Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Эффективность механизма правового регулирования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Понятие и предмет правового регулирования 5
1.2. Сущность механизма правового регулирования 10
2. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 15
2.1. Пределы и эффективность правового регулирования в Российской Федерации 15
2.2. Критерии эффективности механизма правового регулирования 20
2.2. Пути повышения эффективности механизма правового регулирования в современных условиях 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Актуальность темы. Необходимость исследования механизма правового регулирования обуславливается научной потребностью в познании сущности действия права как социального регулятора, оценки его потенциала в разрешении поставленных задач. Социальная значимость права состоит в возможности достижения при его помощи соответствующих жизненных результатов. Как обоснованно отмечено в литературе, право — «не выстроенная согласно определенным концепциям система норм, не состояние, а движение, которое заключается в применении юридического инструментария в целях решения поставленных перед людьми задач».
Нормы права не могут быть реализованы сами по себе, также как и правовое регулирование не может быть реализовано только посредством принятия норм права. Для реализации механизма правового регулирования социальных отношений, кроме норм права, принятых в определенном порядке, требуются еще и определенные инструменты, которые дают возможность претворять в жизнь предписания данных норм права.
Понятие механизма правового регулирования, во-первых, дает возможность собрать воедино все явления правовой реальности и представить их в качестве целостности, отобразить их в динамическом, работающем виде, который позволяет охарактеризовать эффективность правового регулирования социальных отношений, и, во-вторых, обрисовать в связи с тем функции, осуществляемые теми или другими юридическими явлениями в системе права. Данному понятию в доктрине придается методологическое значение, и, судя по широчайшему использованию данного понятия, методологическое значение придается ему не зря.
Сложно отыскать какую-либо работу на правовую тему, в которой ученый в том или другом контексте не употребил бы понятие «механизм правового регулирования». Зачастую в данном употреблении просматривается отождествление этого понятия с правом или правовой системой. Вопросы понимания правового регулирования рассматриваются в России уже довольно продолжительное время, однако нельзя говорить о том, что разработка данной темы завершена, или, что она утратила собственную актуальность.
Объектом исследования является механизм правового регулирования как явление социальной и правовой действительности. Предметом исследования является общая и специальная литература, раскрывающая понятие механизма правового регулирования.
Целью данной работы является обобщение и анализ важнейших теоретических положений, касающихся сущности механизма правового регулирования и его эффективности.
Исследование данных вопросов осуществляется с принятием во внимание роли государства в правовом регулировании социальных отношений касаемо новых политических и экономических условий.
В этой связи важнейшими задачами данной работы выступают:
• дать общую характеристику понятия правового регулирования и его предмета;
• рассмотреть сущность и структуру механизма правового регулирования;
• определить пределы и уровень эффективности механизма правового регулирования в России;
• выявить основные пути повышения эффективности механизма правового регулирования в современных условиях.
В работе использовались такие методы, как анализ, синтез и обобщение.
Структура работы включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под правовым регулированием понимают целенаправленное влияние на поведение людей и общественные отношения на основе принятых в обществе правовых средств. К сфере правового регулирования можно отнести три группы общественных отношений. К первой группе можно отнести взаимоотношения людей в процессе обмена ценностями, которые могут носить как материальный, так и не материальный характер. Ко второй группе можно отнести отношения направленные на управление обществом. К третьей группе можно отнести отношения направленные на обеспечение правопорядка, которые направлены на обеспечение нормального протекания процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. В этом случае предметом правового регулирования будут выступать отношения, которые входят в эти группы.
Законодатели четко определяют границы предмета регулирования. Необходимо это для невмешательства в личную жизнь граждан. Каждая отрасль права имеет свой особый предмет регулирования, в структуру которого входят следующие элементы: субъекты – индивидуальные и коллективные; их поведение, поступки, действия; объекты; социальные факты.
Способы правового регулирования представляют в своей совокупности три основных действия: дозволение, дающее возможность совершать субъекту те или иные действия, обязывание, которое направляет субъекта совершать действия в интересах правомочного субъекта и запрет, налагающий табу на совершения того или иного действия.
Помимо этого, существуют и дополнительные способы правового регулирования, к которым следует отнести: меры принуждения, предупреждения и стимулирования.
Пределы правового регулирования представляют собой границы юридического вмешательства в актуальные общественные (жизненные) отношения, обусловленные определенными факторам объективного и субъективного характера. Осмысление пределов общего правового регулирования предполагает анализ, по крайней мере, двоякого рода взаимосвязанных обстоятельств: — во-первых, тех факторов, от которых зависят границы данной деятельности; — во-вторых, меры возможности права изменять, совершенствовать или даже формировать те или иные общественные отношения.
Механизм правового регулирования представляет собой многоступенчатую модель применения права, соблюдение которой приводит к созданию четко функционирующей системы права. Основными стадиями реализации включают в себя: определение нормы права; выявление правоотношений, которые возникают из определенных юридических фактов; применение права.
Структура механизма правового регулирования включает в себя несколько основных элементов: норму права, юридический факт, правоотношение, реализация права, правоприменительный акт.
Эффективность правового регулирования определяется соотношением фактического результата действия данного регулирования с той целью, которую оно преследует. Основными критериями эффективности такого регулирования выступают:
— соответствия требованиям нравственности и закономерностям развития национально ориентированных регулируемых отношений;
— качественное соотношение, как правовых, так и не правовых (моральных) норм;
— характер и профессионализм деятельности правоприменителя;
— строгое использование предписаний управомочивающих норм.
В качестве основных способов повышения эффективности правового регулирования выступают: совершенствование правотворчества; совершенствование правоприменения; повышение уровня правовой культуры.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие и предмет правового регулирования
Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными потребностями данного социального строя.
Определяя правовое регулирование через понятие правового воздействия, необходимо принимать во внимание, что последнее является широким понятием, характеризующим все формы и направления влияния права на социальную жизнь, вместе с тем и функционирование права как воспитательного, идеологического фактора.
И хотя данная сторона функционирования права и правовое регулирование являются взаимопроникающими, нужно видеть, что воздействие права как воспитательного, идеологического фактора по собственной основе не является для него особенным.
В принципе исследуемая сторона юридического влияния, которая основывается на особенностях права в качестве формы социального сознания, не отличается от воздействия на социальную жизнь иных идеологических средств и форм (средств пропаганды, агитации, массовой политической информации, морального воспитания и т.д.).
Правовое же регулирование – особое влияние, которое осуществляется правом как особенным социально-классовым институциональным нормативным регулятором.
Уникальность правового регулирования состоит в том, что оно:
Во-первых, согласно собственной классовой природе выступает такой разновидностью общественного регулирования, которая имеет организованный, целенаправленный, гарантированно-результативный характер, представляет собой нормативно-организационное регламентирование социальных отношений, их ценностное, государственно-властное нормирование.
Во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, обеспечивающих достижение необходимых целей (результатов). Иными словами, для правового регулирования в отличие от общего идеологического воздействия права характерно то, что оно всегда осуществляется при помощи особого, свойственного только праву механизма, призванного в плоскостях статического или динамического опосредствования общественных отношений гарантировать с юридической стороны достижение целей, результатов, которые ставил законодатель, издавая юридические нормы.
Конечно, общее идеологическое воздействие права, взаимопроникая со специфически правовым регулированием, несет на себе печать последнего и в соответствии с этим обладает рядом достоинств (имеет черты всеобщности, конкретности, увязанности с реальными жизненными отношениями, с конфликтными ситуациями и др.).
Но все же по своей основе, по главным особенностям своего содержания оно является не специфически правовым, а именно общим, подчиняющимся единым закономерностям функционирования идеологии, ее влияния на общественную жизнь в данной социальной системе.
Общее идеологическое воздействие права осуществляется по двум основным каналам – информационному и ценностно-ориентированному.
Информационное воздействие права основано на том, что право является одной из разновидностей социальной нормативной информации. При помощи юридических норм доводится до сведения участников общественных отношений позиция государства о требуемом, дозволенном или запрещенном поведении, сообщается о средствах достижения необходимых результатов, о последствиях нарушения норм.
Ценностно-ориентационное воздействие права базируется на том, что, будучи самостоятельной ценностью, право одновременно является носителем многих политических, моральных, духовных ценностей. Потому оно способно вместе с информацией о требуемом, дозволенном или запрещенном поведении формировать те или иные ценностные представления участников общественных отношений, содействовать воспитанию у лица данного образа поведения, влиять на принятую им систему ценностей.
Характер и содержание общего идеологического воздействия права зависят от его классовой природы, его отношения к социальному прогрессу.
Возросшее значение социалистического права как эффективного средства информации и ценностно-ориентированного воздействия связано с повышением роли идеологических факторов в жизни социалистического общества, а также с тем, что оно строится на подлинно научной основе.
С первых же дней существования Советского государства, издаваемые им нормативные юридические акты выступали, по словам В.И. Ленина, в качестве могучих средств пропаганды и агитации – средств, при помощи которых партия давала простому рабочему и крестьянину представление о политике молодого пролетарского государства, призывала их к массовому практическому делу.
Это разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе могут «поддаваться» нормативно-организационному воздействию и в данных социально-политических условиях требуют такого воздействия, осуществляемого при помощи юридических норм, всех иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы