанных с ними экологических страхах (архетип угрозы).
Экологический архетип имеет относительно устойчивую внутреннюю структуру, но не имеет единого четкого образа и изменяет свой облик с течением времени, находясь в прямом соотношении с доминирующим в обществе типом экологического сознания.
Архетипы содержат в себе биполярную природу, и двойственность сути архетипов легко обнаруживается в сказках: злая мать (мачеха, злая волшебница, Баба-Яга) и добрая мать (фея, добрая старуха, ведунья), злая сила (злобный король, злой волшебник, Кощей бессмертный) и добрая сила (мудрый старец, добрый волшебник, старичок-боровичок), угнетатель, завоеватель (дракон, змей-Горыныч, Соловей-разбойник) и освободитель, спаситель (богатырь, добрый молодец, серый волк), погибельное средство (зелье, отравленное яблоко, мертвая вода) и чудодейственное средство (волшебный эликсир, живая вода, волшебная палочка) и т.д.
Архетипические образы, в которых проявляется экологический архетип, соприкасаются и взаимодействуют с образами других архетипов (например, символ дерева одновременно является характеристикой экологического архетипа и архетипа матери).
Архетип — это не психическое отображение внешнего объекта, архетип только косвенно связан с восприятием внешнего объекта, он покоится на бессознательной деятельности фантазии и имеет психологический характер фантастических представлений. На примитивной ступени, т.е. в душевном укладе первобытного человека (или ребенка), внутренние образы легко переносятся в пространство, как видение, в этом содержится основа верований примитивного человека в сверхъестественных существ, на основе чего и родились народные сказки и мифы (и в этом суть наивной веры детей в эти сказки).