Курсовая теория на тему Эффективность использования портфолио в учебном процессе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 3
1 ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ.. 6
1.1 Понятия и виды портфолио в
образовании. 6
1.2 Особенности применения портфолио
в начальной школе. 14
Выводы по 1-й главе. 20
2 СОЗДАНИЕ ПОРТФОЛИО КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.. 21
2.1 Этапы создания портфолио. 21
2.2 Структура портфолио в начальной
школе. 29
Выводы по 2-й главе. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 38
ЛИТЕРАТУРА.. 40
Введение:
Актуальность темы нашего
исследования обуславливается высоким темпом развития
телекоммуникационных технологий, которые становятся неотъемлемой частью жизни
подрастающего поколения, в связи с чем мы вынуждены постоянно совершенствовать
применяемые в дидактическом процессе подходы по обучению наших детей. От
современных детей требуются более развитые способности к самостоятельной
работе, а также к рефлексии и к умению учиться.
Теоретические основы применения метода
учебного портфолио были заложены ещё во времена формирования современной
концепции классно-урочной системы Я.А. Коменским в контексте необходимости
применения в педагогическом процессе методов, которые уже в XX-м веке назовут
активными методами обучения, а метод учебного портфолио принадлежит к числу
подобных методов.
В настоящее время
большинство авторов склоняются к идее формирования учебных портфолио
школьниками в электронном формате. Серьёзные шаги в этом направлении были
предприняты авторами Э.З. Галимуллиной и Л.Ю. Жёстковым, разработавшим
методические рекомендации по работе с учениками в данном направлении, также
интересными представляются исследования Л.Ф. Ганиевой и И.Н. Новиковой, А.М.
Романовского, Н.С. Селуковой и других авторов.
Цель исследования –
выявление педагогических условий применения метода учебного портфолио, как
метода педагогической диагностики, в педагогическом процессе начальной школы и
обоснование эффективности его применения на современном этапе развития системы
начального образования.
Гипотеза исследования:
педагогический процесс полноценного включения учеников после детского сада в
полноценный учебный процесс в начальной школе будет протекать более успешно и
эффективно, если в педагогический процесс, помимо классических мероприятий по
педагогическому контролю будет внедрён такой способ по педагогической
диагностике, как метод проектов, который может применяться одновременно, как
метод начальной, текущей, рубежной и итоговой педагогической диагностики.
Задачи исследования:
1. Раскрытие
сущности и характерных черт применения метода учебного портфолио, как метода
педагогической диагностики, в дидактическом процессе;
2. Выявление
особенностей применения метода учебного портфолио в условиях системы начального
образования;
3. Исследование
существующих программ по применению метода учебного портфолио в контексте
создания наиболее оптимальной методологии применения метода учебного портфолио
в педагогическом процессе;
4. Создание
методологии применения метода учебного портфолио, как метода педагогической
диагностики, в образовательном процессе в условиях начальной школы.
Предмет исследования –
педагогические условия применения метода учебного портфолио, как одного из
методов педагогической диагностики, в контексте реализации таких функций
педагогической диагностики, как контрольная, прогнозная и, самое главное,
обучающей, предполагающей становление у младших школьников предметных,
межпредметных и универсальных знаний, умений и навыков в начальной школе.
Объект исследования –
педагогический процесс в начальной школе.
В процессе проведения
исследования применялись такие теоретические методы, как: контент-анализ
психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение инновационного
педагогического опыта, сравнительно-сопоставительный анализ исследований других
авторов, а также моделирование.
Теоретико-методологическую
базу исследования составляют: философские теории
взаимосвязи и взаимообусловленности явлений; философские теории системного и
структурно-функционального анализа; теории целостности процессов и явлений; философское
учение об интегральной природе человека и деятельности как основе его
социального развития; положения дифференциально-интегрального (Г. А. Бокарева,
М. Ю. Бокарев), гуманистического (В.П. Бездухов, Е. В. Бондаревская),
личностно-ориентированного (В.В. Давыдов, И. А. Зимняя, В.В. Сериков);
целостного (Н.М. Борытко, B.C. Ильин, В. В. Краевский и др.); деятельностного
(Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн); компетентностного подходов
(В.В. Краевский, A.B. Хуторской).
Теоретическая значимость
работы обусловлена формированием результатов анализа существующей
педагогической литературы, посвящённой применению метода учебного портфолио в
условиях начальной школы.
Практическая значимость
работы обусловлена формированием наиболее эффективной методики применения
метода учебного портфолио в начальной школе.
Структура
курсовой работы обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, каждая из которых представлена двумя параграфами,
заключения и списка использованной литературы, представленной 32 источниками.
Заключение:
Изначально метод учебного
портфолио зародился в США, который, по задумке педагогов, должен был прийти на
смену тестовым технологиям, которые на том этапе развития социальных технологий
и методов обработки информации казались несовершенными. Хотя можно отметить,
что похожие педагогические технологии стали применяться и в Советском Союзе в
средних школах при изучении естественнонаучных дисциплин, в частности,
природоведения, географии и биологии.
Серьёзный вклад в
развитие метода учебного портфолио внесли исследователи, изучавшие особенности
его применения в высшей школе, где, в отличие от общеобразовательной школы,
портфолио рассматривается, как собрание работ студента, демонстрирующих уровень
сформированности его универсальных и профессиональных компетенций.
В настоящее время в
условиях начальной и средней школы существует тенденция исследования
возможностей, положительных и негативных аспектов формирования учебных
портфолио в электронном формате.
По итогам анализа в ходе
настоящего исследования можно сделать следующие выводы:
— В настоящее время большинство исследователей определяет
учебные портфолио, как подборку результатов учебной и воспитательной
деятельности учеников, включающих в себя результаты проводимых мероприятий по
педагогической диагностике, достижений учеников в спортивной и общественной
жизни, творческой и познавательной деятельности школьников. Вместе с тем, можно
выделить четыре основных видов учебных портфолио, применяющихся в
педагогическом процессе: рабочее портфолио, протокольное портфолио, процессное
портфолио и итоговое портфолио.
— Акцент применения метода учебного портфолио в начальной школе
смещается с использования его в качестве метода педагогической диагностики на применение
данного педагогического инструмента в качестве метода обучения и, в большей
мере, воспитания. к основным педагогическим задачам, решаемым в начальной школе
методом учебного портфолио, можно отнести следующие: поддержка учебной
мотивации, поощрение активности и самостоятельности, расширение возможностей
для обучения и самообучения, формирование самообразовательных компетенций.
— Важнейшей целью создания и регулярного обновления портфолио
является демонстрация личных достижений и возможностей учеников как в рамках
непосредственно педагогического процесса, так и в общественной жизни в целом.
Соответственно, следует полагать, что наиболее оптимальный процесс формирования
учебного портфолио с учениками должен состоять из семи этапов: мотивация и целеполагание,
определение структуры, планирование, работа с источниками, предварительная
презентация, презентационные мероприятия, оценка проделанной работы.
— Самый эффективный подход к применению метода учебных
портфолио в начальной школе предполагает создание всеобъемлющего портфолио
ученика, демонстрирующего его достижения как в школе, так и в спортивной и
общественной жизни, уровень развития его творческого потенциала. При данном
подходе можно выделить следующую наиболее оптимальную структуру учебного портфолио
применительно к начальной школе: титульный лист, раздел «Мой мир», состоящий из
подразделов Моё имя, Моя семья, Мой город, Мои друзья, Мои увлечения, Моя
школа, Мои любимые школьные предметы; раздел «Моя учёба», раздел «Моя
общественная работа», раздел «Моё творчество», Раздел «Мои впечатления», раздел
«Мои достижения» и заключительный раздел «Отзывы и пожелания».
Фрагмент текста работы:
1 ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Понятия и виды портфолио в образовании Современный
педагогический процесс представляет собой более сложную дидактическую
деятельность, нежели, например, во времена зарождения и становления
классической привычной для нас классно-урочной системы обучения школьников. Стремительное
развитие технологий, а вслед за ними и экономических и общественных отношений
обуславливает смещение приоритетов в проектировании педагогического процесса с
непосредственного изучения учениками дидактического материала и его усвоения на
развитие у них умений и навыков самостоятельного образования, способности к
дальнейшему обучению после школы, что в настоящее время заложено в большинство
идущих в ногу со временем педагогических систем, и прежде всего, в концепции
непрерывного образования, согласно которой конкурентоспособность специалиста в
современном мире на рынке труда может быть обеспечена только при его
непрерывном пополнении знаний на протяжении всей жизни [1, с. 162].
Но безусловно, уже педагоги, разрабатывавшие
классно-урочную систему, понимали, какие задачи будут стоят перед ней в
будущем. Вот, например, как это описал Я.А. Коменский в своей Великой
Дидактике: «И если всё это надлежащим образом будет выполнено в этой школе
родного языка, то не только для тех юношей, которые поступят в латинскую школу,
но и для тех, которые посвятят себя земледелию, торговле и ремёслам, не может
встретиться нигде ничего настолько нового, с чем бы они хоть отчасти не были бы
уже знакомы. Таким образом, то, чем впоследствии каждый будет заниматься в
области своей деятельности или что будет слышать на священных собраниях или в
других местах, или, наконец, читать в каких-либо книгах, – всё будет или только
более полным освещением, или более подробным разъяснением вещей, уже ранее
известных, и ученики окажутся на