Курсовая теория на тему «Духовный регламент» Петра I
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Положение Русской Православной церкви в первой четверти XVIII 7
1.1.Взаимоотношение власти и церкви до проведения церковной реформы Петром I 7
1.2. Проведение реформы церкви 1701-1722 гг. 9
Глава 2. «Духовный регламент» и церковная реформа: содержание и последствия 14
2.1. Содержание «Духовного регламента» и церковной реформы Петра I 14
2.2. Последствия введения «Духовного регламента» и церковной реформы… 16
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 21
Введение:
Актуальность темы исследования. На протяжении более тысячелетия Церковь оказывала сильнейшее воздействие на все стороны жизни русского и других принявших православие народов России. Православная Церковь спасала культуру и язык русского народа, выступала как важнейший консолидирующий фактор в объединении удельных русских княжеств, способствовала образованию Русского централизованного государства.
Неоценима роль Русской Церкви в духовной жизни народа. С принятием христианства пришла письменность. Монастыри стали центрами распространения грамотности на Руси. В них велось летописание, которое сохранило память о первых веках отечественной истории, создавались шедевры древнерусской литературы и иконописи. Выдающимися памятниками русского зодчества являются храмы и монастырские комплексы. Поэтому изучение истории Русской Православной церкви представляет большой научный интерес и актуальность.
Реформы Петра I значительно повлияли на устройство Церкви и жизнь духовенства в целом. Его личное отношение к религии изменило на многие столетия всю церковную парадигму, не только в области иерархии, но и в отношении к русской церкви.
Теоретическое осмысление этих вопросов дает возможность оценить церковную реформу Петра Великого, к тому же сама петровская эпоха историками оценивается по-разному, хотя невозможно отрицать, что реформы Петра являются очень значимыми в Истории Российского государства. Кроме того, стоит отметить тот факт, что Петр I не является тем человеком, который своей деятельностью полностью перечеркнул церковную жизнь, потому что многие реформы были заложены и до него, но не были развиты в достаточной мере и не имели таких масштабов.
Степень изученности темы в науке. В целом становление историографии по теме можно разделить на три этапа.
На первом этапе (XIX в. – начало XX в.) происходило накопление фактического материала по истории Русской Церкви и первичная обработка источников, преимущественно опубликованных. Данный этап представлен работами таких ученых, как архиепископ Филарет (Гумилевский), И. А. Чистович, П. В. Знаменский, А. П. Доброклонский и других .
Второй этап (начало XX в. – 1917 г.) был связан с повышением интереса к церковной истории синодального периода в связи с дискуссиями о путях развития Церкви. Этот этап характеризуется появлением работ, где накопленные в предыдущие годы фактические и открывшиеся архивные материалы подверглись аналитической обработке. Говоря о правовом положении Русской Православной Церкви в эпоху преобразований Петpa I, большинство исследователей пришли к выводу о негативных последствиях для Церкви реформ, проведенных Петром. На наш взгляд, наиболее интересными с этой точки зрения являются работы С Г. Рункевича, К. В. Харламповича и других .
На третьем этапе (1917 г. – конец 80-х годов XX в.) изучение вопросов истории Церкви, в том числе синодального периода, занимало второстепенные позиции. Первое место в отечественной историографии заняли вопросы классовой борьбы и революционного движения. С этих позиций и рассматривались проблемы синодальной реформы Петра I в немногочисленных обобщающих трудах по истории Церкви и некоторых диссертационных исследованиях.
На современном этапе, который начался в конце 80-х годов XX в., вместе с возросшим интересом к православию начинают появляться работы, затрагивающие отдельные аспекты правового положения Русской Православной Церкви в синодальный период ее истории .
Вывод: Сама петровская эпоха историками оценивается по-разному, хотя невозможно отрицать, что реформы Петра являются очень значимыми в истории Российского государства. Обобщая и анализируя литературные источники по теме, можно сделать вывод, что состояние Русской Православной Церкви в эпоху реформ Петра Великого очень сильно изменилось. Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории. Известно, что многие реформы уже закладывались его предшественниками, но никто на всем протяжении истории русской монархии, не смог добиться таких изменений для государства в целом. Некоторая часть из них не прижилась, некоторые были введены слишком резко, но факт остается фактом: Петр изменил саму Церковь и создал для нее условия полной зависимости от государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым положением Русской Православной Церкви в период проведения церковной реформы Петра I, а также государственно-церковные отношения в России в указанный период.
Предмет исследования представляет собой изучение развития законодательства регулировавшего религиозную жизнь подданных, правовой статус православного духовенства, состав, структуру, порядок формирования и компетенцию Св. Синода, его место в системе высших органов государственной власти Российской империи в первой четверти XVIII в.
Цель исследования: охарактеризовать «Духовный регламент» Петра I и изменение статуса Русской Православной церкви в первой половине XVIII века в России.
Задачи исследования:
– рассмотреть взаимоотношение власти и церкви до проведения церковной реформы Петром I;
– определить предпосылки проведения реформы церкви 1701-1722 гг.;
– охарактеризовать содержание «Духовного регламента» и церковной реформы Петра I.
При рассмотрении данной темы использовались источники: Манифесты: Манифест «О вызове иностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания» от 16 апреля 1702 г. ; Манифест «О призыве шведов в службу и о позволении им в Российском государстве, по учинении присяги, селиться, вступать в супружество, приобретать недвижимую собственность, заниматься торговлею и промыслами» от апреля 1721 г.
Особое место среди источников занимает Духовный регламент 1721 г. , согласно которому на архиерея возлагался контроль за деятельностью подчиненных ему духовных правлений и других подведомственных учреждений. Регулирующее значение регламент сохранял вплоть до конца синодального периода.
Сформулированные выше задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Реформу церковного управления Петр решил начать с подготовки Регламента для Духовной коллегии, поручив его написание Феофану Прокоповичу. В феврале 1720 г. Регламент был готов. Согласно Регламенту Духовная коллегия учреждалась для «исправления чина Духовнаго» и состояла из Президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров. Духовная коллегия создавалась как одна из коллегий, подотчетных Сенату. Отсюда ее полное отождествление с иными бюрократическими ведомствами: тот же состав, устав, присяга, административная подчиненность.
Определение, данное Духовной коллегии в Духовном регламенте 1721 года, основной характеристикой называет управление Церковью по коллегиальному принципу, сродни делам правительственным. Отдельно подчеркивается радикальное различие между Синодом и прежними Соборами, указывается, что то были временные организации, а Синод — создан на века. Прообразами Синода в Духовном регламенте представляются афинский Ареопаг и Иерусалимский Синедрион. При этом, на более современный и очевидный прототип — протестантские консистории документ не ссылался. Регламент подчеркивал исключительно государственный характер данного органа, подчиняющегося державному монарху и «от него установленного». Так монарх стал по статусу выше Синода и выступал его судьей.
Положение Духовного Регламента 1721 года о том, что всероссийский император правит, как «христианский монарх», тем не менее, прямо не определяло необходимость принадлежности монарха к Православной вере.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Положение Русской Православной церкви в первой четверти XVIII
1.1. Взаимоотношение власти и церкви до проведения церковной реформы Петром I.
Русская церковь появилась в 988 г. как одна из митрополий Константинопольской Патриархии, зависимая не только от византийского патриарха, но и от византийского императора, которым принадлежали обширные права в отношении русской митрополии, а именно регулирование русского церковного устройства; разрешение религиозных споров; посвящение русских митрополитов; высший надзор за деятельностью митрополитов (константинопольские патриархи требовали от митрополитов предоставления сведений о положении церковных дел на Руси); право суда над русскими митрополитами; право получения денежной дани от митрополии.
С самого учреждения Русская церковь оказывала большое влияние на развитие Русского государства. Первые митрополиты, будучи по происхождению греками, принесли на Русь идею Богом поставленного великого князя, идею единого государства с неделимой территорией, византийскую культуру и грамоту, чины Византии. В XIV в., когда на Руси начался процесс воссоединения государства под главенством Московского княжества, которому способствовал Иван Калита, «Собиратель Земли Русской», Русская церковь служила объединяющим фактором. К концу века сложились предпосылки для образования единого государства под властью единого князя, что могло послужить цели борьбы с татаро-монгольским игом и восстановлению независимости Русского государства.
После падения Константинополя в 1453 г. и освобождения от татаро-монгольского ига в 1480 г. Русь стала воспринимать себя законной преемницей византийского наследия как носитель истинной веры. После падения Византии Русь осталась единственным независимым православным государством. Национальная политическая мысль стала развиваться в направлении преемственности власти русских правителей от византийских василевсов. В результате к XVI в. в российских умах укоренилось осознание России как преемницы византийского наследия, цель Русского государства виделась в возглавлении мировой христианской культуры, миссия Русского царя – в исполнении обязанностей всемирного православного государя.