Курсовая теория на тему Эгоистическое начало в альтруистическом поведении человека
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ АЛЬТРУИЗМ, ЭГОИЗМ И ЭГОЦЕНТРИЗМ 4
1.1Основные теории альтруизма 4
1.2Понятие эгоизма в теориях классиков социологии 6
1.3 Научные подходы к понятию эгоцентризма 8
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭГОИЗМА И АЛЬТРУИЗМА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 11
2.1 Морально-нравственный дискурс современности: к вопросу об альтруистическом и эгоистическом началах в человеке 11
2.2 Проблема соотношения в человеке альтруизма и эгоизма на сегодняшний день 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние общества обостряет проблему соотношения альтруистического и эгоистического начал в человеке. Разрушение категориального каркаса этики заставило обратить внимание на альтруизм и эгоизм, прояснить их природу и выявить возможности их рецепции в современный морально-нравственный дискурс.
Почему люди помогают друг другу? Чтобы понять природу альтруистических поступков, социальные психологи изучают условия, при которых они совершаются. Но прежде, чем обратиться к результатам их исследований, необходимо рассмотреть мотивацию альтруизма и эгоизма.
Проблема соотношения в человеке альтруизма и эгоизма на сегодняшний день широко обсуждается в философии, психологии и социологии. В контексте межличностного взаимодействия особое внимание уделяется проявлению этих личностных свойств на поведенческом уровне.
Наверное, уместно в связи с этим вспомнить суждение А. Смита, писавшего, что «каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определенные законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть их счастье» [14].
Актуальность темы исследования. В данной работе будут рассмотрены проблемы, связанные с мотивацией, — с себялюбием и бескорыстием. «Альтруизм» и «Эгоизм» — два термина, которые прочно вошли в повседневную жизнь. Несмотря на множество исследований и теорий об эгоизме и альтруизме, они всё равно остаются не до конца изученными. Таким образом, выбор темы курсовой работы не оставляет сомнений.
Целью данной курсовой работы является изучение явления эгоистического начала в альтруистическом поведении человека.
Объект исследования — эгоизм и альтруизм как мотивы в поведении человека.
Предмет исследования — мотивы и теории эгоизма и альтруизма.
В связи с поставленной в работе целью задачами данной курсовой работы стали следующие:
определить основные теории мотивации;
определить теорию эгоизма и выявить его основные характеристики;
выявить теорию альтруизма и выявить его основные характеристики;
установить, чем отличается эгоизм от альтруизма.
Гипотеза. Существует убеждение, что альтруизм и эгоизм два абсолютно противоположных друг другу явления. Так же есть интересный факт из науки — ученые из Института нейронауки и поведения человека в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (США) [13] провели два исследования, результаты которых говорят в пользу гипотезы о том, что склонность к альтруизму заложена в нас биологически, а не только культурно.
Практическая значимость работы. Знания, полученные в ходе написания данной работы можно применять в будущей профессиональной деятельности. А также в повседневной жизни различать эгоистические и альтруистические мотивы поступков людей.
Теоретико-методологическая база исследования. В курсовой работе применен теоретический анализ и обобщение социально-психологической литературы.
Эмпирическая база исследования представлена трудами таких известных ученых, как Д. Майерс, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Мосс и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В заключение работы подведем итог проведенному исследованию.
Целью данной курсовой работы являлось изучение явления эгоистического начала в альтруистическом поведении человека.
В ходе данной работы были установлены понятия эгоизма, альтруизма и эгоцентризма, отличия и сходства между ними. Каждая личность обладает определенной сферой эгоцентрации, в то же время прослеживаются характерные особенности эгоцентрических состояний, которые выражаются в отношениях с другими людьми и особенностях самоотношений. При повышенном уровне личностного эгоцентризма возрастает риск осложнения социально-психологической адаптации.
Гипотеза данной работы гласит, что альтруизм и эгоизм два абсолютно противоположных друг другу понятия, но по ходу работы было выявлено, что это не совсем так, и в альтруизме заложены эгоистические мотивы.
Также стоит отметить, что каждое общество порождает свои кризисы и проблемы. Как показали классики социологии, доминирование индивидуализма и эгоизма в социальном поведении нарушает общественное единство, ведет к аномии. Рациональный альтруизм, смысл которого заключается в сохранении баланса между своими интересами, должен быть положен в основание деловой практики.
Такие ученые как Конт, Спенсер, Дюркгейм подчеркивали, что социальные установки нужно формировать через систему общественного воспитания и образования. И для этого нужны особые усилия общественных институтов: семьи, школы, общественных организаций.
СОБ, волонтерство и благотворительность как проявления альтруизма формируют основы социальной солидарности и гуманизм социальных отношений в современном обществе.
Таким образом, актуальность темы доказана, цель и задачи данной курсовой работы достигнуты.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ АЛЬТРУИЗМ, ЭГОИЗМ И ЭГОЦЕНТРИЗМ
1.1 Основные теории альтруизма
Конфликт между альтруистической и эгоистической мотивацией в наше время приобретает новое видение. Альтруизм как забота об общественном благе рассматривается основанием социально ответственного поведения. Филантропия и благотворительность противопоставляется жажде прибыли любой ценой. Следовательно, возникает потребность переосмыслить альтруизм в качестве объекта социологической теории и предмета эмпирических социологических исследований социальной ответственности.
По мнению Д. Майерса [12], известного психолога, альтруизм — качество, диаметрально противоположное эгоизму. Альтруист неравнодушен и готов помочь совершенно бескорыстно, даже тогда, когда ему не предлагают ничего взамен и когда он не ждет никакой благодарности. Классическим примером альтруизма является библейская притча о добром самаритянине. «Один человек, возвращаясь из Иерусалима в Иерихон, попал в руки бандитов, которые избили его до полусмерти, ограбили и бросили на дороге. Проходивший мимо священник, увидев умирающего, перешел на другую сторону.
Точно так же поступил и шедший следом за ним левит. Но когда несчастного увидел самаритянин, его сердце наполнилось состраданием, и он подошел к нему. Склонившись над умирающим, он промыл его раны маслом и вином и перевязал их. Затем посадил его на своего осла, привез на постоялый двор и позаботился о нем. На другой день он вынул два динария, дал их хозяину постоялого двора и сказал ему: «Позаботься о нем. Если этих денег не хватит, я, вернувшись, расплачусь с тобой». Этот самаритянин — символ чистейшего альтруизма. Сострадая совершенно незнакомому человеку и не ожидая ни вознаграждения, ни благодарности, он не пожалел для него ни времени, ни сил, ни денег. В социологии нет однозначного подхода к определению альтруизма – имеют место быть различные интерпретации и типологии данного феномена.
Их диапазон довольно широк – от классических до постмодернистических социологических трактовок. Особый интерес представляет интерпретация альтруизма, представленная в трудах крупнейших представителей классической социологической мысли (О. Конта [6], Г. Спенсера [20], Э. Дюркгейма [5], а также ученика и племянника последнего М. Мосса), в которой акцентировано внимание непосредственно на просоциальных аспектах поведения человека. В их работах альтруизм рассматривается и как сформированная поведенческая реакция на условия внешней среды, и как элемент врожденного инстинктивного поведения. Это позволяет лучше понять первопричины проблемы с разных ракурсов для дальнейшего проецирования их на современное общество.