Всеобщая история Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Духовный мир древних греков и римлян. Представления Цицерона об ораторском искусстве

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Представление Цицерона об ораторском искусстве 5

§1. Требования Цицерона к ораторскому искусству 5

§2. Требования Цицерона к ораторской речи 8

§3. Ораторское искусство – врождённый или приобретённый навык? 10

§4. Выводы по главе 12

Глава 2. Представление Цицерона об ораторе 13

§1. Знание целевой аудитории 13

§2. Кого Цицерон считал лучшим в ораторском искусстве, а кого критиковал 15

§3. Выводы по главе 18

Заключение 19

Список использованных источников 21

  

Введение:

 

Данное исследование ставит своей целью изучение духовного мира Древней Греции и Древнего Рима, а именно культуры ораторского искусства на основе трактатов Марка Тулия Цицерона «Три трактата об ораторском искусстве». В настоящей работе будут исследованы этика оратора, природа ораторских навыков, качества, критикуемые и одобряемые Цицероном, а также советы по расположению одобрения публики.

Актуальность данной работы состоит в востребованности ораторских умений как в современном обществе, так и во все эпохи. Объектом данной работы является ораторское искусство, предметом же являются требования Марка Тулия Цицерона к ораторскому искусству и речи, его представления об ораторе.

В ходе исследования будут разрешены следующие задачи:

• Исследование требований Цицерона к ораторскому искусству и речи;

• Определение правильных подходов, располагающих аудиторию к оратору;

• Изучение правильных качеств оратора;

• Подведение итогов первой и второй главы для обобщения изученного материала.

Для достижения поставленных целей будет проведён анализ основного литературного источника – трактатов «Три трактата об ораторском искусстве» древнеримского философа и оратора Марка Тулия Цицерона, в содержание которого входят трактаты: «Об ораторе», «Брут, или о знаменитых ораторах», «Оратор», «О переводчиках», «Топика».

По мнению исследователя С.С. Деминой, данные трактаты очень актуальны на сегодняшний день в контексте анализа человеческих эмоций и позволяют глубже изучить культуру Древнего Рима .

Мнение исследователя Бобровниковой Т.А. заключается в том, что римское право во времена Цицерона достигло совершенной степени и являлось чистым воплощением демократии, потому труды Марка Туллия так актуальны в контексте данного явления и времени. Также исследователь выделяет, что процессы решения споров ораторов являлись главными орудиями политиков, оттого так значимо было совершенное владение ораторским искусством .

По мнению другого исследователя — Александра Марея, трактаты Цицерона внесли большой вклад в изучение явления «народа» в контексте демократии, которое сформировалось именно в римском праве. Здесь Александр Марей отмечает, что Цицерон вкладывал в понятие «народ» во-первых, всеобщую пользу, а во-вторых, разумное согласие с правом . Исследователь Жуйкова Д.О. отмечает, что три трактата Цицерона вобрали весь опыт древнеримского философа, приобретённого на форумах, в политике и суде об основах истории, права и философии .

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате исследования труда Марка Тулия Цицерона были выявлены важнейшие факторы, определяющие сущность ораторского искусства. Марк Тулий Цицерон обозначает обязательным обладание всесторонним образованием, что определяет степень эрудированности, осведомлённости и культуры человека.

Необходимыми к изучению науками являются философия, физика, актёрское мастерство, история, политология, право и юриспруденция. Помимо этого, оратор должен знать свой голос, иметь выразительную мимику и жестикуляцию.

При составлении речи необходимо сначала найти то, что будет сказано, взвесить доводы, затем структурировать изложение, оформить его грамотно и наполнить красивыми словами и выражениями, и в конечном счёте запомнить речь.

Ораторское искусство прежде всего приобретается человеком, при этом не ограниченным природными дарованиями. Стимуляцией к развитию ораторских способностей является желание и старание. При этом могут существовать люди как одаренные природой в определённых качествах, так и обделённые в них.

Без знания философа о характере и свойствах людской души, невозможно разжечь пламя в людских сердцах или, наоборот, успокоить их душевные порывы, что является наиважнейшей ролью в деятельности оратора. Образ оратора должен воплощать лояльность и справедливости. Для демонстрации подобного образа нужно передать качества кротости, скромности, благородства, добродушия и почтительности и показывать отсутствие корысти, жадности, гнева, заносчивости, резкости и своенравия – такие качества не способствуют благоволению, а скорее отвращают.

Неуспех же имеют ораторы потому, как могут предоставить только усладу для слуха, нарушив которую, сразу же получают неминуемое неодобрение, потому как кроме в их речи ничего не содержится.

Основная причина отсутствия качественного ораторского искусства у молодого населения Рима заключалась в том, что они не желали тратить много своего времени на изучение и постижение наук.

Неуважение у Марка Тулия Цицерона вызывают ораторы, которые не имеют стеснения, потому как они не видят своих ошибок и не ощущают ответственности, которая ложится на них с обретением ораторской должности.

В процессе порицания или восхваления отдельных лиц необходимо использовать разные подходы, для совещательных речей — совет, хвалебные речи подводятся к оценке главного лица, судебные, как правило, должны содержать тезисы о справедливости.

Таким образом, в настоящем исследовании был сформирован образ добросовестного оратора, изучена этика ораторского поведения и выявлены качества, благоприятно влияющие на расположение публики.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Представление Цицерона об ораторском искусстве

§1. Требования Цицерона к ораторскому искусству

В своём трёхтомном трактате «Об ораторе» Марк Тулий Цицерон в форме полилога между тремя выдающимися ораторами: Марком Антонием Старшим, Квинтом Сцеволой и Луцием Крассом. В разговоре формулируется точка зрения автора, заключающаяся в следующем: в первую очередь, оратор должен быть образованным человеком, сведущим во всех науках. По словам Цицерона, всестороннее образование – неотъемлемый фактор владения ораторским искусством, определяющий степень эрудированности, осведомлённости и культуры человека: «…никто не впра¬ве звать¬ся ора¬то¬ром, если он не иску¬шен во всех нау¬ках, достой¬ных сво¬бод¬но¬го чело¬ве¬ка; даже если мы и не поль¬зу¬ем¬ся ими непо-сред¬ст¬вен¬но для речей, то все-таки по сло¬вам нашим вид¬но, све¬ду¬щи мы в них или неве¬же¬ст¬вен¬ны» .

Оратор не обязательно должен посвящать свою жизнь науки, однако, при этом он хотя бы обязан иметь среднее и общее представление о достижениях наук различных областей своей эпохи .

По мнению великого философа и оратора, в отсутствии знаний речь оратора, какой бы возвышенной и высокопарной она не была, будет лишь пустым звоном красивых фраз , потому, как только «в науках заключается источник совершенного красноречия» . Использование беглых обозначений слов в рассуждении, без обширных познаний в тех или иных областях теряет всякий смысл и, по мнению Марка Тулия Цицерона, удостаивается смеха. Красота в речи должна формироваться не только посредством подбора слов, но и их правильным расположением. Ко всему прочему (многообразию наук, необходимых к изучению), оратор должен быть образованным, остроумным, проникнутым благородностью, воспитанностью и изяществом, обладать чувством юмора, быстротой и краткостью ума в защите и нападении в ораторском искусстве .

Централизующей наукой Марк Тулий Цицерон считал философию, которая признавалась лучшими учёными того времени как «мать всех наук» . Знание философии как науки о размышлении и о сопоставлении в дальнейшем помогает молодым ораторам постигать не менее важный научный аспект риторики – диалектику, составляющую искусства спора и рассуждения, с её постижением ритору открываются возможности чистого, ясного и строго логического изложения . Однако, оратор должен своей речью «украшать» спор или рассуждение, потому как будучи диалектиком, предмет его деятельности касался бы исключительно разбирательств, будучи профессиональным ритором, он должен уметь вести рассуждение не только логично, но и красиво .

О философах Цицерон рассуждает так: что если даже они, собравшись для обсуждения философских вопросов не примут в свой круг оратора, руководствуясь разделением этих двух наук, в то время только оратор во всей красоте, обстоятельности и выразительности сможет рассудить о таких часто обсуждаемых темах, повседневных и при этом глубоких, как о добродетели, праве и справедливости, о согласии, умеренности, дружбе и величии души . Великий древнеримский политик и философ рассуждал, что без знания философа о характере и свойствах людской души, невозможно разжечь пламя в людских сердцах или, наоборот, успокоить их душевные порывы, что является наиважнейшей ролью в деятельности оратора .

Далее, Марк Тулий Цицерон считает высшей степенью невежества незнание права и юриспруденции, потому как они являются основным инструментом в решении большинства споров, являя собой воплощение справедливости. Работа оратора состояла в обсуждении на форумах международной политики и законов, поэтому незнание права делало его абсолютно некомпетентным в данной области искусства . Цицерон говорил, что человек не способен рассудить отклонение или принятие того или иного закона, решения, касательно государственных дел, без понимания и знания политологии .

Далее, если оратор всё же хорошо осведомлён в политологии, юриспруденции и праве, он всё равно не сможет объективно обсуждать принятие новых реформ и законов без знания старых. Таким образом, следующей наукой, необходимой к изучению, предстаёт история. По мнению великого оратора, должны быть изучены основные события государства как своего, так и других, ведь не зная истории своих предков, человек существует неразумно без опыта прошлых поколений и событий. А знания древности и используемые в рассуждении примеры придают речи не только красоту, но и подтверждение, основание для большей убедительности .

Таким образом, обращаясь к истории, оратор вызывает мудрейших и самых надёжных свидетелей с того света, таких как Сципион Эмилиан, Солон . Помимо прочего, оратор должен знать духовные настроения народа, его религию и традиции .

Однако, знания наук, необходимых добросовестному оратору, не ограничиваются гуманитарными, в их число Цицерон также включает и физику. Её обязательно нужно знать для понимания сущности вещей и процессов в природе для создания полноценного представления о строении мира, что придаст речи возвышенность и величие .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы