Курсовая теория на тему Экологическая антропология Адаптационные типы человека. Взаимосвязь на современном этапе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития экологической антропологии. 5
1.1. История развития экологической антропологии. 5
1.2. Сущность и
цели экологической антропологии. 7
Глава 2. Особенности
адаптационных типов человека. 10
2.1. Антропогенные
экосистемы и адаптационные типы человека. 10
2.2.
Проблемы экологии человека в современных условиях. 16
Заключение. 20
Список использованной литературы.. 22
Введение:
Загрязненные в
современном мире воздух, вода и почва имеют огромное значение для развития
частотных в наши дни заболеваний органов дыхания и органов сердечно- сосудистой
системы. Решение экологических проблем видится не только в государственной
политике, но и в сильной гражданской позиции каждого члена человеческого
сообщества. Экология — это наука о природе, которая нас окружает. Все процессы
в природе взаимосвязаны. Человечество — лишь незначительная часть природы, а
человек является лишь одним из видов ее органической жизни. «Разум выделил
человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении
веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для
своего существования».
За последнее тысячелетие
человек повлиял на экологию таким образом, что, упрощая свою жизнь, выработал
механизм уничтожения окружающей среды и человечества, как ее части. Влияние
экологии на здоровье человека очень ощутимо. И чем сильнее загрязнение среды
обитания человека, тем сильнее влияние этой загрязненной среды на его здоровье.
Основными условиями существования человека являются воздух, вода и почва,
конечно, в необходимом для процессов жизнедеятельности состоянии. Но в
последнее время на земле становится все сложнее находить места для нормального человеческого
существования, чтобы воздух, вода и почва были чистыми и не наносили вреда
здоровью человека.
Объектом исследования курсовой работы
являются общественные отношения, возникающие в процессе развития экологической антропологии, адаптационных типов человека.
Предметом исследования курсовой
работы являются механизмы развития экологической
антропологии, адаптационных типов человека.
Целью курсовой работы является системное и функциональное изучение экологической антропологии, адаптационных типов
человека, их взаимосвязи на современном этапе.
Для достижения
поставленной цели были поставлены следующие задачи курсовой работы:
— изучить историю
развития экологической антропологии;
— раскрыть сущность и
цели экологической антропологии;
— рассмотреть антропогенные
экосистемы и адаптационные
типы человека;
— выявить проблемы
экологии человека в современных условиях.
Методология исследования
представляет собой комплекс общенаучных и специальных методов исследования.
Среди методов можно выделить: системный метод; исторический метод; метод
толкования норм; анализ различных документов
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что в ходе исследования
были выявлены основные особенности экологической антропологии, адаптационных
типов человека, их взаимосвязи на современном этапе.
Структурно курсовая работа
соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая основа и
значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой
работы проведен анализ теоретических основ развития экологической антропологии.
Во второй главе курсовой
работы выявлены особенности адаптационных типов человека.
В заключении обобщены
результаты курсовой работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.
1. В
60-х гг. ХХ в. в биологической антропологии окончательно оформилось аналогичное
направление, получившее название — экологическая (или физиологическая)
антропология. В задачи антропоэкологии входит исследование приспособительной
изменчивости популяций человека, обитающих в разнообразных условиях окружающей
среды, с использованием антропологических методов. Взаимодействие
рассматривается в системе "человек-культура-среда".
До этого времени в антропологии
преобладал интерес к социальной природе человечества, к основным этапам его
формирования (эволюции), к его этнической истории. Считалось, что как только в
ряду предковых форм человека появился Homo sapiens, такой важный биологический
фактор возникновения современного человека как естественный
отбор перестал играть формообразующую роль, "передав свои
функции" факторам социальным.
2. Экологическая
антропология – подполе антропологии и определена как “исследование
культурной адаптации к окружающей среде”. Подполе также определено как,
«исследование отношений между населением людей и их биофизической средой».
Центр его исследования касается, “как культурные верования и методы помогли
народонаселению приспособиться к их среде, и как люди использовали элементы
своей культуры, чтобы поддержать их экосистемы”. Экологическая антропология
развилась от подхода культурной экологии, и это служило концептуальной основой,
более подходящей для научного запроса, чем культурный подход экологии. Исследование,
преследуемое при этом подходе, стремится изучать широкий диапазон человеческих
ответов на проблемы охраны окружающей среды.
3. К числу
наиболее важных современных антропогенных
экосистем относятся города, села,
транспортные коммуникации.
Адаптивные
типы — общности людей, обладающиеn специфическими морфологическими и функциональными
особенностями организма, которые представляют собой внешнее выражение нормы
биологической реакции на комплекс условий окружающей среды, обеспечивающих
состояние равновесия популяций с этой средой.
4. Значение экологии велико с позиций
поддержания и увеличения продолжительности жизни, сохранения здоровья человека.
Экологическая политика в России должна быть направлена на исправление
демографической ситуации в стране. Комплекс мероприятий, в первую очередь,
должен быть направлен на увеличение продолжительности жизни, предотвращение
инвалидизации населения, улучшения материального положения россиян, что должно
найти отражение в повышении качества жизни нации и помочь гражданину России
вести достойную жизнь, в полной мере удовлетворяющую его материальные и
духовные потребности.
Таким
образом, приходится констатировать, что каждый день экологическая ситуация на
планете становится все хуже. На данный момент серьезной глобальной проблемой
является стремительное сокращение биоразнообразия – флоры и фауны нашей
планеты. Также немаловажной проблемой можно считать сокращение запасов полезных
ископаемых – невозобновляемых ресурсов. Еще одной серьезной проблемой является
загрязнение Мирового океана, который занимает свыше 66% земного шара.
В XXI веке проблемы экологии решаются на государственном уровне.
Принимаются на законодательном уровне специальные акты, санитарно-гигиенические
нормы, проводятся мероприятия с целью воздействовать на общественное сознание.
Человечество пытаются призвать к экологической ответственности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы развития экологической антропологии
1.1. История развития экологической антропологии Экологическая антропология выходит на
поле как прикладное измерение, построенное на основных подходах современной
экологической антропологии. Основное внимание уделяется тому, как культура
способствует развитию связей между людьми и их оккупированными экосистемами.
Американский антрополог Джулиан Стюард (1902–1972) является антропологическим
создателем культурной экологии. Тревожное детство привело Стюарда к увлечению
природой. В 1918 году Стюард поступил в Калифорнийский колледж, нашел
вдохновение в природной среде и обрел понимание, которое способствовало
будущему увлечению экологическими исследованиями.
Стюард официально сформулировал
основные теоретические и методологические основы культурной экологии в
1950–60-х годах. Итак, в 1960-х годах экологическая антропология впервые
появилась как ответ на культурную экологию, подотрасль антропологии во главе с
Джулианом Стюардом. Стюард сосредоточился на изучении различных способов
существования как методов передачи энергии, а затем проанализировал, как они
определяют другие аспекты культуры. Культура стала единицей анализа. Первые
экологические антропологи исследовали идею, что люди как экологические
популяции должны быть единицей анализа, а культура стала средством, с помощью
которого эта популяция изменяется и адаптируется к окружающей среде. Его
характеризовали теория систем, функционализм и анализ отрицательной обратной
связи.
Развитие экологической антропологии
происходило поэтапно. «Каждый этап – это реакция на предыдущий, а не просто
дополнение к нему». Первый этап касается работ Джулиана Стюарда и Лесли Уайта,
второй этап называется «неофункционализм» и / или «неоэволюционизм», а третий
этап называется «процессная экологическая антропология». На первом этапе были разработаны
две разные модели: Уайт и Стюард. «Различие не столь жесткое, как об этом
говорили некоторые критики, модели культурной эволюции Уайта были однолинейными
и односторонними, в то время как Стюард допускал ряд различных линий
культурного развития и ряд различных причинных факторов. На втором этапе , было
отмечено, что более поздняя группа согласилась со Стюардом и Уайтом, в то время
как другие не согласились. «Неоэволюционисты» позаимствовали работы Чарльза
Дарвина. Общий подход предполагает, что «эволюция прогрессивна и ведет к новым
и лучшим формам в последующие периоды». «Неофункционалисты» «рассматривают
социальную организацию и культуру конкретных групп населения как функциональные
адаптации, которые позволяют популяциям успешно эксплуатировать окружающую
среду, не превышая их пропускную способность». «Процессная экологическая
антропология» отмечена как новая. Исследования, основанные на этом подходе,
«направлены на преодоление раскола на втором этапе экологической антропологии
между чрезмерно короткими и длительными временными масштабами». Подход более
конкретно, рассматривает ”
Одним из ведущих практиков в этой
области антропологии был Рой Раппапорт. Он поставил много выдающихся работ о
взаимоотношениях между культурой и природной средой, в которой она растет,
особенно о роли ритуала в процессуальных отношениях между ними. Он руководил
большинством, если не всеми, своих полевых работ среди группы, известной как
Маринг, которая обитает в горной местности Папуа-Новой Гвинеи[1].
Таким образом, в 60-х гг. ХХ в. в
биологической антропологии окончательно оформилось аналогичное направление,
получившее название — экологическая (или физиологическая) антропология. В
задачи антропоэкологии входит исследование приспособительной изменчивости
популяций человека, обитающих в разнообразных условиях окружающей среды, с
использованием антропологических методов. Взаимодействие рассматривается в
системе "человек-культура-среда".
До этого времени в антропологии
преобладал интерес к социальной природе человечества, к основным этапам его
формирования (эволюции), к его этнической истории. Считалось, что как только в
ряду предковых форм человека появился Homo sapiens, такой важный биологический
фактор возникновения современного человека как естественный
отбор перестал играть формообразующую роль, "передав свои
функции" факторам социальным. Развитие антропологии приводило к
необходимости исследований по экологии человеческих популяций. В них
просматривался путь к объяснению морфологического разнообразия, специфики
географической изменчивости многих биологических свойств и генетического
полиморфизма человечества. [1] Ахмадиев А.К. К истории становления
экологической антропологии // В книге: Стратегия развития геологического
исследования недр: настоящее и будущее (к 100-летию МГРИ–РГГРУ). материалы
Международной научно-практической конференции. Российский государственный
геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ– РГГРУ). — 2018.
— С. 14-16.