Курсовая теория Экономические науки Макроэкономика

Курсовая теория на тему Эффективность государственного регулирования в переходной экономике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики за рубежом 6
1.1 Понятия «экономика», «государственное регулирование» и его виды 6
1.2 Особенности государственного регулирования экономики за рубежом 10
1.3. Подходы к оценке эффективности государственного регулирования в условиях переходной экономики 16
Глава 2. Анализ применения зарубежного опыта в государственном регулировании экономики в России 20
2.1 Финансовый механизм государственного регулирования в условиях переходной экономики 20
2.2 Особенности применения зарубежного опыта в государственном регулировании переходной экономики в России 26
Заключение 33
Список литературы 36

 

  

Введение:

 

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является регулирование ее развития. Таким образом, государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
В условиях влияния эндогенных и экзогенных факторов национального и мирового пространства российская экономика функционирует в достаточно сложной конъюнктурной среде, что требует выдвижения и достижения противоречивых и в то же время амбициозных задач. Учитывая прогноз Правительства РФ о выходе на новый, трехпроцентный уровень ВВП лишь к 2020 году, актуальность разработки курса экономического реагирования и регулирования, проводимого с опорой на реализацию структурных и институциональных реформ, не вызывает сомнения.
Указанные реформы должны учитывать группу проблем, характерную для российской экономики, а именно сырьевую специализацию производимого ВВП, устаревшее по качественным показателем промышленное оборудование, низкую долю наукоемкой продукции, что обусловливает общую деиндустриализацию производства и низкую конкурентоспособность национальной экономики. Также нельзя не упомянуть обострившиеся отношения с ведущими странами мира, усугубленные в результате введения экономических и политических санкций и способствующие ухудшению многих социально-экономических показателей в структуре российской экономики.
Все вышесказанное обусловливает актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучение современного состояния финансирования системы социальной защиты и определение путей ее совершенствования.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
— рассмотреть сущность государственного регулирования экономики;
— изучить теоретические подходы к государственному регулированию;
— проанализировать зарубежный опыт государственного регулирования экономики;
— изучить возможность использования зарубежного опыта в государственном регулировании экономики России.
Объект исследования – государственное регулирование экономики.
Предмет исследования – современное состояние государственного регулирования в экономике России.
Теоретической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные особенностям реализации государственной экономической политики.
Так, вопросу разработки и реализации экономической политики государства посвящено достаточное количество работ, начиная со времен применения методов и форм познания.
За государственный протекционизм и максимальную опеку государством всех агентов экономики выступали Дж. Стюарт, Дж. Ло, Т. Ман, а также представители кейнсианского и неокейнсианского течения.
Вмешательству государства с точки зрения стимулирования исторически данных преимуществ уделяли внимание В. Рошер, Г. фон Шмоллер, Ф. Лист.
Математический расчет наблюдаемых выгод и издержек в контексте государственного регулирования содержался в работах представителей маржинализма К. Менгера, Л. Вальраса, У. С. Джевонса и фрайбургской школы (Л. Эрхард, А. Мюллер-Армак, В. Ойкен).
Важность индикативного планирования подчеркивалась в исследованиях экономистов французской школы (М. Алле, Ж.-Л. Рюеф), а приоритет невмешательства государства в жизнь хозяйствующих субъектов, проявляющего «оптимизирующее поведение», отдавался классиками (П. Буагильбер, У. Петти, Д. Риккардо) и учеными чикагской школы (Дж. Стиглер, Г. Саймонс, Г. Демсец, Ф. Найт, Дж. Вайнер, Л. Минтс).
Среди отечественных экономистов мероприятия по осуществлению эффективной государственной политики с точки зрения структурных преобразований секторов экономики анализировались Р. С. Гринбергом, В. А. Мау, Л. М. Григорьевым.
Необходимость инновационного совершенствования отмечали И. М. Бусыгина, А. В. Тодосийчук, а важность аккумулирования и грамотного перераспределения финансовых ресурсов в этой сфере подчеркивали А. Г. Аганбегян, А. Г. Куликов, З. Г. Антонова.
Методологическую основу исследования составили общие методы познания (анализа и синтеза, описание и обобщение) и частно-научные методы познания (метод сравнения, графический и табличный методы представления данных).
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список используемых источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В условиях рынка государственное регулирование экономики – это система, состоящая из мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями для приведения существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Развивающийся быстрыми темпами мир заставляет нас искать ответы на основополагающие вопросы о государстве: чем оно должно заниматься, какова его роль, каковы его важнейшие функции в различных экономических системах. Накопленный опыт показывает, что развитие в экономической сфере невозможно без вмешательства государства.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это воздействие государства на работу хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью предоставления наилучших условий функционирования рыночного механизма.
При проведении экономической политики ГРЭ определяется целями, которые стоят перед государственными органами, а еще методами и инструментами, которыми обладает государство. Проанализировав источники современной литературы, можно сказать, что государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в необходимом направлении, поддерживая инструменты денежно-кредитной политики.
Функциями государственного регулирования в сфере экономики являются: государственное осуществление перераспределения полученных доходов с помощью выдачи платежей (пособий, пенсий, компенсаций) и налогообложения; государственная поддержка конкуренции на рынке, так как монополистическая деятельность причиняет ущерб потребителям и обществу в целом; финансовая поддержка науки и охраны окружающей среды; осуществление финансовой поддержки в области производства услуг и товаров для общества.
Методы государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).
Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.
К вопросу об эффективности ГРЭ есть два принципиально разных подхода.
Первый подход заключается в том, что государственное регулирование экономики осуществляется в странах развитого капитализма не менее столетия. Изменялись масштабы, интенсивность, формы регулирования, ставились различные эксперименты, но проблемы, которые было призвано решать государство своей активностью в экономике, остались. Не устранены циклические колебания, отраслевые кризисы, безработица. Более того, появились новые проблемы и противоречия, не известные в первой половине ХХ в.: энергетический, валютный, экологический кризисы; структурные изменения, ведущие к массовой дисквалификации работающих по найму; продолжающееся ускоренное вытеснение живого труда овеществленным, концентрация и централизация капитала, подрывающая конкуренцию; обострение отношений между развитыми и развивающимися странами.
Если кризисы, старые противоречия и проблемы не устранены и возникают новые, значит, ГРЭ неэффективно вообще или в основном неэффективно и носит в значительной степени характер комплексного инструмента общественной эксплуатации. Опыт государственного регулирования перехода бывших социалистических стран к рыночному хозяйству по западным рецептам пока привел к глубокому и длительному сокращению производства, капиталовложений и занятости, инфляции и ухудшению социального положения широких слоев населения.
Второй подход заключается в том, что государственное регулирование экономики решает с разной степенью успешности многие задачи, смягчает противоречия. Заметны успехи ГРЭ в области развития инфраструктуры, сельского хозяйства, научно-технического прогресса. Особенно эффективным ГРЭ оказалось на межгосударственном уровне; достигнуты успехи в либерализации международной торговли, сняты многие проблемы валютных отношений.
Трудно прогнозировать развитие хозяйственных и социальных процессов, еще труднее экстраполировать их в прошлое. Неизвестно, какие бы кризисы и безработицу, торговые войны пришлось пережить миру, не будь ГРЭ.
Современная система государственного регулирования Российской Федерации требует скорейшей модернизации: стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем в экономике.
Зарубежный опыт регулирования структуры экономики может быть использован для регулирования структуры экономики субъектов РФ только в том случае, если он не будет слепо копироваться, а будет применяться с учетом особенностей экономического развития территории. В современных условиях требования к регулированию структуры экономики значительно выросли. Оно должно носить стратегический, целостный характер.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики за рубежом

1.1 Понятия «экономика», «государственное регулирование» и его виды
Развивающийся быстрыми темпами мир заставляет нас искать ответы на основополагающие вопросы о государстве: чем оно должно заниматься, какова его роль, каковы его важнейшие функции в различных экономических системах. Накопленный опыт показывает, что развитие в экономической сфере невозможно без вмешательства государства.
На сегодняшний момент вопрос формирования и реализации экономической политики России становится одним из наиболее важных. Санкции со стороны ведущих мировых государств, экономические флуктуации, влияющие на качество ведения производственной деятельности – все это оказывает прямое воздействие на социально-экономические показатели.
Последствия от введения санкций и действия экзогенных факторов макроэкономической среды нанесли удар по экономике России, в связи с чем вопрос о разработке курса экономического регулирования приобретает особую значимость. В данном случае важным видится обращение к истокам формирования вектора стратегического реагирования, что требует изучения теоретических основ формирования политики государства в сфере экономики .
Функциями государственного регулирования в сфере экономики являются: государственное осуществление перераспределения полученных доходов с помощью выдачи платежей (пособий, пенсий, компенсаций) и налогообложения; государственная поддержка конкуренции на рынке, так как монополистическая деятельность причиняет ущерб потребителям и обществу в целом; финансовая поддержка науки и охраны окружающей среды; осуществление финансовой поддержки в области производства услуг и товаров для общества .
Также существуют косвенные и прямые методы, которые представлены на рис. 1, с помощью которых достигается регулирование экономики государством.
Методы прямого регулирования – это способы государственного регулирования, с использованием административно-правовых методов воздействия на предпринимательскую деятельность разных субъектов хозяйствования. Методы косвенного воздействия – для таких методов характерно то, что они не ограничивают свободу в выборе. Вся экономическая сфера – область применения этого метода .И косвенные, и прямые методы связаны между собой и имеют общие инструменты государственного регулирования – такие как административно-правовые, денежно-кредитная система, финансовая и налоговая системы, собственность государств, государственный заказ.
Все методы государственного регулирования экономики являются эффективными и пригодными. Главная задача – определение причастности того или иного метода в различных ситуациях. Причинами хозяйственных потерь является в основном безмерное использование или косвенных, или прямых методов.
Тем не менее, современная система государственного регулирования Российской Федерации требует скорейшей модернизации: стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем в экономике .
Финансовый механизм экономической политики можно рассматривать как составную часть хозяйственного механизма, который представляет собой совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и методов регулирования экономических отношений и процессов .
Основной целью финансового регулирования является обеспечение экономической и социальной стабильности путем создания соответствующих условий для сбалансированного экономического роста.
Следует отметить, что основными и наиболее действенными формами государственного регулирования экономики в современных условиях являются макроэкономическое планирования и прогнозирования, использование механизма государственного заказа и соответственно регулирования уровня расходов бюджета и предприятий государственного сектора экономики, разработка и реализация государственных программ социально-экономического развития.
Осуществление прогнозирования макроэкономической динамики является важным моментом, учитывая потребность формирования бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, улучшения уровня согласованности между ними.
Весомыми составляющими государственной финансовой политики является бюджетная, налоговая, инвестиционная, денежно-кредитная и социальная политика. Целесообразно отметить, что денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика являются наиболее мощным инструментом государственного регулирования социально-экономического развития страны.
Задачей бюджетной политики государства является рациональное перераспределение финансовых ресурсов между различными уровнями бюджетной системы с целью создания благоприятных условий для развития производства, повышения качественного уровня жизни населения, оптимизации бюджетных расходов. Кроме того, механизм бюджетного регулирования направлен на формирование справедливой модели выравнивания доходов населения путем регулирования налоговых ставок, целевых налоговых льгот, предоставления населению социальной помощи и трансфертов и прочее.
Бюджетное регулирование как составляющая финансовой политики государства должно быть направлено на создание условий для долгосрочного экономического роста.
Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет налоговое регулирование. Основной задачей налогового регулирования, как инструмента влияния на экономические процессы, является установление определенного оптимального уровня налогообложения и механизма администрирования налогов, которые обеспечат сочетание интересов плательщиков налогов и государства.
Целью осуществления влияния денежно-кредитной политики на финансовую систему страны является надлежащий уровень регулирования денежной и кредитной эмиссии, что будет способствовать экономическому росту в условиях стабильности цен. Стоит отметить, что использование составляющих денежно-кредитного регулирования должно быть взаимосогласованным и динамичным, что усиливает положительное влияние государства на реальный и финансовый сектор экономики и снижает уровень системных рисков.
Разработка инвестиционной политики должна начинаться с определения концептуальных основ развития общества и государства, установление ее роли в воспроизводственном процессе на соответствующем временном этапе. Затем формулируются цель и задачи инвестиционной политики, соответствующие основным направлениям социально-экономического развития страны и использования инвестиционных ресурсов в интересах граждан и общества.
Используя инструменты финансового механизма, государство осуществляет значительное влияние на объем и структуру валового внутреннего продукта, состояние платежного баланса, государственных финансов, уровень занятости, инфляции и тому подобное.
В условиях трансформационных преобразований экономки финансовая система является важным инструментом определения приоритетных направлений воздействия государства на экономические и социальные процессы. Направленность механизма управления финансовой системы на решение совокупности имеющихся вопросов предполагает концентрацию, распределение и перераспределение финансово-экономических ресурсов, переориентацию экономики к инновационной модели развития и достижению сбалансированного социально-экономического развития страны, повышение уровня платежеспособности населения. Совершенствование финансовой политики государства должно сопровождаться улучшением уровня институциональной среды финансового механизма экономического роста.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы