Клиническая психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Эффективность символ-драмы при психосоматических расстройствах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Психосоматические расстройства как предмет психологических исследований и мишень для психотерапии 5
1.1 Краткая история развития представлений о психосоматических расстройствах 5
1.2 Типология психосоматических расстройств. «Классические психосоматозы» и соматоформные расстройства 11
1.3 Психоаналитические модели психосоматических расстройств 14
1.4 Методы лечения психосоматических расстройств 19
Глава 2. Символдрама как психотерапевтический метод 25
2.1 Общее представление о символдраме 25
2.2. Основные технологии символдрамы 31
2.3. Применение символдрамы для лечения психосоматических расстройств 35
2.4. Оценка эффективности символдрамы как метода лечения психосоматических расстройств 38
Выводы 41
Заключение 43
Список литературы 44

  

Введение:

 

В настоящее время большое внимание ученых уделяется вопросу образования и развития психосоматических нарушений и болезней, а также вопросов их преодоления и лечения. Существует необходимость в исследовании данных феноменов, описания их, выделения условий и факторов возникновения психосоматических заболеваний. Одной из важных проблем, стоящих перед специалистами, является вопрос причинно–следственных связей между психическим и соматическим в человеке. Данный вопрос является основой, как для формирования определенной системы представлений о психосоматических заболеваниях, так и разработки эффективных методов их преодоления [19].
Современная биопсихосоциальная концепция болезни пришла на смену биомедицинской модели в 70-ее гг. XX века и моет быть описана следующими словами Р. А. Лурия: «По существу вся медицина является психосоматической», имея в виду тот факт, что психологические, психосоциальные факторы в большей или меньшей степени включены в этиопатогенез любого заболевания, влияя в той или иной мере на ход течения и исход болезни. Нет только психических и только соматических болезней, а есть живой процесс в живом организме; его жизненность и состоит в том, что он объединяет и психическую, и соматическую сторону болезни [10].
Статистические данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) статистические указывают на то, что от 38 % до 42 % всех индивидов, проходящих лечение у терапевтов, принадлежат к группе психосоматических больных. Такие заболевания как гипертония, язва желудка, сахарный диабет, глаукома относятся к психосоматическим.
Психосоматические расстройства и их роль в увеличении заболеваемости населения постоянно возрастает, отсюда на современном этапе заинтересованность в данной проблеме усиливается. Указанные расстройства удивляют, природа их многообразна, поэтому все чаще они становятся объектом изучения [18].
Развитием психосоматической медицины занимались такие ученые, как Ф. Александер, С. Джелифф, Ф. Данбар, Э. Вейсс, О. Инглиш и др.
Большую роль в научном исследовании психосоматических соотношений при психической и соматической патологии сыграли российские исследователи, такие, как В. М. Бехтерев, В.А. Гиляровский, К.А. Скворцова, Е.К. Краснушкин, А.Р. Лурия и другие.
Также проблемы психосоматических расстройств активно изучаются в психологии и психотерапии. В частности, многие психотерапевтические методы активно используются в преодолении данных заболеваний. Специалисты (О В. Бойко, Я. Л. Обухов, Г. В. Старшенбаум, Н. П. Пезешкиан и др.) в качестве одного из эффективных методов рассматривают такой метод психотерапии, как символдрама.
Цель: проанализировать особенности и эффективность применения символдрамы при лечении психосоматических расстройств.
Объект исследования: психосоматические расстройства.
Предмет исследования: особенности применения символдрамы для терапии психосоматических расстройств.
Задачи:
1) Проанализировать медицинские и психологические взгляды на психосоматические расстройства;
2) Охарактеризовать основные методы преодоления психосоматических расстройств;
3) Исследовать специфику и эффективность символдрамы в преодолении психосоматических расстройств.
Методы: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Символдрама, или кататимно-имагинативная терапия, представляет собой один из методов психотерапии, который во многих случаях успешно применяется при коррекции психосоматических расстройств.
В настоящее время проблемы психосоматических расстройств и методов их коррекции изучается во многих направлениях медицины, психологии и др. Такое пристальное внимание к психосоматическим заболеваниям обусловлено тем, что современные исследователи отмечают рост доли заболеваний данной категории в общей структуре заболеваемости населения. Психосоматические заболевания являются весьма разнообразными по своей форме и проявлениям. Так, медицинские исследования указывают на то, что психосоматические заболевания могут возникнуть в пищеварительной, сердечно-сосудистой системе, в системе зрения, могут проявляться болями неясной этиологии, дерматологическими проблемам.
Необходимость поиска эффективных психотерапевтических методов преодоления психосоматических заболеваний обусловлена их двойственной природой: психологической причиной и соматической симптоматикой. Однако только медицинские воздействия не способны устранить данные заболевания, так как они воздействую на симптом, не затрагивая психологические причины.
Изучение психосоматических заболеваний и поиск методов их преодоления был начат в психоаналитическом направлении и в основном развивалось именно на основе данного направления. Там же и была разработана символдрама. Эффективность символдрамы подтверждена многими исследователями, особенно это касается работы с детьми и подростками, соответственно, данное направление является актуальным и перспективным направлением исследований.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Психосоматические расстройства как предмет психологических исследований и мишень для психотерапии
1.1 Краткая история развития представлений о психосоматических расстройствах

Психосоматика — это межотраслевая научная дисциплина, которая занимается изучением взаимосвязи соматических заболеваний и психологических причин их возникновения [7].
Объектом изучения психосоматики являются личность пациента, страдающего психосоматическим расстройством и индивидуальные психосоматические проявления; предметом — психосоматические явления, их структура, функции, эволюция при различных видах телесных и психических патологий [7].
Современные представления носят междисциплинарную направленность, сочетая в себе, в первую очередь, психологические и медицинские представления.
Источниками научных взглядов и исследований в области происхождения психосоматических расстройств выступают три основных психологических школы -– психоанализ, когнитивно-бихевиоральная и гуманистическая психология.
Еще Ж. Пиаже указывал на сложности исследования и понимания взаимодействий физического и психического: «Причинное воздействие какого-нибудь органического процесса на сознание столь же непонятно. Подобный процесс состоит в последовательно развертывающихся материальных процессах (…) Для того, чтобы эти материальные процессы модифицировали сознание, нужно было бы, чтобы они нашли в нем точку приложения, природа которой была бы однородна с ними (…), иначе модификация осталась бы непонятной» [16, с. 188]. Для преодоления указанных проблем ученый предложил использовать стратегию разработки понятий, которые могут быть определены двойственным образом (среди которых наиболее известным является понятие эмоционального стресса). Так, например существующий внутриличностный конфликт, который принимается за основу для развития психосоматического заболевания, анализируется в двух плоскостях: с точки зрения клинико-психологического явления, с одной стороны, и через призму такого феномена, как «эмоциональный дистресс». В связи с этим появляется возможность определить его с помощью терминов, относящихся к сфере многомерных психофизиологических, в первую очередь, – вегето-висцеральных соотношений. Хотя такой подход и не позволяет, согласно представлениям Ж. Пиаже, установиться причинно-следственное соотношение психического и соматического, но позволяет определить закономерности развития данного нарушения во времени [16].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы