Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Эффективные способы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 3

Глава І.
Проблема формирования орфографических навыков в младших школьников в теории и
практике начального обучения. 6

1.1. Анализ проблемы исследования
в психолого-педагогической и методической литературе. 6

1.2. Состояние проблемы
исследования в практике работы учителей начальной школы.. 11

Глава ІІ. Эффективные способы и
приемы формирования навыков орфографического письма у учащихся начальных
классов на уроках родного языка  19

2.1. Методика работы по
формированию орфографических навыков в младших школьников. 19

2.2. Система упражнений и заданий,
направленных на формирование умений и навыков грамотного письма у учащихся. 23

Заключение. 30

Список
использованной литературы.. 32

  

Введение:

 

 

Актуальность
исследования
. В
условиях национального и социально-культурного воспроизводства, становления
государственности и демократизации общества, возрождение интеллектуального и
духовного потенциала граждан, расширение сфер функционирования русского языка
как государственного особое значение приобретает культура устной речи —
важнейшего средства общения, воспитания и всестороннего развития личности. В
соответствии с современными потребностями принят ряд документов, которые
определяют пути реализации сквозной задачи в области языкового образования.

Следовательно, особую значимость
приобретает работа, направленная на формирование культуры русской речи, начиная
с начального звена общеобразовательной школы, поскольку приобретенные в младшем
школьном возрасте лингвистические знания и речевые умения становятся основой
коммуникативной совершенства и нормативности речи.

Учеными определены вопросы языковой
культуры человека и общества, теории речевой нормы, коммуникативные качества
культуры речи, психологический и психолингвистический аспекты порождения и
особенностей высказываний, которые исследовали Л. Выготский, М. Жинкин, И.Зимняя,
А. Леонтьев, С. Рубинштейн, И. Синица и др.

Однако исследователями освещены
вопросы совершенствования языкового мастерства тех, кто уже получил школьное
образование (студенческая молодежь, учителя), тогда как систематическая работа
по формированию и совершенствованию речевой культуры именно учеников
общеобразовательной школы, в частности начального, остается актуальной и
одновременно недостаточно разработанной. Отдельные аспекты развития речевой
культуры школьников начального звена находим, анализируя исследования
методического характера: становление и развитие орфоэпических норм речи младших
школьников, приемы выработки у детей навыков русскоязычного этикета,
формирование орфографических норм русского языка в младших школьников  и др.

В новых социально-экономических
условиях развития государственности возрастает значение и требования к
формированию социально-активной, культурной и духовно богатой личности. Одним
из основных условий этого процесса является получение школьниками умений и
навыков свободно и грамотно владеть родным языком. Не обладая в совершенстве
богатством родного языка, гражданин будет не в состоянии развить свое мнение,
оформить деловой документ, грамотно и убедительно представить производственные
интересы, а от этого будут тормозиться функции, возложенные на него обществом.
Поэтому одной из главных задач школы и педагогов, в частности, научить
школьников содержательно, грамматически правильно и стилистически умело
выражать свои мысли. Именно из этих задач определяются пути дальнейшего совершенствования
работы учителя начальных классов.

Государственная национальная
программа одним из приоритетных направлений перестройки школы считает
формирование речевой культуры в процессе овладения родным языком. Учитель,
ежедневно общаясь с учениками, может формировать их языковую культуру и
осуществлять речевое воспитание.

На взаимосвязи школьного языкового
образования с реальными потребностями жизни отмечали педагоги и лингвисты XIX
века М. Бунаков, Ф.Буслаев, И. Срезневский, К. Ушинский, П.Фортунатов, В.
Шереметьевский и др.

Орфография имеет особое социальное
значение. Она затрагивает интересы всего общества и потому является предметом
постоянного внимания и заботы языковедов, исследующих проблемы культуры речи.
Не теряет актуальности и методическая проблема формирования у учащихся
общеобразовательной школы орфографической грамотности, поскольку овладение
нормами письменной речи является одной из важнейших задач изучения языка,
необходимой составляющей языкового образования школьников и важным средством подъема
культуры их письменного общения. Обучение орфографии всегда интересовало
педагогов, лингводидактов, а также учителей-практиков. Такую проблему
исследовали ученые: Н. Львов, А. Савченко, А. Хорошковская.

Сегодня остается очень важным вопрос
для современного образования: повышение речевой культуры учащихся, формирование
коммуникативной компетентности на уроках русского языка, пути совершенствования
устной и письменной речи, работа по предупреждению и устранению языковых ошибок
учеников современной начальной школы. Все это обусловило выбор и позволяет
говорить о актуальности работы на тему: «
Эффективные
способы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников»

Объект исследования — методика обучения русскому языку
учеников.

Предмет исследования — пути достижения орфографической
грамотности у учащихся на уроках русского языка.

Цель работы: проанализировать и обосновать
эффективные способы и приемы 
формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского
языка.

Задачи исследования: 1. Проанализировать степень
изучения проблемы исследования в психолого-педагогической и методической
литературе.

2. Определить состояние проблемы
исследования в практике работы учителей начальной школы.

3. Охарактеризовать методику работы
по формированию орфографических навыков в младших школьников.

4. Подготовить различные виды
упражнений для достижения орфографической грамотности учащихся.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Одна из составляющих общей культуры
человека является его орфографическая и пунктуационная грамотность. Уметь
грамотно писать — жизненная необходимость. Грамотный человек без труда напишет
заявление или письмо, запишет услышанное или прочитанное. Он, бесспорно, везде
будет работать лучше, продуктивнее. А это то, в чем нуждается современная
Россия, которой нужны грамотные специалисты во всех областях государственной
деятельности. Поэтому учителям, а словесникам прежде всего, надо добиваться,
чтобы ученики были образованными, грамотными людьми, в достаточной степени
знакомы с богатыми сокровищами русского языка и могли практически использовать
их. Залог успеха учителя-словесника в этом деле — выработка системы обучения
грамотного письма.

Конечно, многое зависит от самого
ученика, однако мастерство учителя играет едва ли не решающую роль, потому что
он не только учит, но и повседневно побуждает ученика повышать языковую
грамотность.

Для достижения эффективности изучения
правил орфографии учебный процесс следует организовывать с позиции системного и
деятельностного подходов, с применением методов проблемного характера.
Формирование умственных действий переходит в язык внутренний, действия
выполняются беззвучно, а уже потом сворачиваются в умственную операцию — умение
— навыки. То есть, если неграмотный ученик будет хорошо учить правила по
орфографии и синтаксису, чаще повторять до выработки навыков, то у него
появится больше шансов начать писать грамотно.

Интерес учащихся к обучению педагог
постоянно формирует с помощью различных игровых ситуаций, которые дают
возможность учителю соединить в одно неразрывное целое два процесса: усвоение
знаний и их применение. Работу следует организовать так, чтобы дети учились на
занятиях, а дома только закрепляли. Иногда на уроке активно работает только
учитель, а ученикам отводится пассивная роль. Чтобы этого избежать, следует распределить
умственную деятельность детей таким образом, чтобы все они в меру своих сил и
возможностей искали и находили пути решения задач, самостоятельно доходили
выводов, чтобы процесс поиска истины захватывал их, а все виды работы побудили
их к этому, создавали соответствующий психологический настрой.

Главная задача уроков русского языка
— научить детей содержательно, логично, четко выражать мысли, выработать
необходимые навыки грамотного письма. Поэтому в центре внимания педагога должна
быть работа над усовершенствованием орфографических умений и навыков, поскольку
ошибки лучше предотвратить, чем работать над их исправлением.

Такая практика имеет право на
использование в повседневной работе учителя. Главное, чтобы эта работа не была
фрагментарной, а имела системный характер, охватывала все уровни языковой
системы, что позволит повторить правила, закрепить навыки их применения,
выработать автоматичность грамотного письма.

В борьбе за высокую грамотность
важно, чтобы работа учителей-словесников была поддержана всеми педагогами
школы, чтобы все учителя-предметники производили у учащихся навыки логично,
последовательно, четко и грамотно выражать свои мысли устно и письменно,
обогащали язык учеников научными терминами по своей специальности.

Итак, только системная работа учителя
и учеников на уроках русского языка и литературы сможет повысить качество
знаний, стимулировать школьников на творческий поиск, а главное — вызвать
интерес к учебе, самосовершенствованию и самореализации личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава І. Проблема
формирования орфографических навыков в младших школьников в теории и практике
начального обучения

1.1. Анализ проблемы
исследования в психолого-педагогической и методической литературе

Орфография имеет особое социальное
значение. Она затрагивает интересы всего общества и потому является предметом
постоянного внимания и заботы языковедов, исследующих проблемы культуры речи.
Не теряет актуальности и методическая проблема формирования у учащихся
общеобразовательной школы орфографической грамотности, поскольку овладение
нормами письменной речи является одной из важнейших задач изучения языка, необходимой
составляющей языкового образования школьников и важным средством подъема
культуры их письменного общения
[1]. Обучение орфографии всегда
интересовало педагогов, лингводидактов, а также учителей-практиков.

Анализ психолого-педагогической
литературы свидетельствует о внимании современных ученых к проблеме
формирования у младших школьников орфографической грамотности. Анализ трудов
ученых-психологов Д.Богоявленского, П.Гальперина, С.Жуйкова и других позволяет трактовать
навык правописания как конечный продукт мышления, сознательного и многократного
повторения определенных взаимообусловленных психофизиологических актов, имеющих
место во время письма. Вопросу решения орфографических задач посвящены труды
известного российского методиста проф. Львова, осознанию правил правописания Л.
Божович, С. Жуйкова. Значительный интерес к методике формирования у младших
школьников орфографической зоркости наблюдается в трудах М. Разумовськой, В.
Шклярук и др. Не потеряли ценности советы К.Д.Ушинского о проведении диктантов.

Как отмечают лингводидакты, для
достижения основной цели усвоения правописания — формирование у учащихся
орфографической грамотности — необходимо решить следующие задачи:

— обеспечить усвоение школьниками основных
орфографических понятий и правил;

— развить у учащихся орфографическую
зоркость (способность распознавать орфограммы как в написанных, так и в
воспринятых на слух словах)
;

— выработать на основе теоретических
знаний практические умения правописания;

— добиться запоминания написания слов
с орфограммами,
что
не проверяются;

— воспитать у учащихся потребность
обращаться в случае необходимости к орфографическому словарю, вооружить их
умениями пользоваться таким словарем;



[1]
Данилова М. Б. Формирование орфографических
навыков учащихся. Что входит в это понятие? // PEDSOVET.SU : сайт. – Н.
Новгород, 2007-2018.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы