Технология обследования речи Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Дыхательно-голосовые упражнения в работе с детьми с ТНР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Понятие
ТНР, причины и классификация. 6

1.1 Тяжелые нарушения речи (ТНР) 6

1.2
Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация. 8

2.
Психологические особенности ТНР и дыхательно-голосовые упражнения в работе с
детьми с ТНР. 12

2.1 Психологические особенности
детей с ТНР. 12

2.2 Звуковая
и дыхательная гимнастика для детей с ТНР. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 28

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ29

  

Введение:

 

 

Актуальность.
Поданным мировой и отечественной статистики число детей, имеющих различные
речевые нарушения, с каждым годом увеличивается. В связи с этим, особую
актуальность приобретает коррекционно-воспитательная работа со школьниками,
страдающими речевыми расстройствами (К.П. Беккер, М. Совак, 1981; Л.Т. Журба,
Е.М. Мастюкова, 1992; Л.С. Волкова, 1995; Б.П. Пузанов, 1999; С.Ю. Бенилова,
Т.С. Резниченко, 1999 и др.).

Дыхательная
система человека, помимо основной функции, принимает непосредственное участие в
развитии речи. У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) дыхание существенно
отличается от здорового ребенка, что обусловлено спецификой дыхательного акта
во время речевой деятельности (М.П. Гранстрем, В.А. Кожевников, 1973; Л.Г.
Парамонова, 1997 и др.).

Анализ
научно-методической литературы показал, что различные специалисты используют в
своих занятиях дыхательные упражнения. Так, логопеды используют различные
специальные комплексы для постановки типа дыхания, координации ротового и
носового дыхания, увеличения силы воздушной струи (Л.Ф. Спирова, 1980; К.П.
Беккер, М. Совак, 1981; Л.С. Волкова, 1995 и др.).

В программе
специальной (общеобразовательной) коррекционной школы 5 вида для детей с ТНР, в
разделе «Физическая культура», отдельно выделены дыхательные упражнения, но
вместе с тем отсутствуют сведения о возрастных особенностях развития основных
параметров внешнего дыхания, соответственно недостаточно вариаций упражнений
для разных возрастных групп. В программе по физическому воспитанию нарушен
принцип единства диагностики (учет возрастных особенностей и коррекции функции
дыхания). Практически отсутствуют специальные педагогические программы,
направленные на совершенствование дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи
средствами оздоровительной физической культуры, которые могли бы параллельно с
логопедами воздействовать на основную патологию ребенка.

Проблемы
обучения и воспитания детей с нарушениями речи являются одними из актуальных
проблем специальной педагогики на современном этапе её развития.

Особенно
актуальной проблемой на современном этапе является обучение и воспитание детей
раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи, поскольку именно в эти
периоды нарушения речи можно сгладить и преодолеть, что значительно поможет
ребёнку в дальнейшем обучении в школе и в социальной адаптации.

Как известно,
при тяжёлых формах патологии у детей с нарушениями речи страдает как
лексико-грамматическая сторона речи, так и звуковая. В целом ряде случаев
отмечаются нарушения просодической стороны речи. Эти нарушения отмечаются в
структуре дефекта при общем недоразвитии речи, при фонетико-фонематическом
недоразвитии, при заикании.

В
многочисленных логопедических исследованиях (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В.
Лаврова, О.С. Орлова, С.Л. Таптапова) отмечается, что в структуре дефекта у
многих детей с нарушениями речи выявляются проблемы в просодическом оформлении
высказывания, страдает темп, ритм, имеются значительные изменения голоса,
нарушается речевое дыхание. Как отмечают выше перечисленные и другие исследователи,
речевое дыхание поражается при целом ряде нарушений речи, таких как дизартрия,
ринолалия, разные формы нарушения голоса. Разработан целый ряд систем по
коррекции названных нарушений речи, в которых предлагаются комплексы упражнений
по коррекции речевого дыхания.

Правильное
дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это
энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение,
артикуляцию и развитие голоса.

Очень часто у
детей с нарушениями речи встречается и нарушение речевого дыхания. Логопеды
отмечают, что дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм
дыхания, многие дети дышат ртом.

Но учить
дышать правильно нужно не только детей с нарушениями речи, но и ослабленных
малышей.

Развитие
речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте
3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций.

В дошкольном
возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная
речь и речевое дыхание. У детей без речевой патологии к пяти годам в процессе
одного речевого выдоха они произносят простые трех-, четырехсловные фразы с
общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками
произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с
использованием речевого дыхания. К 10 годам становление речевого дыхания
завершается.

Логопедическая
работа по развитию речевого дыхания должна строиться с учетом данных полученных
в результате комплексной оценки состояния дыхания и голосового аппарата.

Цель
исследования:
изучить особенности дыхательно-голосовых
упражнений в работе с детьми с ТНР.

Задачи
исследования:

1. Изучить понятие ТНР

2. Проанализировать причины и
классификацию ТНР

3. Изучить психологические особенности
детей с ТНР

4. Проанализировать звуковую и
дыхательную гимнастику для детей с ТНР.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Тяжелые речевые нарушения (ТНР) —
это группа заболеваний, которые включают в себя целый ряд медицинских и
логопедических диагнозов. Сюда относятся все стойкие отклонения речевой системы
у детей с нормальным развитием слуха и отсутствием серьезных умственных
отклонений. Критерием определения речевых нарушений в тяжелых группах является
система общего образования, в которой дети не способны самостоятельно овладеть
критериями.

Дети с тяжелыми нарушениями речи
относятся к особой категории детей с нарушениями развития, они сохраняют свой
слух, первичный интеллект не нарушается, но также влияют на психологическое
формирование значительных речевых дефектов. У этих детей плохой речевой запас,
некоторые вообще не говорят.

Несмотря на достаточные возможности
для интеллектуального развития, эти дети все еще имеют вторичную умственную
отсталость и иногда порождают неверное представление о том, что они умственно
отсталые. Это впечатление усугубляется отставанием в освоении грамоты и
понимании арифметических задач. Все дети с ТНР, независимо от диагноза,
испытывают трудности в овладении письменной речью, так называемая дисграфия
является специфическим нарушением части процесса письма.

Тяжелые речевые расстройства
характеризуются их общим недоразвитием, которое проявляется в низкой самооценке
в плане звучания и лексики, грамматики. В результате большинство этих детей
имеют ограниченное мышление, вербальное обобщение и трудности с чтением и письмом.

Дыхательная и звуковая гимнастика во
взаимосвязи для оздоровления и устранения неврологических нарушений у
дошкольников имеет очень большое значение. Дыхательные и звуковые упражнения
могут быть включены в индивидуальную структуру курса после и упражнений на
произношение, а также в упражнения, используемые в качестве физических
упражнений.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие ТНР, причины и классификация

1.1 Тяжелые нарушения речи (ТНР)

Тяжелые речевые нарушения (ТНР) —
это группа заболеваний, которые включают в себя целый ряд медицинских и
логопедических диагнозов. Сюда относятся все стойкие отклонения речевой системы
у детей с нормальным развитием слуха и отсутствием серьезных умственных
отклонений. Критерием определения речевых нарушений в тяжелых группах является
система общего образования, в которой дети не способны самостоятельно овладеть
критериями.

Это связано со снижением вербальной
памяти после речи, отставанием в логическом мышлении, трудностями в вербальных
инструкциях, дисплазией двигательных навыков, а также снижением мотивации, у
ребенка есть неуверенность в себе и раздражительность. Из — за сильного
языкового барьера ребенок редко общается в обществе, у него не только нет правильно
сформированного диалога, но и нет монологической речи. Слуховая память,
произвольное внимание и продуктивность памяти также значительно снижаются при
формальном сохранении логики мышления.

Тяжелые речевые нарушения означают
полное отсутствие речевого общения или его резкие ограничения примерно в 4-5
лет по сравнению с общими речевыми нарушениями. Можно произнести один слог или
звук, но дети предпочитают общаться жестами. Эта отстающая в развитии
разговорная норма наиболее ярко проявляется в районе 5 лет, когда дети с
нормальным развитием способны произносить большинство звуков, используя
развернутые фразы и предложения.  Диагноз
ТНР проводится психолого-медико-педагогическим комитетом (ПМПК), главным
образом для направления ребенка в специализированное коррекционное учреждение.
Конкретный медицинский диагноз, включенный в группу, может быть поставлен и
раньше. Но специалисты склоняются к мнению, что не стоит ждать, пока комиссия
поставит диагноз ТНР, поскольку первые трудности речи ребенка очевидны, любые
коррекционные мероприятия следует начинать как можно раньше, поскольку время
для полного выздоровления очень велико.

В некоторых случаях можно только
улучшить речь ребенка, но не привести ее в норму. Диагноз, связанный с тяжелыми
речевыми нарушениями ТНР — это собирательное понятие, в котором речевые
нарушения включают различные диагнозы. В зависимости от симптомов и этиологии
необходимы различные виды коррекции, и ее успех во многом зависит от
правильного диагноза.

У детей с нарушениями речи могут
быть: алалия – недоразвитие или полное отсутствие речи, связанное с нарушениями
речевых зон коры головного мозга (экспрессивные и импрессивные, сенсорные,
моторные и сенсомоторные); дизартрия (все степени, кроме стертой) –
неправильное произношение звуков и интонаций, связанное с первичной
недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическое поражение); афазия;
логоневроз (заикание) – обусловлен судорогами речевого аппарата и проявляется
нарушением плавности и ритмичности речи; общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни
речевого развития); ринолалия [21].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы