Курсовая теория на тему Эффективность механизма правового регулирования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Понятие и предмет правового регулирования 5
1.2. Сущность механизма правового регулирования 10
2. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 15
2.1. Пределы и эффективность правового регулирования в Российской Федерации 15
2.2. Критерии эффективности механизма правового регулирования 20
2.2. Пути повышения эффективности механизма правового регулирования в современных условиях 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность темы. Необходимость исследования механизма правового регулирования обуславливается научной потребностью в познании сущности действия права как социального регулятора, оценки его потенциала в разрешении поставленных задач. Социальная значимость права состоит в возможности достижения при его помощи соответствующих жизненных результатов. Как обоснованно отмечено в литературе, право — «не выстроенная согласно определенным концепциям система норм, не состояние, а движение, которое заключается в применении юридического инструментария в целях решения поставленных перед людьми задач».
Нормы права не могут быть реализованы сами по себе, также как и правовое регулирование не может быть реализовано только посредством принятия норм права. Для реализации механизма правового регулирования социальных отношений, кроме норм права, принятых в определенном порядке, требуются еще и определенные инструменты, которые дают возможность претворять в жизнь предписания данных норм права.
Понятие механизма правового регулирования, во-первых, дает возможность собрать воедино все явления правовой реальности и представить их в качестве целостности, отобразить их в динамическом, работающем виде, который позволяет охарактеризовать эффективность правового регулирования социальных отношений, и, во-вторых, обрисовать в связи с тем функции, осуществляемые теми или другими юридическими явлениями в системе права. Данному понятию в доктрине придается методологическое значение, и, судя по широчайшему использованию данного понятия, методологическое значение придается ему не зря.
Сложно отыскать какую-либо работу на правовую тему, в которой ученый в том или другом контексте не употребил бы понятие «механизм правового регулирования». Зачастую в данном употреблении просматривается отождествление этого понятия с правом или правовой системой. Вопросы понимания правового регулирования рассматриваются в России уже довольно продолжительное время, однако нельзя говорить о том, что разработка данной темы завершена, или, что она утратила собственную актуальность.
Объектом исследования является механизм правового регулирования как явление социальной и правовой действительности. Предметом исследования является общая и специальная литература, раскрывающая понятие механизма правового регулирования.
Целью данной работы является обобщение и анализ важнейших теоретических положений, касающихся сущности механизма правового регулирования и его эффективности.
Исследование данных вопросов осуществляется с принятием во внимание роли государства в правовом регулировании социальных отношений касаемо новых политических и экономических условий.
В этой связи важнейшими задачами данной работы выступают:
• дать общую характеристику понятия правового регулирования и его предмета;
• рассмотреть сущность и структуру механизма правового регулирования;
• определить пределы и уровень эффективности механизма правового регулирования в России;
• выявить основные пути повышения эффективности механизма правового регулирования в современных условиях.
В работе использовались такие методы, как анализ, синтез и обобщение.
Структура работы включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Под правовым регулированием понимают целенаправленное влияние на поведение людей и общественные отношения на основе принятых в обществе правовых средств. К сфере правового регулирования можно отнести три группы общественных отношений. К первой группе можно отнести взаимоотношения людей в процессе обмена ценностями, которые могут носить как материальный, так и не материальный характер. Ко второй группе можно отнести отношения направленные на управление обществом. К третьей группе можно отнести отношения направленные на обеспечение правопорядка, которые направлены на обеспечение нормального протекания процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. В этом случае предметом правового регулирования будут выступать отношения, которые входят в эти группы.
Законодатели четко определяют границы предмета регулирования. Необходимо это для невмешательства в личную жизнь граждан. Каждая отрасль права имеет свой особый предмет регулирования, в структуру которого входят следующие элементы: субъекты – индивидуальные и коллективные; их поведение, поступки, действия; объекты; социальные факты.
Способы правового регулирования представляют в своей совокупности три основных действия: дозволение, дающее возможность совершать субъекту те или иные действия, обязывание, которое направляет субъекта совершать действия в интересах правомочного субъекта и запрет, налагающий табу на совершения того или иного действия.
Помимо этого, существуют и дополнительные способы правового регулирования, к которым следует отнести: меры принуждения, предупреждения и стимулирования.
Пределы правового регулирования представляют собой границы юридического вмешательства в актуальные общественные (жизненные) отношения, обусловленные определенными факторам объективного и субъективного характера. Осмысление пределов общего правового регулирования предполагает анализ, по крайней мере, двоякого рода взаимосвязанных обстоятельств: — во-первых, тех факторов, от которых зависят границы данной деятельности; — во-вторых, меры возможности права изменять, совершенствовать или даже формировать те или иные общественные отношения.
Механизм правового регулирования представляет собой многоступенчатую модель применения права, соблюдение которой приводит к созданию четко функционирующей системы права. Основными стадиями реализации включают в себя: определение нормы права; выявление правоотношений, которые возникают из определенных юридических фактов; применение права.
Структура механизма правового регулирования включает в себя несколько основных элементов: норму права, юридический факт, правоотношение, реализация права, правоприменительный акт.
Эффективность правового регулирования определяется соотношением фактического результата действия данного регулирования с той целью, которую оно преследует. Основными критериями эффективности такого регулирования выступают:
— соответствия требованиям нравственности и закономерностям развития национально ориентированных регулируемых отношений;
— качественное соотношение, как правовых, так и не правовых (моральных) норм;
— характер и профессионализм деятельности правоприменителя;
— строгое использование предписаний управомочивающих норм.
В качестве основных способов повышения эффективности правового регулирования выступают: совершенствование правотворчества; совершенствование правоприменения; повышение уровня правовой культуры.
Фрагмент текста работы:
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие и предмет правового регулирования
Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными потребностями данного социального строя.
Определяя правовое регулирование через понятие правового воздействия, необходимо принимать во внимание, что последнее является широким понятием, характеризующим все формы и направления влияния права на социальную жизнь, вместе с тем и функционирование права как воспитательного, идеологического фактора.
И хотя данная сторона функционирования права и правовое регулирование являются взаимопроникающими, нужно видеть, что воздействие права как воспитательного, идеологического фактора по собственной основе не является для него особенным.
В принципе исследуемая сторона юридического влияния, которая основывается на особенностях права в качестве формы социального сознания, не отличается от воздействия на социальную жизнь иных идеологических средств и форм (средств пропаганды, агитации, массовой политической информации, морального воспитания и т.д.).
Правовое же регулирование – особое влияние, которое осуществляется правом как особенным социально-классовым институциональным нормативным регулятором.
Уникальность правового регулирования состоит в том, что оно:
Во-первых, согласно собственной классовой природе выступает такой разновидностью общественного регулирования, которая имеет организованный, целенаправленный, гарантированно-результативный характер, представляет собой нормативно-организационное регламентирование социальных отношений, их ценностное, государственно-властное нормирование.
Во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, обеспечивающих достижение необходимых целей (результатов). Иными словами, для правового регулирования в отличие от общего идеологического воздействия права характерно то, что оно всегда осуществляется при помощи особого, свойственного только праву механизма, призванного в плоскостях статического или динамического опосредствования общественных отношений гарантировать с юридической стороны достижение целей, результатов, которые ставил законодатель, издавая юридические нормы.
Конечно, общее идеологическое воздействие права, взаимопроникая со специфически правовым регулированием, несет на себе печать последнего и в соответствии с этим обладает рядом достоинств (имеет черты всеобщности, конкретности, увязанности с реальными жизненными отношениями, с конфликтными ситуациями и др.).
Но все же по своей основе, по главным особенностям своего содержания оно является не специфически правовым, а именно общим, подчиняющимся единым закономерностям функционирования идеологии, ее влияния на общественную жизнь в данной социальной системе.
Общее идеологическое воздействие права осуществляется по двум основным каналам – информационному и ценностно-ориентированному.
Информационное воздействие права основано на том, что право является одной из разновидностей социальной нормативной информации. При помощи юридических норм доводится до сведения участников общественных отношений позиция государства о требуемом, дозволенном или запрещенном поведении, сообщается о средствах достижения необходимых результатов, о последствиях нарушения норм.
Ценностно-ориентационное воздействие права базируется на том, что, будучи самостоятельной ценностью, право одновременно является носителем многих политических, моральных, духовных ценностей. Потому оно способно вместе с информацией о требуемом, дозволенном или запрещенном поведении формировать те или иные ценностные представления участников общественных отношений, содействовать воспитанию у лица данного образа поведения, влиять на принятую им систему ценностей.
Характер и содержание общего идеологического воздействия права зависят от его классовой природы, его отношения к социальному прогрессу.
Возросшее значение социалистического права как эффективного средства информации и ценностно-ориентированного воздействия связано с повышением роли идеологических факторов в жизни социалистического общества, а также с тем, что оно строится на подлинно научной основе.
С первых же дней существования Советского государства, издаваемые им нормативные юридические акты выступали, по словам В.И. Ленина, в качестве могучих средств пропаганды и агитации – средств, при помощи которых партия давала простому рабочему и крестьянину представление о политике молодого пролетарского государства, призывала их к массовому практическому делу.
Это разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе могут «поддаваться» нормативно-организационному воздействию и в данных социально-политических условиях требуют такого воздействия, осуществляемого при помощи юридических норм, всех иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования